Алматы. Business Resource. Учитывая огромную территорию и географическое расположение, транспортная база Республики Казахстан должна соответствовать требованиям мирового уровня, давать толчок росту экономической и политической активности, долгосрочному партнерству в международных проектах с такими стратегическими партнерами как Россия и Китай.
Отсутствие выхода к морю стимулирует развитие железнодорожного транспорта, как основного игрока в доставке казахстанских товаров на внешние рынки и ввозе импортной продукции. Развитие таких секторов экономики как агропромышленный, топливно-энергетический, горно-металлургический и строительный, стимулирует к развитию железнодорожной отрасли опережающими темпами, так как она должна учитывать их потребности.
В настоящее время правительство поставило перед собой цель по опережающему развитию высокотехнологичных производств, машиностроению, легкой и обрабатывающей промышленности, производству продукции более высокой товарной готовности, создание новых предприятий, производящих импортозамещающую и экспортоориентированную продукцию.
Без формирования оптимальной системы железнодорожного транспорта, повышения эффективности и качества услуг, обновления и модернизации основных фондов отрасли, конкурентоспособность нашей продукции стоит под большим вопросом, ведь транспортная составляющая в себестоимости напрямую влияет на конечную цену продукции.
Монополистом на рынке по оказанию услуг по предоставлению тягового подвижного состава является компания АО «Локомотив» - дочерняя организация АО НК «КТЖ». Его инвентарный парк представлен магистральными тепловозами и электровозами, а также маневровыми локомотивами в количестве свыше 1,5 тысяч единиц. Общий парк тягового подвижного состава на конец 2011 года насчитывает 1772 локомотива, из них 571 электровозов и 1 205 тепловозов. Казахстанские железные дороги обеспечивают большую часть – более 70% – грузооборота и 10% пассажиропотока страны.
В то же время значительная часть локомотивного парка имеет существенную степень физического износа – 77%.
По предварительному прогнозу за период 2010-2020 гг. выбытие локомотивов по срокам службы составит 1 011 единиц, в том числе магистральных тепловозов – 382 единиц, маневровых тепловозов – 290 единиц, электровозов – 339 единиц. Получается, что более 57% всего локомотивного парка Казахстана необходимо будет заменять новыми. Перед АО НК «КТЖ» стоят достаточно сложные обязательства по обновлению парка. Согласно плану мероприятий по повышению качества услуг на железнодорожном транспорте, в 2012 году АО НК«КТЖ» приобретет 14 тыс. 737 грузовых вагонов и 134 локомотива, в 2013 году – 1784 грузовых вагона и 93 локомотива, в 2014 году – 2410 грузовых вагонов и 98 локомотивов.
В связи с необходимостью обновления парка были рассмотрены множество вариантов решения этого вопроса: как закуп готовых локомотивов, так и модернизация имеющихся. В итоге было принято решение о создании нового завода по производству локомотивов. АО «Локомотив құрастыру зауыты», дочернее предприятие АО НК ««КТЖ», открылось 3 июля 2009 года и было создано в рамках Государственной программы «Форсированного индустриально-инновационного развития Казахстана». Проектная мощность завода составляет 100 грузовых магистральных локомотивов в год. Осуществить запуск всех мощностей завода планируется к 2014 году. При выходе на полную мощность завод будет удовлетворять спрос Казахстана в локомотивах, и экспортировать свою продукцию на внешние рынки.
Рустем БАЙМАХАНОВ, младший аналитик Агентства по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ)