Идея создания в Казахстане транспортно-логистического хаба невозможна без развития грузовых перевозок. В этом отношении акционерному обществу «Қазтеміртранс» (КТТ) отведена существенная роль. Будучи 100%-й «дочкой» КТЖ, компания является оператором грузового подвижного состава, которому принадлежит более половины рынка грузовых железнодорожных перевозок
Готовность КТТ к задачам, поставленным перед отраслью руководством страны, мы обсудили с Дастаном Солтанбаевым, вице-президентом по развитию АО «Қазтеміртранс».
Дастан Хасенович, расскажите, пожалуйста, о структуре КТТ, о задачах, которые решает сегодня компания.
«Қазтеміртранс» создавался в период реформирования железнодорожной отрасли Республики Казахстан в качестве рыночно ориентированной компании для более эффективного использования грузового вагонного парка АО «НК «Қазақстан темір жолы». Сегодня заметно окрепшая «дочка» наряду с основной деятельностью по обеспечению материнской компании грузовыми вагонами оказывает транспортно-экспедиторские услуги, осуществляет ремонт и модернизацию подвижного состава, оперирует вагонами. Две трети грузов по Казахстану перевозятся железной дорогой. В связи с началом работы Таможенного союза, а также в связи с новыми проектами на востоке мы ожидаем рост грузопотока через Казахстан. Несложно понять, что в таком случае актуальным становится вопрос технического и количественного состояния вагонного парка. Сейчас компания активно решает проблему дефицита вагонов, в том числе и за счет проведения мероприятий по ремонту и модернизации подвижного состава. Так, за 12 месяцев 2011 года всеми видами ремонта отремонтировано более 20 тыс. вагонов, из них капитальный ремонт прошло более 1,5 тыс., деповский — более 18 тыс., капитальный ремонт с продлением срока службы — еще порядка 1200 вагонов. Кроме этого, благодаря грамотной инвестиционной политике правительства в лице Министерства транспорта и коммуникаций мы активно закупаем новые вагоны. Например, с 2010 года КТТ приобрел более 12 тыс. единиц подвижного состава.
В минувшем году компания приступила к реализации проекта по автоматизации системы управления вагонным парком АО «Қазтеміртранс» (АСУ КТТ). Уже на начальном этапе проект позволил автоматизировать довольно трудоемкий процесс ведения технологического документооборота, в дальнейшем при помощи программы можно будет вести учет и контроль, а главное — делать анализ ремонтных работ, проведенных на грузовом вагоне. В ходе второго этапа, который мы запустили в этом году, будут автоматизированы задачи оперирования и экспедирования грузового вагонного парка. Это позволит обрабатывать информацию, поступающую с линейного уровня железных дорог Казахстана в режиме online, например, о погрузке/выгрузке, данных о дислокации подвижного состава, о родах перевозимых грузов. Мы планируем добиться повышения уровня доходов, в том числе и за счет внедрения автоматизированных процедур планирования ремонта вагонов, своевременного выявления непроизводственного простоя подвижного состава.
Вы заговорили об автоматизации задач по оперированию грузовыми вагонами. Какие еще мероприятия проводятся в этом направлении?
В настоящее время в оперировании компании находится более 4,5 тыс. вагонов. Перевозки грузов этими вагонами осуществляются согласно заявкам клиентов и в зависимости от объемов. Мы планируем ежемесячно «переводить» в оперирование по 2 тыс. вагонов, с тем чтобы до конца 2012 года довести этот показатель до 10 тысяч. Это, безусловно, отразится и на расширении географии, и на количестве маршрутов, оперируемых АО «Қазтеміртранс». Если говорить о доходах по оперированию с начала 2012 года, то они, безусловно, выросли в сравнении с аналогичным периодом 2011 года. Во многом это результат принимаемых КТТ мер по эффективному использованию вагонов, которые будут продолжены.
С чем связано недавнее повышение тарифов на грузоперевозки? Не отразится ли это на грузоотправителях?
Повышение тарифов на аренду грузовых вагонов — мера вынужденная, которая обусловлена в первую очередь необходимостью увеличения вагонного парка АО «Қазтеміртранс» для обеспечения перевозок грузов. Мы проводим уникальную по своим масштабам программу по обновлению вагонного парка, что, безусловно, требует серьезных финансовых вливаний. Тем не менее даже с повышением тарифов стоимость наших услуг все равно существенно ниже, нежели услуги частных операторов и операторов соседних государств.
Говоря о технических условиях, насколько компания активна в модернизации имеющихся производственных баз?
В деле железнодорожных грузоперевозок большую роль играют различные технические обновления и усовершенствования, поскольку они способствуют модернизации железной дороги, позволяют рынку развиваться. Мы проводим объемную работу по модернизации своих производственных мощностей, в частности, провели капитальную реконструкцию вагоноремонтных депо (ВРД) на станциях Арысь и Уральск, сейчас работаем над ВРД Балхаша и Кушмуруна. Внедрение новых технологий практически исключает человеческий фактор, что дает не только дополнительный экономический эффект, но и повышает качество ремонта и безопасности.
Действительно, человеческий фактор — основная составляющая не только безопасности проектов, но и работы системы в целом. Готовы ли ваши сотрудники работать на новой технике? Как в КТТ решают вопрос профессиональной подготовки специалистов?
На протяжении нескольких лет мы организуем обучение и переподготовку кадров как на базе транспортных вузов страны, так и в специализированных обучающих центрах России. К примеру, только в 2011 году было обучено более 200 работников КТТ. На регулярной основе проводятся мастер-классы по разным темам — производство, экономика, снабжение, техническая безопасность, корпоративное управление, юриспруденция. Современный специалист должен обладать подготовкой по целому ряду отраслей. Но для нас это не единственное проявление заботы: социальная поддержка для нас не пустой звук. Мы делаем все, чтобы люди хотели у нас работать и ответственно относились к своей работе. Если говорить языком цифр, то только в 2011 году компания обеспечила медицинским страхованием 1314 своих работников и членов их семей, еще порядка 900 сотрудников региональных филиалов прошли медицинский осмотр за счет средств компании. Также в 2011-м поправили свое здоровье в оздоровительных центрах 280 детей работников КТТ и около 300 представителей филиалов компании.