30.10.2009, 10:15
Дефицит при изобилии
Другие новости по теме:
– Цены на ГСМ будут фиксированными - 07.10.2009
– АЗК ведет расследование - 29.09.2009
– Казахстан сохранит нефтепереработку - 06.10.2009
– Объем переработки нефти Аграрной нефтехимической компании вырос на 6,7 % - РИА ФедералПресс - 14.07.2008
– Сенатор предложил радикальный способ - 10.09.2009
Нефтепереработка пожинает плоды затянувшегося хронического недофинансирования в ее модернизацию.. Вместо поиска «заговорщиков» Астане следует заняться стимулированием развития рынка нефтепереработки..
Несмотря на бодрые доклады чиновников о ситуации в нефтегазовой отрасли Казахстана на прошедших в сентябре в Астане IV Энергетической неделе и в октябре в Алматы в рамках «KIOGE 2009» 17-й Казахстанской Международной Конференции «Нефть и газ», положение с обеспечением южного региона страны топливом далеко от оптимизма. Напомним, что цены на горючее в регионе начали расти еще в августе вместе с дефицитом высокооктанового бензина.. К концу сентября цена на бензин марки АИ-92 на АЗС в Шымкенте (ранее стоивший 77 тенге) достигала отметки в 120 тенге за литр. Не помог и объявленный правительством запрет на экспорт ГСМ: топливный кризис захватил не только Шымкент и Тараз, но и крупнейший город страны ¬– Алматы.
В последнем стоимость бензина у крупных игроков («КМГ», «Helios», «SinoOil») держится на уровне 70-73 тенге за литр А-92 и 92 тенге за литр А-96, на мелких АЗС она на 20-30 тенге выше. Однако даже на крупных АЗС отпуск топлива осуществляется в основном по талонам.. За наличные в продажу поступает лимитированный объем ГСМ, который быстро разбирается. Но дело дошло до того, что и владельцы талонов залить топливо в баки могут далеко не на всех заправках.
Тем не менее, премьер-министр Карим Масимов, на депутатский запрос по поводу ситуации на бензиновом рынке, заявил, что ему не понятно, где тут проблема – все НПЗ работают в штатном режиме. В доказательство привел цифры, судя по которым объем нефтепереработки на НПЗ в августе вырос на 17,5% (1,1 млн тонн) по сравнению с июлем (0,9 млн тонн), а в сентябре было переработано 1,2 млн тонн нефти с производством 225 тыс тонн бензина (на 7,3% выше чем 2008 году).. Таким образом, никакого бензинового кризиса у нас быть не должно и надо лишь разобраться «кто там балует с ценами».
Власти занялись выявлением причин дефицита, как всегда с опозданием. Согласно информации пресс-службы Агентства по защите конкуренции (АЗК), было установлено, что компании – доминанты рынка цены на ГСМ не повышали и «…дестабилизация цен вызвана наличием множества посредников на данном рынке». В АЗК также нашли причину дефицита в том, что из страны «экспортировался достаточно большой объем ГСМ, при этом топливо российского производства не импортировалось в страну из-за высоких цен. В настоящее же время объемы переработки нефти не достигли уровня, обеспечивающего заполнение рынка». Анализ показывает, что основной является именно последняя причина.
Из добытых в прошлом году 70,6 млн тонн нефти и конденсата в стране было переработано лишь 5,6 млн тонн собственной нефти! Соответственно производство бензинов А-80 и А-93 составило 2,49 млн тонн, а потребление – 3,36 млн тонн. С такими объемами невозможно стабилизировать цены на внутреннем рынке. И пусть за 8 месяцев текущего года нефтедобыча возросла на 7% по отношению к 2008 году. Однако, более чем 20% февральская девальвация тенге и обнуление экспортных пошлин на сырую нефть, сделали экономически выгодной ее продажу за рубеж. Результатом этого стало систематическое снижение объемов переработки нефти на НПЗ с соответствующими последствиями для внутреннего рынка. Увеличение объемов переработки нефти в августе и сентябре радикально изменить ситуацию уже не смогло.
В целом производство автомобильного бензина в республике за прошедшие 9 месяцев упало на 2,2% - до 1,86 млн тонн. Но главное – структура выпускаемых казахстанскими предприятиями нефтепродуктов продолжает не соответствовать потребностям внутреннего рынка. Заводы, с лихвой покрывая спрос в дизельном топливе, мазуте и бензине А-80, не обеспечивают потребностей в высокооктановом бензине. Значительные его объемы – до 40% - импортируются (преимущественно из России).
