Рекомендуем
×
Первое экспортное авто. Увеличение активов банков второго уровня. О вступлении в ВТО, о госдолге Читать далее

портрет лидера

01 декабря 2011/ РБК ЦА/ Автор Елена Тумашова

Вагонные вопросы

Значение железнодорожного транспорта, в частности грузового, для экономики Казахстана велико. И дело не только в том, что этот способ транспортировки грузов считается одним из самых удобных, недорогих и надежных. Географические условия Казахстана, обширность территории, сырьевая структура производства, размещение производительных сил делают роль железнодорожного транспорта в экономике чрезвычайно важной. Все это объясняет тот факт, что почти две трети всего грузопотока в Казахстане обеспечивается именно за счет железных дорог. Несложно понять, что в таком случае актуальным становится вопрос технического и количественного состояния вагонного парка. Особенно учитывая, что в последние годы отрасль испытывает дефицит грузовых вагонов. Причины такой ситуации? Их несколько. Прежде всего, это высокий износ парка грузовых вагонов, что неудивительно: долгое время, практически весь переходный период развития, в стране использовалось вагонное «наследство» Советского Союза. Также были проблемы в производстве вагонов, деталей, необходимого оборудования; благо в последнее время эти вопросы решаются – за счет открытия новых и активизации старых специализированных предприятий, так что отрасль может рассчитывать на определенное обновление. Кроме того, немаловажным становится такой фактор, как рост экономики Казахстана, постепенное превращение республики в транспортно-логистический хаб, соответственно, увеличивается объем перевозок, и это требует все больше и больше грузовых вагонов.

Вся эта информация поможет нам понять, почему «вагонная» работа АО «Қазтеміртранс» является действительно важной для отрасли. Итак, что делает КТТ? В первую очередь, приобретает новые вагоны. В этом смысле 2010–2011 гг.

стали для компании ключевыми. В указанный период она смогла существенно пополнить свой вагонный парк, привлекая заемные средства из различных источников финансирования, в том числе и на международном рынке.

Если рассматривать ситуацию с 2010 года, то за это время было привлечено свыше 139 млрд тенге заемных средств, которые будут использованы для приобретения в 2011–2012 гг. более 12 000 грузовых вагонов. Из них большую часть, порядка 7000 вагонов, компания закупила в 2011 году. По словам президента АО «Қазтеміртранс» Шагдарбека Жайсанбаева, «это позволит в определенной степени удовлетворить существующую потребность отрасли в грузовых вагонах».

Помимо обновления подвижного состава, КТТ занимается поддержанием вагонного парка в технически исправном состоянии. Так, за 12 месяцев 2011 года всеми видами ремонта отремонтировано 20 847 вагонов принадлежности КТТ, из них капитальный ремонт прошли 1507 вагонов, деповской – 18 067 единиц, капитальный ремонт с продлением срока службы – 1273 вагона. Таким образом, за счет ремонта и модернизации Қазтеміртранс ежегодно удерживает в строю порядка 20 000–22 000 вагонов. Это, естественно, в значительной степени позволяет решить проблему дефицита грузовых вагонов. 

Да – отечественному!

Одним из ключевых направлений деятельности компании стала поддержка отечественных предприятий. Акционерное общество «Қазтеміртранс» одним из первых откликнулось на призыв главы государства Нурсултана Назарбаева наладить на постоянной основе сотрудничество с отечественными производителями товаров и услуг.

«Для начала компания выпустила бюллетень с перечнем продукции, запасных частей и оборудования, необходимых ей для проведения плановых видов ремонта. Этот бюллетень стал своеобразным путеводителем для отечественных производителей запасных частей и деталей для железнодорожного транспорта, крупных вагоностроительных и машиностроительных заводов», – рассказывает президент КТТ.

Забегая вперед, отметим, что сегодня Қазтеміртранс закупает у казахстанских предприятий порядка 99% работ и услуг. Кроме того, для поддержки отечественных товаропроизводителей, а также для уменьшения зависимости от импорта компания работает над увеличением доли казахстанской составляющей в объеме товарно-материальных ценностей, закупаемых для своих нужд, что предусмотрено действующей в КТТ программой на 2009–2013 гг. Уже в ноябре 2009 года компания почти вдвое увеличила долю казахстанской составляющей в закупаемых товарах и услугах, подписав с отечественными предприятиями 11 меморандумов и 26 договоров на общую сумму более 25 млрд тенге (против 16 млрд тенге в 2008 году).

В 2011 году начались долгосрочные закупки запасных частей у отечественных товаропроизводителей. Срок исполнения договорных обязательств – до 2015 года, ориентировочная сумма по долгосрочным контрактам составила около 980 млн тенге. Кроме того, на сегодняшний день Қазтеміртранс является основным заказчиком продукции отечественного вагоностроения. Компания активно закупает вагоны, изготовленные отечественными предприятиями АО «ЗИКСТО», ТОО «Казахстанская вагоностроительная компания», ТОО «Аралвагон». На вопрос «РБК Центральная Азия», насколько продукция отечественных производителей отвечает современным требованиям, в отделе формирования и мониторинга плана закупок АО «Қазтеміртранс» пояснили: условия поставок, сроки исполнения, качество товаров, работ, услуг и пр. – все эти позиции предусматриваются условиями заключаемых контрактов в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан. В большинстве случаев договорные обязательства исполняются в рамках заключенных контрактов, в случае нарушения каких-либо пунктов КТТ принимает меры, предусмотренные условиями договоров, в соответствии с действующим законодательством РК и требованиями уполномоченных государственных органов, АО «ФНБ «Самрук-Қазына». 

В приоритете – инновации!

Успех любого предприятия – это результат «действия» нескольких составляющих. В деле железнодорожных грузоперевозок большую роль играют различные технические обновления и усовершенствования, поскольку они способствуют модернизации железной дороги, позволяют рынку развиваться.

В последние годы АО «Қазтеміртранс» проводит масштабную работу по модернизации своих производственных мощностей, в частности, проведена капитальная реконструкция вагоноремонтных депо (ВРД) на станциях Арысь и Уральск, на очереди – ВРД Балхаш и Кушмурун. «Переоснащение производственных объектов, внедрение новых технологий способствует увеличению производительности труда, минимизирует участие человека, благодаря чему практически исключается человеческий фактор. Это дает не только дополнительный экономический эффект, но и повышает качество ремонта и безопасности», – поясняет г-н Жайсанбаев.

В минувшем году компания приступила к реализации проекта по автоматизации системы управления вагонным парком АО «Қазтеміртранс» (АСУ КТТ). Уже на начальном этапе проект позволил автоматизировать довольно трудоемкий процесс ведения технологического документооборота, в дальнейшем при помощи программы можно будет вести учет и контроль, а главное – делать анализ ремонтных работ, проведенных на грузовом вагоне. «В ходе второго этапа планируется автоматизировать задачи оперирования и экспедирования грузового вагонного парка компании, что в краткосрочной перспективе позволит обрабатывать информацию, поступающую с линейного уровня железных дорог Казахстана, в режиме online (погрузка/выгрузка, данные о дислокации подвижного состава, о родах перевозимых грузов и т. д.). За счет внедрения автоматизированных процедур планирования ремонта вагонов, своевременного выявления непроизводственного простоя подвижного состава КТТ уже в 2012 году планирует добиться повышения уровня доходов», – поясняет президент АО «Қазтеміртранс». В компании уверены, что инновационные разработки и технологии являются движущей силой предприятия, способной вывести ее на лидирующие позиции. 

Кадры решают все

Еще одна тема, которой в компании уделяют особое внимание, – это кадровая политика. По словам г-на Жайсанбаева, «компания всегда старалась привлечь и удержать профессиональных сотрудников, которые не просто хорошо делают свою работу и получают зарплату, но и переживают за судьбу предприятия и отрасли в целом». Более того, стремительное развитие транспортной отрасли, автоматизация бизнес-процессов, внедрение инновационных технологий предъявляют к специалистам, работающим в данной сфере, новые требования.

На протяжении нескольких лет КТТ организовывает обучение и переподготовку кадров как на базе транспортных вузов страны, так и в специализированных обучающих центрах России. К примеру, в 2011 году было обучено более 228 работников АО «Қазтеміртранс». Вместе с этим регулярно проводятся мастер-классы по разным темам – производство, экономика, снабжение, техническая безопасность, корпоративное управление, юриспруденция.

Однако подпитка знаниями – это не единственное проявление заботы компании о своих сотрудниках: предприятие оказывает всемерную социальную поддержку своих работников. В этих целях организованы мероприятия по обеспечению работников медицинскими услугами, страхованием, путевками, материальной помощью и другими социальными льготами. Если говорить языком цифр, то только в 2011 году компания обеспечила медицинским страхованием 1314 своих работников и членов их семей, еще порядка 900 сотрудников региональных филиалов прошли медицинский осмотр за счет средств компании. Также в 2011 году поправили свое здоровье в оздоровительных центрах 280 детей работников КТТ и около 300 представителей филиалов компании.

Железнодорожная отрасль – сфера специфическая, поэтому задача компании – упростить процесс вливания работников, особенно молодых, в новый коллектив. В то же время железная дорога всегда была кузницей кадров, славные традиции наставничества которой помогли вырасти не одному поколению профессиональных железнодорожников. «Сегодня проблема адаптации молодых специалистов в Қазтеміртрансе не стоит так остро, как, скажем, несколько лет назад, и большая заслуга в этом наших опытных работников, старожилов отрасли, которые не просто делятся своими знаниями и опытом с молодежью, но буквально ведут по жизни молодых железнодорожников», – убежден Шагдарбек Жайсанбаев.

Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто оставьте оценку статьи ;)

Следите за обновлениями сайта в социальных сетях Фейсбук или Твиттер.

Комментарии
Добавление комментария
Имя:*
E-Mail:
или войдите через свой аккаунт:
Таймлайн
Опрос
Какой жилищный вопрос вы решаете в настоящее время?
расширение,
размен,
переезд,
никакой
Архив опросов