финансы, инвестирование, капитал, ценные бумаги, фонды, фондовый рынок

25.06.2010, 15:14
Опасно для экономики
Опасно для экономикиЭкспорт желтого фосфора из Казахстана в Европу под угрозой. С 2011 года ЕС вводит запрет на транспортировку опасных грузов в цистернах и контейнерах «восточного» образца.

Казахстан является одним из крупнейших мировых производителей различной минеральной продукции, значительная часть которой поставляется в Европу. Технология работы многих европейских предприятий базируется на использовании казахстанского сырья. Среди прочих грузов экспортируются и те, которые имеют категорию опасности и требуют особых мер предосторожности: фосфорная группа, фенолы, метанолы, спирты, кислоты и т.д.

«С целью усиления мер по безопасности и охране окружающей среды в странах Европы ежегодно принимаются новые нормативы, правила, стандарты железнодорожных перевозок опасных грузов, и это правильно. Но с принятием и внедрением таких мер запаздывают страны – поставщики продукции, в числе которых и Казахстан» – говорит Нигматжан Исингарин, председатель Казахстанской ассоциации перевозчиков и операторов вагонов (контейнеров). - «Однако различия в законодательстве ЕС и восточных стран континента имеют под собой и объективную основу».
В странах на востоке и на западе Евразии применяются разные требования к перевозке опасных грузов по железным дорогам, особенно в части требований к конструкции подвижного состава. Это вызвано не столько какими-то особыми мерами в обеспечении безопасности, сколько применением различных технологий вагоностроения.
За десятки лет эксплуатации вагонов «восточного» образца (соответствующих требованиям СМГС), неисправностей в их конструкции, угрожающих жизни и здоровью людей или окружающей среде, выявлено не было, в том числе со стороны европейских стран. Заменить же в короткий период значительное количество вагонов на европейские не представляется возможным, а получить специальные разрешения на их курсирование в Европе – сложный и длительный процесс. С такими сложностями сегодня столкнулся ряд крупных казахстанских предприятий химической промышленности.
Масштаб проблемы можно понять на примере только одного груза – желтого фосфора. В настоящее время его поставка в Европу осуществляется в вагонах, построенных на российских и украинских заводах, которые полностью соответствуют «восточным» стандартам безопасности (ОСЖД). Но они не отвечают «западным» требованиям (КОТИФ) – конструкция другая. Начиная с 2011 года, их курсирование по территории Евросоюза будет запрещено. Несмотря на то, что используемые цистерны не представляют никакой угрозы, Европа требует их замены на цистерны европейского производства или на танк-контейнеры. Для информации, стоимость одного танк-контейнера составляет примерно $35-45 тысяч. На перевозку продукции объемом в одну цистерну потребуется 2-3 таких контейнера. Для обеспечения экспорта только желтого фосфора в танк-контейнерах необходимы инвестиции более $20-30 миллионов - это без учета удорожания стоимости самой перевозки, которая увеличится примерно в 1,5 раза. Если рассматривать евро-цистрены, то их приобретение дороже в разы. И это только для одного вида опасных грузов – желтого фосфора. Для замены подвижного состава в других отраслях нужно гораздо больше денежных средств.
Но проблема не только в этом – такие контейнеры, а также платформы для их перевозки в достаточном количестве нигде не производятся. За 2-3 предыдущих года ТОО «Казфосфат» – основному казахстанскому экспортеру желтого фосфора в Европу, удалось произвести замену на танк-контейнеры только 20% парка цистерн. Что касается перевозок в евро-цистернах, то здесь возникнут проблемы с их использованием по «восточной» территории (ОСЖД) по причине все тех же нормативных различий.
Расхождения законодательства запада и востока в части перевозок опасных грузов является реальной угрозой снижения объемов казахстанского экспорта товаров, относящихся к категории опасных, это нарушит функционирование ряда отраслей, а Казахстан может надолго утратить свои конкурентные преимущества на европейском рынке.
«Сегодня вопрос допуска «восточных» цистерн для перевозки желтого фосфора в Европу решается на правительственном уровне. Но даже, если удастся получить такое разрешение, то это будет лишь временный выход из сложившейся ситуации и только для одной отрасли. Сегодня с такими же проблемами сталкиваются и другие государства ОСЖД, большая их часть из которых являются поставщиками сырья для Европы, значит, и решать их надо сообща», - говорит Нигматжан Исингарин.
Для беспрепятственного экспорта казахстанских грузов, имеющих категорию опасности, необходимо постепенно привести в соответствие действующее законодательство с требованиями Европейского Союза, внедрить современные технологии перевозок, определить традиционные маршруты для проведения превентивных мер по недопущению аварийных ситуаций и сделать еще многое другое. Немаловажен, например, вопрос обучения специалистов в этой области. Бизнес Казахстана занимает активную позицию по решению вопроса беспрепятственной транспортировки опасных грузов и поднимает его на уровне международного транспортного сообщества – в мае 2010 года эта тема была озвучена на 18-ом экономико-экологическом форуме ОБСЕ.

Справка:
СМГС - Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении. Используется в качестве транспортного документа на востоке евроазиатского континента - в 27 странах. Является базовым юридическим документом единой системы железнодорожных перевозок Организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД).

ЦИМ - приложение к Конвенции о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ). Используется в качестве транспортного документа на западе евроазиатского континента - в 44-х странах. Является документом Организации международного железнодорожного транспорта.

Аналитическая служба медиа-холдинга Business Resource






Другие новости по теме:

 – Международные транзитные потоки могут пойти мимо Казахстана - 30.04.2010
 – Россия и Украина могут хорошо заработать на казахстанской «железке» - 09.04.2010
 – Приравнять тариф на транзит казахстанских грузов по территории России с ценами на грузоперевозки - 08.05.2009
 – $500 млн заработает Казахстан на перевозке грузов из Китая в Европу с созданием единого транзитного оператора - 07.05.2009
 – Меньше грузов, больше пассажиров - 28.06.2010


Комментарии

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
#1 (25 июня 2010 19:38) от
Танк-контейнера стоит в разы дешевле, но мало того, если вы повезете в танк-контейнере, вы можете продать дороже. Минимум +10%. Так что вложения окупятся


#2 (28 июня 2010 16:04) от
Сами контейнеры дешевле, но для перевозки объема цистерны их нужно как минимум 2.
Кроме того, перевозка в них обходится дороже в 1.5 раза. Но главное, что достаточного количества танк-контейнеров и платформ для их перевозки просто негде приобрести - дефицит. В любом случае вопрос не одного дня и значительных инвестиций.

Добавление комментария

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Ваш комментарий:
Код:

обновить если не виден код
Введите код:

Аналитика

 



Опрос

Что больше всего повлияло на вас при выборе ВУЗа?

Рекомендация родителей
Пример друзей и знакомых
Самостоятельное знакомство с ВУЗом
Возможность «развести» сессию

 

Точки продажи 'Бизнес и Власть'

 

Популярные