Положение усугубляется наличием массы посредников между НПЗ и АЗС, и пока все попытки бороться с ними результатов не дали. Вот и теперь при анализе сложившейся ситуации в АЗК было установлено, что субъектами-доминантами цены на ГСМ не повышались, а дестабилизация цен вызвана наличием множества посредников на данном рынке. С этим согласна и заместитель директора департамента маркетинга компании Petro Kazakstan Эльмира Сарина.. «Оптовик, выйдя за ворота нашей нефтебазы, тут же перепродает купленный объем. В связи с этим создается искусственный дефицит на АЗС, и по этой причине многие из них закрываются» – заявила она на встрече с журналистами.. Однако многие владельцы малых АЗС со своей стороны не исключают того, что производители просто ждут, когда в Казахстане отменят мораторий на экспорт топлива и придерживают горючее.
Как известно, в настоящее время под государственным контролем находятся все три имеющихся в стране НПЗ, но для переработки ими используется давальческая нефть. Использование такой схемы поставки сырья приводит к тому, что львиная доля прибыли остается у посредников и собственников углеводородов, а самим перерабатывающим предприятиям средств на развитие не остается. И это при том, что недостаточная загруженность НПЗ (она не превышает двух третей) и так заметно удорожает стоимость нефтепродуктов..
«Оригинальное» решение проблем на казахстанском рынке ГСМ предложил на заседании правительства глава Минэнерго Сауат Мынбаев. Он считает, что необходимо отказаться от сдерживания цен на бензин и довести розничную стоимость казахстанского топлива до российского уровня т..е. оно должно подорожать на 30-40%. «На наших заводах возможности обеспечить этот объем производства физически нет», — признал глава Минэнерго. Действительно, оборудование отечественных НПЗ не позволяет «гнать» из казахстанской нефти бензин высших марок. Но кто в этом виноват?
Нефтепереработка пожинает плоды затянувшегося на десятилетия хронического недофинансирования в ее модернизацию. В то время как, например, США провели техническое перевооружение перерабатывающей отрасли, добившись глубины переработки в 95%. Причем решающую роль в этом сыграло само государство, которое льготами и запретами заставило нефтяные компании приступить к строительству новых и модернизации старых НПЗ.
У нас же государство практически самоустранилось от этого. Результат: качество топлива, производимого сегодня в республике, практически такое же как и 20 лет назад, а страна тотально зависит от внешних поставок и нефти, и нефтепродуктов.. И это понятно. Какой смысл компаниям вкладывать огромные средства в реконструкцию и модернизацию заводов, если проще и прибыльнее продавать сырую нефть? Тем более, как мы сегодня видим, на рынке АЗС крупные сети получают возможность монополизации рынка путем скупки разорившихся более мелких игроков.
По мнению некоторых экспертов, вместо различных декларативных заявлений, поиска «заговорщиков» на топливном рынке официальной Астане следует заняться стимулированием развития рынка нефтепереработки. В частности, полагают они, для полной загрузки мощностей существующих НПЗ достаточно создать государственный нефтяной резерв и обязать добывающие компании поставлять в него определенные объемы нефти. Причем до тех пор, пока они не выполнят своих обязательств, вывоз сырья за рубеж производить с начислением повышенной экспортной пошлины. Это не только загрузит мощности, но и, избавив от давальческих схем, даст нефтеперерабатывающим заводам средства на развитие. Кроме того, следует безотлагательно заняться строительством современного НПЗ, продукцию которого после насыщения внутреннего рынка высокооктановым бензином, можно будет и экспортировать.
Несмотря на бодрые доклады чиновников о ситуации в нефтегазовой отрасли Казахстана на прошедших в сентябре в Астане IV Энергетической неделе и в октябре в Алматы в рамках «KIOGE 2009» 17-й Казахстанской Международной Конференции «Нефть и газ», положение с обеспечением южного региона страны топливом далеко от оптимизма. Напомним, что цены на горючее в регионе начали расти еще в августе вместе с дефицитом высокооктанового бензина.. К концу сентября цена на бензин марки АИ-92 на АЗС в Шымкенте (ранее стоивший 77 тенге) достигала отметки в 120 тенге за литр. Не помог и объявленный правительством запрет на экспорт ГСМ: топливный кризис захватил не только Шымкент и Тараз, но и крупнейший город страны ¬– Алматы.
В последнем стоимость бензина у крупных игроков («КМГ», «Helios», «SinoOil») держится на уровне 70-73 тенге за литр А-92 и 92 тенге за литр А-96, на мелких АЗС она на 20-30 тенге выше. Однако даже на крупных АЗС отпуск топлива осуществляется в основном по талонам.. За наличные в продажу поступает лимитированный объем ГСМ, который быстро разбирается. Но дело дошло до того, что и владельцы талонов залить топливо в баки могут далеко не на всех заправках.
Тем не менее, премьер-министр Карим Масимов, на депутатский запрос по поводу ситуации на бензиновом рынке, заявил, что ему не понятно, где тут проблема – все НПЗ работают в штатном режиме. В доказательство привел цифры, судя по которым объем нефтепереработки на НПЗ в августе вырос на 17,5% (1,1 млн тонн) по сравнению с июлем (0,9 млн тонн), а в сентябре было переработано 1,2 млн тонн нефти с производством 225 тыс тонн бензина (на 7,3% выше чем 2008 году).. Таким образом, никакого бензинового кризиса у нас быть не должно и надо лишь разобраться «кто там балует с ценами».
Власти занялись выявлением причин дефицита, как всегда с опозданием. Согласно информации пресс-службы Агентства по защите конкуренции (АЗК), было установлено, что компании – доминанты рынка цены на ГСМ не повышали и «…дестабилизация цен вызвана наличием множества посредников на данном рынке». В АЗК также нашли причину дефицита в том, что из страны «экспортировался достаточно большой объем ГСМ, при этом топливо российского производства не импортировалось в страну из-за высоких цен. В настоящее же время объемы переработки нефти не достигли уровня, обеспечивающего заполнение рынка». Анализ показывает, что основной является именно последняя причина.
Из добытых в прошлом году 70,6 млн тонн нефти и конденсата в стране было переработано лишь 5,6 млн тонн собственной нефти! Соответственно производство бензинов А-80 и А-93 составило 2,49 млн тонн, а потребление – 3,36 млн тонн. С такими объемами невозможно стабилизировать цены на внутреннем рынке. И пусть за 8 месяцев текущего года нефтедобыча возросла на 7% по отношению к 2008 году. Однако, более чем 20% февральская девальвация тенге и обнуление экспортных пошлин на сырую нефть, сделали экономически выгодной ее продажу за рубеж. Результатом этого стало систематическое снижение объемов переработки нефти на НПЗ с соответствующими последствиями для внутреннего рынка. Увеличение объемов переработки нефти в августе и сентябре радикально изменить ситуацию уже не смогло.
В целом производство автомобильного бензина в республике за прошедшие 9 месяцев упало на 2,2% - до 1,86 млн тонн. Но главное – структура выпускаемых казахстанскими предприятиями нефтепродуктов продолжает не соответствовать потребностям внутреннего рынка. Заводы, с лихвой покрывая спрос в дизельном топливе, мазуте и бензине А-80, не обеспечивают потребностей в высокооктановом бензине. Значительные его объемы – до 40% - импортируются (преимущественно из России).
Положение усугубляется наличием массы посредников между НПЗ и АЗС, и пока все попытки бороться с ними результатов не дали. Вот и теперь при анализе сложившейся ситуации в АЗК было установлено, что субъектами-доминантами цены на ГСМ не повышались, а дестабилизация цен вызвана наличием множества посредников на данном рынке. С этим согласна и заместитель директора департамента маркетинга компании Petro Kazakstan Эльмира Сарина.. «Оптовик, выйдя за ворота нашей нефтебазы, тут же перепродает купленный объем. В связи с этим создается искусственный дефицит на АЗС, и по этой причине многие из них закрываются» – заявила она на встрече с журналистами.. Однако многие владельцы малых АЗС со своей стороны не исключают того, что производители просто ждут, когда в Казахстане отменят мораторий на экспорт топлива и придерживают горючее.
Как известно, в настоящее время под государственным контролем находятся все три имеющихся в стране НПЗ, но для переработки ими используется давальческая нефть. Использование такой схемы поставки сырья приводит к тому, что львиная доля прибыли остается у посредников и собственников углеводородов, а самим перерабатывающим предприятиям средств на развитие не остается. И это при том, что недостаточная загруженность НПЗ (она не превышает двух третей) и так заметно удорожает стоимость нефтепродуктов..
«Оригинальное» решение проблем на казахстанском рынке ГСМ предложил на заседании правительства глава Минэнерго Сауат Мынбаев. Он считает, что необходимо отказаться от сдерживания цен на бензин и довести розничную стоимость казахстанского топлива до российского уровня т..е. оно должно подорожать на 30-40%. «На наших заводах возможности обеспечить этот объем производства физически нет», — признал глава Минэнерго. Действительно, оборудование отечественных НПЗ не позволяет «гнать» из казахстанской нефти бензин высших марок. Но кто в этом виноват?
