финансы, инвестирование, капитал, ценные бумаги, фонды, фондовый рынок

30.04.2010, 14:19
Международные транзитные потоки могут пойти мимо Казахстана
Международные транзитные потоки могут пойти мимо КазахстанаКак сделать транспортировку грузов между Востоком и Западом по железной дороге быстрее и дешевле?

Если вы везете груз по железной дороге из Азии в Европу (или наоборот) то, хотя бы одной длительной задержки в пути вам не избежать – для переоформления перевозочных документов. Дело в том, что на востоке евроазиатского континента в качестве транспортного документа используется один – СМГС, а на западе другой – ЦИМ.

Справка 1:
СМГС - Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении. Используется в качестве транспортного документа на востоке евроазиатского континента - в 27 странах. Является базовым юридическим документом единой системы железнодорожных перевозок Организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД).

ЦИМ - приложение к Конвенции о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ). Используется в качестве транспортного документа на западе евроазиатского континента - в 44-х странах. Является документом Организации международного железнодорожного транспорта.

По словам председателя Федерации Ассоциаций перевозчиков и экспедиторов Центральной Азии Нигматжана Исингарина, переоформление СМГС на ЦИМ и наоборот производится в приграничных странах – в Польше или в Румынии. Стоимость переоформления одного документа, как правило, на вагон или контейнер, составляет 40 евро. Масштабы расходов можно просчитать на примере экспортных грузов. «Около 6 млн. тонн казахстанского груза в год следует в Европу – это ориентировочно 130 тысяч вагонов, то есть расходы грузоотправителей по этой статье ежегодно составляют около 5,3 млн. евро, - говорит г-н Исингарин, - Но это только за переоформление экспортных грузов, реально сумма гораздо больше. Для выполнения этой операции требуется от 8 до 12 часов на каждый вагон. Кроме того, при переоформлении нередко допускаются ошибки, что тоже приводит к задержке. Все это – деньги, ведь сроки доставки напрямую влияют на ее стоимость, и в итоге на цену товара». Все страны континента заинтересованы в сближении законодательства, поскольку их грузоотправители несут такие же расходы.

Справка 2
Несмотря на то, что в транспортных документах Востока и Запада содержится много одинаковой информации, имеются ключевые расхождения, например:
•СМГС – это договор перевозки, в то время как ЦИМ – только транспортная накладная, а договор между клиентом и перевозчиком заключается отдельно;
•накладная ЦИМ является одновременно и транспортным, и таможенным документом;
•ЦИМ применяется в качестве единого перевозочного документа в смешанных перевозках с участием железнодорожного транспорта.


Государства по обе стороны «границы» решили сближаться постепенно – создать унифицированную железнодорожную накладную, соответствующую как ЦИМ, так и СМГС. Работа по созданию такой накладной - ЦИМ/СМГС - началась в 2003 году, а через три года было утверждено руководство к ее применению.

Важно, что ЦИМ/СМГС на территории действия ЦИМ применяется как накладная ЦИМ, а на территории СМГС – как накладная СМГС, при этом транспортный документ является одновременно и таможенным. Сегодня по этой системе успешно курсируют поезда в России, Украине, Словакии, Польше, Беларуси и ряде других стран, входящих в ОСЖД. Пока эта технология применяется для отдельных маршрутов, но уже скоро будет использоваться повсеместно. Разработано также руководство по применению и электронной накладной ЦИМ/СМГС.

К сожалению, Казахстан пока только в начале пути. Надо сказать, даже Киргизия уже к ЦИМ/СМГС присоединилась, хотя применять ее там пока негде – практически все международные маршруты пролегают через Казахстан.

«В Казахстане, - считает Нигматжан Исингарин, - можно отработать эту технологию (новую накладную) на пилотных проектах, а потом уже распространить опыт для всех международных перевозок. Для экономики страны в первую очередь важно начать применять ее для экспортных грузов. В качестве пилота можно будет выбрать крупные экспортно-ориентированные предприятия. Для них этот проект в короткие сроки принесет ощутимую экономию на транспортных расходах. Кроме того, это позволит отработать технологию и оценить эффект в целом для страны».

Также важно внедрить новую накладную и для транзитных грузов в сообщении Азия-Европа. За счет внедрения ЦИМ/СМГС казахстанские маршруты получат новые конкурентные преимущества. Кстати, в этом году по просьбе транспортников из Китая в качестве одного из официальных языков ЦИМ/СМГС принят китайский. Поэтому присоединение Китая и Монголии к договору об использовании новой накладной не заставит себя долго ждать. «Если Казахстан затянет этот вопрос, - считает эксперт, - грузопотоки пойдут мимо него – там, где накладная уже действует, например, через Россию. Дальнейшие задержки могут стать причиной отставания Казахстана в сфере международных перевозок, что отразится на экономике страны».

Аналитическая служба медиахолдинга Business Resource






Другие новости по теме:

 – Казахстан вложился в транспортные проекты - 19.03.2010
 – $500 млн заработает Казахстан на перевозке грузов из Китая в Европу с созданием единого транзитного оператора - 07.05.2009
 – Россия и Украина могут хорошо заработать на казахстанской «железке» - 09.04.2010
 – Приравнять тариф на транзит казахстанских грузов по территории России с ценами на грузоперевозки - 08.05.2009
 – Минтранском: «В рамках программы индустриализации будет реализовано 57 проектов» - 22.02.2010


Комментарии

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Добавление комментария

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Ваш комментарий:
Код:

обновить если не виден код
Введите код:

Аналитика

 



Опрос

Какой бизнес в Казахстане считается наиболее рискованным?

Ресторанный бизнес (кафе, столовая)
Салон красоты (парикмахерская)
Цветочный бизнес
Банковский сектор
Собственное производство
Магазин одежды
Консалтинговые услуги
Автомобильный салон

 

Точки продажи 'Бизнес и Власть'

 

Популярные