«Продам готовый бизнес. Недорого. Срочно». Такого рода объявления сегодня уже не редкость – ими забиты газетные полосы. «Наши деньги ЦА» выясняют, как правильно выбрать такой вот бизнес, чтобы грамотно оформить сделку и не прогореть на раскрутке.
Что выгоднее – основать дело с нуля или приобрести «бизнес на колесах»? Вопрос сложный, поэтому для наглядности попытаемся определить основные положительные и отрицательные стороны того и другого варианта.
Когда вы начинаете бизнес с нуля, то полностью уверены в финансовой и документальной чистоте своей компании. Вы подбираете в свою команду именно тех сотрудников, кого действительно считаете профессионалами, и выстраиваете работу под себя. Минус в том, что нужно много времени для того, чтобы раскачать новорожденную компанию и заявить о себе на рынке. Это самый критичный период для только что созданных компаний.
При покупке же готового бизнеса вы получаете уже четкий проект, стратегию развития, наработанную клиентскую базу и рынки сбыта. Однако это высокие финансовые риски, которые не всегда возможно оценить сразу при покупке. Иногда также возникают проблемы с персоналом, который привык работать в прежнем составе.
Как распознать готовый бизнес?
Компании, готовые к продаже, должны быть поставлены на учет в органах налоговой инспекции, иметь юридическую регистрацию и расчетный счет в банке. Но это не все. Готовым бизнесом эта компания является только тогда, когда у нее есть обороты, то есть официальное движение по счетам. Сейчас в Казахстане есть даже целое направление таких предпринимателей, которые создают бизнес для того, чтобы его продать. Допустим, я основываю компанию, показываю ее движение и тут же продаю. Хотя на самом деле, конечно же, большинство продаваемых бизнесов – это все-таки отдельные люди.
Три причины продать бизнес
Бывает так, что бизнес поставлен, раскручен и более или менее удачно функционирует, но, к сожалению, стал уже неинтересен своему хозяину. Или, открыв свое дело и получив практический опыт, он вдруг видит новые интересные рынки сбыта и незанятые ниши. И тогда бизнесмен, чтобы не нести ненужный балласт, просто выставляет его на продажу.
Самая распространенная причина для продажи бизнеса – это кредитная нагрузка. Как правило, на развитие своего дела люди берут заем в банке, который они смогли бы спокойно, не случись в стране кризиса, погашать. А теперь, с учетом сложившейся ситуации, их бизнес вроде бы работает, но приносит недостаточное количество денег. Что с ним делать? Только продавать.
Третий момент, провоцирующий к продаже, – появилась срочная потребность в деньгах. Например, нужно срочно оплатить образование детей за рубежом, появилась угроза здоровью или наметился переезд в другую страну.
Как выбрать бизнес-упаковку
Есть несколько моментов, которые определяют успех или неуспех продажи бизнеса. Так, если продавец решил продать свое дело, то он может пойти двумя путями. Например, дать в газету объявление: «Продаю бизнес» или обратиться в консалтинговую, юридическую или инвестиционную компанию. В Казахстане существует целый перечень организаций, которые оказывают такие виды услуг, как подготовка бизнеса в продаже. Именно они «упаковывают» продаваемый бизнес и защищают интересы как продавца, так и покупателя. Несмотря на то что это дополнительные расходы, именно этот путь зачастую оказывается для первого менее затратным и правильным. Потому что в этом случае продавец самостоятельно ведет переговоры и занимается подготовкой всей документации. При этом, не зная, как ее готовить, он обращается к друзьям, знакомым и т.д. В итоге, много раз переделывая и оформляя бумаги, он тратит еще большие деньги, нервы и время. А зачем, если есть профессиональные компании, которые занимаются этим уже много лет и имеют хороший опыт.
Чтобы не купить кота в мешке, нужно…
В сделке купли-продажи больше всего рискует покупатель. Главное при этом – помнить, что в бизнесе не бывает родственников, друзей и хороших знакомых. История изобилует примерами, когда люди покупают дело у близких, а через полгода понимают, что приобрели бизнес с длинными «хвостами».
У «товара» могут быть не только явные и неявные долги по кредитам перед банками или другими лицами, но и налоговые проблемы. Поэтому, покупая компанию, нужно очень четко выявить все риски, проанализировать и понять, насколько они на самом деле серьезны. Сделать это самостоятельно очень сложно, поэтому с этой точки зрения также выгоднее довериться консалтинговой или инвестиционной компании. Они, во всяком случае, несут ответственность за компанию, которую предлагают.
Бизнес по заявке
У всех компаний, которые предоставляют услуги по приобретению или продаже бизнеса, есть база данных. Это целый перечень готовых предприятий и потенциальных клиентов. Такая база помогает ускорить процесс подборки нужного и подходящего вам по цене дела. Бизнес в таком «банке данных» делится по признакам размера (малый, средний, крупный), отрасли (производство, услуги и т.д.), деятельности (химчистка, аптека и т.д.) и примерной стоимости. Некоторые компании даже делают отметку – проверен «товар» на наличие финансовой отчетности или еще нет.
Параллельно существует и база запроса. Это значит, что можно позвонить и оставить заявку, например на поиск аптечной сети. Оператор тут же регистрирует, что есть физическое лицо, которое ищет аптечную сеть, и запускает автопоиск. В базе сразу выскакивают встречные предложения.
Обращаясь к консультанту, продавец заполняет анкету и предоставляет все финансовые документы. В течение 10 дней сотрудники консалтиноговой, юридической или инвестиционной компании проводят проверку и делает заключение, что собой представляет его бизнес. Покупатель также, обращаясь к консультанту, заполняет анкету, выбирает компанию и ждет финансового заключения.
Не спрос рождает предложение
Как ни парадоксально, но к продаже больше всего сейчас предлагаются производственные предприятия. Зачастую это маленькие организации, которые занимаются, к примеру, переработкой овощей, созданием национальных игрушек и т.д. И это понятно: у многих предпринимателей из-за кризиса оказалось недостаточно денег на развитие и поддержание сложных производственных процессов.
При этом купить большинство будущих бизнесменов хотят услуги. Так как это менее рисковое дело на сегодняшний день.
Цена вопроса
Купить маленький, но по-настоящему готовый, действующий и приносящий прибыль бизнес можно, имея как минимум от 10 тыс. долл.
Заморское слово «франчайзинг»
Многие путают приобретение франшизы с покупкой готового бизнеса. Продавая бизнес, собственник передает покупателю абсолютно все права на свое дело и уходит. Во франчайзинге же продавец бизнеса продает только право осуществлять такой же бизнес. То есть покупатель может использовать его бренд его стратегию ведения бизнеса и т.д.
Механизм покупки франшизы прост: допустим, одному бизнесмену очень нравится одежда российского модельера «N», и ему кажется, что ею могли бы заинтересоваться в Казахстане. Ему просто нужно найти контакты этой компании и вступить с ней в переговоры по поводу приобретения франшизы.
Как и с готовым бизнесом, в Казахстане существуют базы по франшизам. Такую информацию можно найти в Агентстве франчайзинга и в Интернете. Очень часто у нас проходят международные выставки, куда съезжаются сотни продавцов франшиз.
Очередная выставка пройдет в рамках третьего международного форума по франчайзигу, который состоится 9 июня.
Татьяна Жумартбаева, генеральный директор консалтинговой компании ИФК INTEGRITY
Сколько стоит консультант?
Продавец всегда хочет продать подороже, а покупатель приобрести подешевле. Как помочь им найти общее решение? Профессиональный финансист всегда может четко обозначить факторы, которые влияют на понижение стоимости для продавца, чтобы ему было не обидно продавать по цене, ниже ожидаемой, и факторы, которые влияют на повышение стоимости для покупателя, чтобы он точно знал, за что платит дополнительно. Именно поэтому в этом процессе очень важна роль третьей стороны – профессионального консультанта. А что касается стоимости, то она зависит от нескольких факторов, в том числе и от размера предприятий. Например, подготовить отдельно взятую химчистку и осуществить процедуру продажи – одна цена, а целую сеть аптек – совсем другая. Вопрос цены всегда очень индивидуален.
Вячеслав Сидельников, генеральный директор Ассоциации франчайзинга
Время очень скоротечно, в том числе и время бизнеса. Поэтому очень актуально как в Казахстане, так и во всех странах мира приступать к предпринимательской деятельности на основе приобретения уже готового бизнеса, одной из форм которой является и приобретение франшизы. То есть попытка создать новый бизнес и изобрести нечто уникальное гораздо сложнее, нежели заработать на уже существующем имени.
Дмитрий Архипов, бизнес-тренер
Определяем бизнес-направление
На мой взгляд, начинающему бизнесмену стоит сделать акцент на сфере торговли чем-либо. Именно в торговле начинающий предприниматель сможет освоить необходимые навыки для дальнейшего ведения более крупного бизнеса – навыки продаж, маркетинга, управление делами, временем, людьми, ведение бухгалтерии.
Более того, элементарный бизнес в сфере торговли не требует больших вложений, и в случае рисков финансовых потерь предприниматель сможет легко оправиться и с учетом сделанных ошибок, анализа и оценок сделать соответствующие выводы и начать новое дело. В практике 95% всех бизнесменов в среднем от трех и больше раз прогорали в своих начинаниях, закрывались и создавали новые бизнес-проекты. Здесь главное – не бояться начать, ведь, как свидетельствует статистика, 90% трудностей перед началом любого дела – это страх. Также стоит помнить, что мы не начинаем дело не потому, что оно трудно, а оно трудно потому, что мы его не начинаем.
Алия Адамбаева
Полную версию материала Вы можете прочитать в свежем выпуске журнала «Наши деньги Центральная Азия» №04 (18), апрель 2010г.
По теме:
Комментарии
Добавление комментария
Таймлайн
Архив
2012/ Август (9)2012/ Июль (67)2012/ Июнь (275)2012/ Май (379)2012/ Апрель (474)2012/ Март (533)
2012/ Январь (292)2011/ Декабрь (289)2011/ Ноябрь (95)2011/ Октябрь (422)2011/ Сентябрь (380)2011/ Август (312)2011/ Июль (548)2011/ Июнь (698)2011/ Май (705)2011/ Апрель (705)2011/ Март (649)2011/ Февраль (680)2011/ Январь (563)2010/ Декабрь (680)2010/ Ноябрь (728)2010/ Октябрь (708)2010/ Сентябрь (721)2010/ Август (677)2010/ Июль (648)2010/ Июнь (771)2010/ Май (626)2010/ Апрель (752)2010/ Март (753)2010/ Февраль (899)2010/ Январь (666)2009/ Декабрь (575)2009/ Ноябрь (322)2009/ Октябрь (373)2009/ Сентябрь (477)2009/ Август (342)2009/ Июль (387)2009/ Июнь (540)2009/ Май (529)2009/ Апрель (515)2009/ Март (434)2009/ Февраль (143)2009/ Январь (65)2008/ Декабрь (126)2008/ Ноябрь (145)2008/ Октябрь (199)2008/ Сентябрь (204)2008/ Август (101)2008/ Июль (1534)2008/ Июнь (1718)2008/ Май (1110)2008/ Апрель (92)2008/ Март (64)2008/ Январь (3)
Опрос
Интересует ли Вас накопительное страхование жизни?