Не так давно я участвовал в качестве работодателя в ярмарке вакансий «Трамвай в будущее», которая проходила в Алматы. Представители разных компаний – медийных, юридических, торговых - разместились в нескольких трамваях, украшенных по случаю ярмарки. Баннеры натянуты, соседи друг с другом познакомились, все в ожидании, когда же «вагончик тронется, перрон останется».
И вот, наконец, первая остановка и долгожданная молодежь ввалилась в трамвай. Несмышленая, бессмысленная. Читают вакансии, хихикают: «Хочешь быть продюсером?». В основном робко молчат. Возникла неловкая пауза между сидящими работодателями и стоящими соискателями. Странная ситуация - все куда-то едут, не зная куда, все чего-то хотят, но неуверенны в том, чего именно (как у Виктора Цоя: «И каждый с надеждой глядит в потолок троллейбуса, который идет на Восток»). Если бы кто-то увидел картину со стороны, подумал бы, что это обычная поездка в общественном транспорте, только уж слишком молодежь культурная подобралась – уступила места тем, кто постарше. Скорее всего, люди на остановках так и думали.
И эту паузу разорвал неожиданно возглас женщины: «Ну если никто не решается, тогда я, пожалуй, начну презентацию!». Парни и девушки разом оживились. «Тогда как на рынке труда сложно найти работу мы (дальше пошло название компании) предлагаем вам уникальную возможность: три в одном! - воодушевленно начала женщина. – Во-первых, мы вам гарантируем приличный заработок. Во-вторых, мы прячем ваши недостатки и выпячиваем ваши достоинства. В-третьих, вы пройдете обучение продажам по системе НЛП и научитесь манипулировать людьми». И дальше добавила: «Вот как я сейчас вами манипулирую». Нервно хихикнула при этом.
Не знаю, чем все закончилось, я быстро вышел из тесного и душного трамвая. Мне показалось нелепым перекрикивать конкурентов, пытаясь обсудить с соискателями, какую пользу обществу они могут принести, получив работу в моей компании. Возвращался с ярмарки с неприятным осадком: у нас в стране итак редко кто из молодежи вкладывает глубокий смысл в выбранную профессию, так еще и у части работодателей ориентиры сбиты. Они не опираются на создание ценности, а до сих пор живут сегодняшним днем, пытаясь «впарить» свой продукт или услугу случайному покупателю. Если трамвай везет нас в такое будущее, то оно очень мрачное.