Нефтепереработка пожинает плоды затянувшегося на десятилетия хронического недофинансирования в ее модернизацию. В то время как, например, США провели техническое перевооружение перерабатывающей отрасли, добившись глубины переработки в 95%. Причем решающую роль в этом сыграло само государство, которое льготами и запретами заставило нефтяные компании приступить к строительству новых и модернизации старых НПЗ.
У нас же государство практически самоустранилось от этого. Результат: качество топлива, производимого сегодня в республике, практически такое же как и 20 лет назад, а страна тотально зависит от внешних поставок и нефти, и нефтепродуктов.. И это понятно. Какой смысл компаниям вкладывать огромные средства в реконструкцию и модернизацию заводов, если проще и прибыльнее продавать сырую нефть? Тем более, как мы сегодня видим, на рынке АЗС крупные сети получают возможность монополизации рынка путем скупки разорившихся более мелких игроков.
По мнению некоторых экспертов, вместо различных декларативных заявлений, поиска «заговорщиков» на топливном рынке официальной Астане следует заняться стимулированием развития рынка нефтепереработки. В частности, полагают они, для полной загрузки мощностей существующих НПЗ достаточно создать государственный нефтяной резерв и обязать добывающие компании поставлять в него определенные объемы нефти. Причем до тех пор, пока они не выполнят своих обязательств, вывоз сырья за рубеж производить с начислением повышенной экспортной пошлины. Это не только загрузит мощности, но и, избавив от давальческих схем, даст нефтеперерабатывающим заводам средства на развитие. Кроме того, следует безотлагательно заняться строительством современного НПЗ, продукцию которого после насыщения внутреннего рынка высокооктановым бензином, можно будет и экспортировать.
Другие новости по теме:
– Цены на ГСМ будут фиксированными - 07.10.2009
– АЗК ведет расследование - 29.09.2009
– Казахстан сохранит нефтепереработку - 06.10.2009
– Объем переработки нефти Аграрной нефтехимической компании вырос на 6,7 % - РИА ФедералПресс - 14.07.2008
– Сенатор предложил радикальный способ - 10.09.2009
Комментарии
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Аналитика
Котировки акций
CCBN | 806,3 | 3,37% | 2010-01-15 |
GB_ENRC | 2400 | 1,48% | 2010-01-15 |
GB_KZMS | 3430 | 2,39% | 2010-01-15 |
HSBK | 370 | 4,23% | 2010-01-15 |
KKGB | 705 | 1,44% | 2010-01-15 |
KZTK | 19500 | 2,09% | 2010-01-15 |
RDGZ | 24050 | 0,21% | 2010-01-15 |
Сырьевые рынки
Brent | 78,42 | -0,48% | 2010-01-15 |
Light | 79,71 | -0,4% | 2010-01-15 |
Аллюминий | 2340 | 1,3% | 2010-01-15 |
Золото | 1143,8 | -50,48% | 2010-01-15 |
Медь | 7512,24 | -0,38% | 2010-01-15 |
Никель | 18445 | 1,07% | 2010-01-15 |
Палладий | 445,4 | 4,96% | 2010-01-15 |
Международные индексы
Dow | 10710,55 | 0,28% | 2010-01-15 |
FTSE | 5498,2 | 0,45% | 2010-01-15 |
Nikkei | 10925,32 | 0,76% | 2010-01-15 |
NQ Comp | 2316,74 | 0,38% | 2010-01-15 |
RTSI | 1559,38 | 0,47% | 2010-01-15 |
S&P | 1148,46 | 0,24% | 2010-01-15 |
S&P Fut | 1143,1 | -0,23% | 2010-01-15 |
Курсы валют (Нацбанк)
CNY/KZT | 21,69 | 2010-01-15 | |
EUR/KZT | 214,98 | 0,26% | 2010-01-15 |
GBP/KZT | 241,22 | 0,49% | 2010-01-15 |
JPY/KZT | 1,61 | -0,62% | 2010-01-15 |
KGS/KZT | 3,36 | 2010-01-15 | |
RUB/KZT | 5,03 | 0,6% | 2010-01-15 |
USD/KZT | 148,06 | -0,01% | 2010-01-15 |
Популярные
29/12
Встреча переносится
25/12
Проверка на прочность
10/01
Жилье дешевеет
25/12
Банки «облегчились»
29/12
Госпремия от банка
29/12
Нагрузка на сырье
22/12
Успешный тест