финансы, инвестирование, капитал, ценные бумаги, фонды, фондовый рынок

17.05.2010, 15:22
Кризис хороших манер
Кризис хороших манер


Если все будут расшаркиваться, жизнь станет невыносимо скучной. А так, все как в кабачке «У грубого Готлиба» (из «Семнадцати мгновений весны» Ю. Семенова). Приветствие хозяина звучало так: «Ну что опять приперся, жирный боров? И жену еще приволок, вон какая коровища, сразу видно, что жена. Иди жри свое пиво, скотина». И все в восторге! Высшие офицерские чины рейха приходят в заведение пачками, дамы, уставшие от стерильно-вежливой немецкой субординации, млеют. Кстати, этот книжный эпизод в фильм не допустила цензура. Но сама идея до сих пор в ходу, и на ней тоже зарабатывают деньги. За примером далеко не пойдем – циничные и едкие замечания резидентов и персонажей комеди-шоу в адрес знаменитых гостей, которые реагируют на откровенное хамство так же радостно, как и deutschen soldaten.
Кризис хороших манер
Автомобильные страсти – отдельная история. Сегодня почти каждый автолюбитель считает своим долгом «подрезать», посигналить, открыть окно и отпустить пару непечатных словечек в адрес соседа. Тем более если нарушитель оказался женщиной… Впрочем, представительницы слабого пола тоже не стесняются в выражениях. Но самые красочные заклинания сыплются в момент ДТП. Это особенности национального вождения. В Дели или Бангкоке (где по 13–15 млн жителей) езда автомобилистов напоминает броуновское движение, но все без исключения водители спокойны, как удавы.
В нашем обществе хамское поведение становится повсеместным и нормальным. В госучреждениях, в магазинах, на улице, на работе мы всегда готовы к атаке хамов и уже почти не находим это чем-то из ряда вон. Психологи советуют относиться к ним не с ответной агрессией, а с жалостью, ведь бедолаги боятся показаться смешными и неубедительными, поэтому изо всех сил стараются. Общение с такими людьми необходимо по возможности минимизировать.
Специалисты именуют хамство «животным автоматизмом». Оно в основном свойственно примитивным людям с развитыми животными инстинктами, людям с заниженной самооценкой или низкой эмоциональной компетентностью. Хамство процветает в условиях безответственности, которую дают власть, популярность или анонимность. Речь идет также о рекламе (наружной и в СМИ), самих СМИ и поп-культуре, у которых есть великолепная защита: «Мы ничего не навязываем – не нравится, не смотрите». И всем нравится.


О средневековых рыцарях и современных варварах
Конечно же, и в былые времена не все сплошь были интеллигентами. Писанными и неписаными правилами благородства пользовались по большей части высшие слои общества в любую эпоху. Но они держали «курс вежливости» для всех остальных граждан.
Кризис хороших манер
«Более варварского времени, чем то, в котором мы живем сейчас, не было со времен средневековья, – считает известный казахстанский художник Айвар Тазиев. – Особенно поражает отношение к женщине, которое, на мой взгляд, серьезно испортила порнография».
Чтобы казахстанцы могли почувствовать разницу, Тазиев вместе с командой дизайнеров, ювелиров, артистов и музыкантов организовал в Алматы фестиваль средневековой культуры Medivale Transit. Судя по ажиотажу в прессе и на ТВ, по записям в блогах и обсуждениям на форумах, соотечественники изголодались по качественным эстетским культурным мероприятиям. Айвар Тазиев возвращается к любимой теме средневековья и цитирует «Поэтическую Галлию» Маршанжи: «Именно учреждение рыцарских орденов способствовало смягчению нравов, утонченности обращения людей между собой и сглаживало инстинкты обитателей Европы». По мнению художника, возведение женщины на пьедестал у потомков галлов, германцев и северных народов рождало великодушную любовь и верность, очищенную религией и нисколько не похожую на грубую страсть. Избрав себе единожды даму сердца, рыцари хранили ей верность, воспевали ее в делах и ратных подвигах.
Сегодняшние дамы добились гендерного равенства, за которое так долго ратовали, правда, не все из них поняли, что с этим теперь делать. Рыцари тоже в замешательстве – получить иск за свою галантность желающих мало.
Пока западные феминистки клеймят мужскую обходительность позором и трактуют предупредительность и желание помочь как вопиющее хамство, требующее разбирательства в суде, нашим мужчинам, часто бывающим за рубежом, стоит просто внести коррективы в свое поведение и принять во внимание новые правила игры: некоторых дам вперед не пропускать. Вообще в иностранных компаниях считается, что рабочая обстановка должна быть gender-neutral, и здесь нет места мужской галантности. И это далеко не единственное правило, которое стоит уяснить.

Оно мне надо?
За границей хорошие манеры давно реабилитированы, у нас же их по-прежнему считают чертой «заскорузлой интеллигенции» или признаком малодушия. Но воспитанность – это не только умение, очищая нос, обходится без занавесок и желание выглядеть пристойно в глазах окружающих. Цену бескультурья и хамства сегодня уже можно вычислить в денежном эквиваленте. Знание правил хорошего тона – это не только имидж, но и необходимое оружие в конкурентной борьбе и преимущество в личностных коммуникациях. Без норм этикета невозможны ни бизнес-встречи, ни эффективные переговоры, ни презентации, ни переписка, ни банкеты с приемами.
Соблюдение этикета – это не просто показатель личных качеств человека, но индикатор его успешности и благополучия. Более того, во все времена манеры были и по сей день остаются маркером, выявляющим, к какому социальному слою мы принадлежим. Наши манеры могут «выболтать» окружающим то, что мы, возможно, не хотим им сообщать, в том числе и факты нашей биографии. Манера говорить, слушать, одеваться, неумение дистанцироваться часто бывают неуместными. Высокомерие, недоброжелательность, отсутствие такта и вовсе способны оттолкнуть от нас партнера по общению.
На Западе с развитой рыночной экономикой деловой этикет считается экономической категорией. Если все сотрудники на всех уровнях придерживаются стандартов поведения, то улучшается микроклимат в компании, уменьшается количество конфликтов, повышается производительность и качество труда, рабочее время используется рациональнее.
Кризис хороших манер
Увы, пока это не о нас. Но есть повод задуматься. Кстати, любопытный факт: локальную борьбу с хамами начали некоторые собственники бизнеса. В западных странах в отелях выходцев из нескольких стран, в том числе из СНГ, не селят принципиально, чтобы оберегать покой остальной публики.

Играй по правилам!
Одного уважительного отношения и дружественного вида мало, чтобы гарантировать успех делового общения. Этикет в бизнесе – это игра по правилам. Если хотите, серьезный матч, где в качестве приза – контракты, репутация и, конечно же, деньги.
Соблюдение правил делового этикета – один из главных элементов профессионализма.
Контакты с иностранными партнерами – как раз тот случай, когда не стоит выпячивать свой менталитет, а вот учитывать национальные особенности второй стороны необходимо. Тем самым вы как раз и продемонстрируете высокий уровень культуры – свой личный и своей страны. Однако это вовсе не значит, что свои лучшие качества нужно приберегать для заокеанских коллег, а земляки и так поймут, о чем идет речь. Важнейшее правило этикета – проявлять внимание к другому человеку. Всегда!
К сожалению, правила хорошего тона (как и многие другие жизненно важные вещи) у нас не входят в образовательные программы. Поэтому и приходится читать книги, посещать тренинги, смотреть видеокурсы и заниматься самообразованием.
Учитывая, что нюансов и особенностей в бизнес-этикете масса, сознательным руководителям не помешает организовывать корпоративный тренинг для коллектива и время от времени посещать подобные занятия лично. Ведь каждый сотрудник – живая витрина компании, а тон и выражение лица секретаря намного важнее фешенебельного офисного интерьера.
Многие считают, что строгий кодекс этикета необходим только дипломатам, политикам и представителям крупного бизнеса. Но с каждым днем мир становится «меньше». А значит, хорошие манеры будут необходимы чаще. Главное, помните, что правила этикета – это не смокинг, который вы надеваете от случая к случаю, это ваш ежедневный парадный выход!

Алина Кириловская






Другие новости по теме:

 – «Я не верю в продавцов-телепатов» - 28.05.2010
 – «…уже не беспонтовый казах?» - 02.03.2010
 – Как научиться тратить деньги правильно? - 28.09.2009
 – «В кризис женщины сильнее мужчин» - 25.08.2009
 – Кит Гейбл, управляющий партнер Ernst & Young по региону Средняя Азия и Кавказ:«У меня нетрудная миссия» - 13.04.2009


Комментарии

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Добавление комментария

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Ваш комментарий:
Код:

обновить если не виден код
Введите код:

Портфолио



Опрос

Как Вы используете в своей работе знание иностранных языков?

Читаю иноязычные СМИ
В моей работе это не нужно
Веду переписку, переговоры с партнерами по бизнесу
Занимаюсь устным/письменным переводом
Читаю техническую документацию

 

Точки продажи 'Бизнес и Власть'

 

Популярные