11.11.2009, 21:02
Потерянный контроль
Как повысить эффективность финансового контроля? Почему счетному комитету необходим свой закон? Нужны ли ревизионные комиссии в регионах? На эти и другие вопросы Profinance.kz отвечает председатель Счетного Комитета РК Омархан Оксикбаев.


- Омархан Нуртаевич, Вы недавно в парламенте презентовали закон «О Счетном комитете по контролю за исполнением республиканского бюджета». Скажите, чем обусловлена необходимость принятия данного законопроекта?

- Деятельность всех государственных органов регламентирована отдельными законами. Между тем, Счетный комитет (СК) является единственной структурой в Казахстане, не имеющей собственной законодательной основы. Например, в России «Закон о Счетном комитете» был принят в 1995 году, в Японии – в 1945 году, в Германии – в 1985 году, в Азербайджане закон действует с 1999 года. В них в обязательном порядке присутствуют нормы о независимости и прозрачной деятельности СК. В казахстанском законодательстве на сегодняшний день присутствует правовой вакуум. Счетный комитет в своей деятельности руководствуется в основном многочисленными нормативными документами. Соприкасаясь с объектами контроля, возникает в определенной степени в конфликт по иерархии законодательства. То есть СК следует нормативам, они – законам. Если, например, были замечено неэффективное использование бюджета, комитет сразу отправляется к нарушителям для контроля. Но обосновать, при нынешней ситуации суть проверки Счетный комитет не может. Вот здесь как раз правовой вакуум и вырисовывается.
Предложенный закон четко определит полномочия СК при осуществлении контрольных мероприятий. Также он положительно повлияет на организацию работы комитета, круг прав и обязанностей которого будет очерчен законом.


- Какую оценку Вы можете дать системе финансового контроля Казахстана в целом? Насколько она эффективна, на Ваш взгляд?


- Сама по себе иерархия системы финансового контроля в республики до сих пор не выстроена. Непонятно, кто внешний, кто внутренний, кто на законодательной основе работает. В регионах Казахстана финансового контроля нет. Ревизионные комиссии маслихатов контролируют исполнение бюджетных средств на местах де-юре. Де-факто миссию финансового контроля в областях исполняет один человек и то на освобожденной основе. Остальное все на общественных началах, если выделят деньги - то проверят, а так собирает материалы финансового или счетного комитетов и на этом базирует свою работу. Также председатель ревизионной комиссии по совместительству является депутатом маслихата. Налицо конфликт интересов. Это порождает почву для коррупции.
Что касается комитета внутреннего контроля министерства финансов, то согласно бюджетному кодексу их функции исчерпываются 1 января 2010 года. Это, во-первых. Во- вторых, этот орган - пережиток советского времени. Финансовый комитет себя исчерпал. Иногда бывает, что приходит Счетный комитет на объект контроля, а там уже сидит финансовый комитет. И наоборот. Дублирование работы происходит. На сегодняшний день очень много структур отвечающих за финансовый контроль, фактически реально работает на законодательном поле только Счетный комитет. В представленном нами законе, четко определены действия при осуществлении контрольных мероприятий и в дальнейшем описываем порядок организации нашей работы.



- Расширение каких полномочий позволит Счетному комитету эффективно контролировать исполнение республиканского бюджета Казахстана?


- Важным вопросом сегодня является наделение органа финансового контроля максимальной независимостью. Счетный комитет доложен быть огражден от любого давления со стороны. Однако, на сегодняшний день он подконтролен любому центральному государственному органу. Во всех своих финансовых аспектах мы зависим от исполнительной власти. Мы готовим для них отчеты, исполняем их поручения, требования. Это полнейший абсурд. А потом мы идем к ним, вот мы пришли тебя проверять. Как вы думаете, насколько я должен быть объективным, когда определенно я зависим? В презентованном нами проекте закона нет пункта о независимости СК. Его просто напросто вычеркнул Минфин и Минэкономики. Национальный банк также был против, чтобы СК проверяли их фонды. Ведь и Нацбанк визировал проект закона. Каждое ведомство заинтересовано, чтобы закон о Счетном комитете был беззубым по отношению к нему. Чтоб потом мы не пришли к ним с проверкой, руководствуясь собственным законом.

- По Вашему мнению, как необходимо повысить эффективность финансового контроля в республики в целом?

- Не единожды я вносил предложения об усовершенствовании систем финансового контроля. Указывал четкие пути и механизмы их реализации. Частично это было принято парламентом. И в бюджетном кодексе уже заложена четкая система финансового контроля, а на местах и служба внутреннего контроля. Но дело в том, что сейчас активно начали работать депутаты местных маслихатов. Естественно, с подачи председателей ревизионных комиссий. Они сегодня комфортно живут. Их работу никто не контролирует. Раз в году они переписывают статистические данные и отчитываются перед маслихатом о контрольных мероприятиях, которые сами и не проводят. Но я не понимаю позицию маслихатов. Почему они против того, чтобы ревизионная комиссия стала самостоятельным органом? Наоборот им легче будет. Системные материалы будут получать оценку. Им будет над чем работать. Но они этого, к сожалению, не хотят. И определенные круги заинтересованы в сохранении действующего положения. Государственные деньги нельзя делить, на муниципальные и республиканские. Они государственные. И контроль за исполнением бюджета должен быть одинаковым и на местах и в столице. Но на сегодняшний день очень много примеров коррупции возникает в связи с этим. Например, строительство школы в республике и в областях, покупка имущества в регионе и столице – разница стоимости в разы. У нас указали цену 200 тенге, в области – 2000 тенге И все законно, на основании тендера. Получается, что разница стоимостных показателей порой увеличивается в десятки раз. Мы сегодня потеряли вертикальный контроль. Нас отрезали, нормальную ревизионную комиссию не создали – полный беспорядок. Сегодня акимы шикуют, потому что нет нормального контроля. И они не заинтересованы выявлять полноценную доходность местного бюджета. Поэтому пока мы не восстановим вертикаль финансового контроля, эффективности ждать от такой работы будет сложно.


Ботагоз Танатова, специально для Profinance.kz [i][/i]


Источник: profinance.kz

Теги: Мнение



Другие новости по теме:

 – Финконтроля в регионах нет - 22.09.2009
 – Счетный комитет не получит независимость - 21.09.2009
 – Финконтроля в регионах нет - 21.09.2009
 – Независимость прежде всего - 30.10.2009
 – Стандарты госфинконтроля не соблюдаются - 23.09.2009


Комментарии

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Добавление комментария

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Ваш комментарий:
Код:

обновить если не виден код
Введите код: