финансы, инвестирование, капитал, ценные бумаги, фонды, фондовый рынок

19.03.2010, 11:17
Казахстан вложился в транспортные проекты
Казахстан вложился в транспортные проектыВ прошлом году главной особенностью транспортной отрасли РК стало начало реализации ряда масштабных проектов. Эти проекты должны не только повысить качество услуг транспорта в РК, но и привлечь на рынок новых инвесторов.

1. Строительство международного автомобильного коридора «Западная Европа – Западный Китай». Казахстанская часть коридора проходит по территории 5 областей. Реализация проекта не только позволит Казахстану создать транзитный путь между Европой и Азией, но и даст мощный импульс развитию регионов.
Данный проект позволит сократить срок транспортировки грузов из Китая в Европу с 40 дней до 10-и, а также развить смежные отрасли экономики. Планируется, что 90% сырья и материалов на этой стройке будут отечественного производства. В итоге валовой региональный продукт пяти областей, которые будут вовлечены в этот проект, увеличится, согласно ТЭО, на 33 млрд. тенге в год.

В рамках реализации данного проекта в 2009 году, по информации министерства транспорта и коммуникаций РК, уже были запущены заводы по производству барьерных ограждений, выпуску опор освещения, производству лакокрасочных изделий и отечественных геосинтетических материалов. Завершается строительство битумных заводов в городах Кызылорда и Актобе.

2. Началась активная эксплуатация нового участка «Шар – Усть-Каменогорск». В 2009 году по нему перевезено 5 млн. тонн грузов, а в 2010 году планируется выйти на проектную мощность в 7,5 млн. тонн.

3. Строительство железной дороги Жетыген – Коргас. Она позволит, путем открытия второго пограничного перехода с КНР, сократить расстояние от Китая до южных регионов Казахстана и стран Центральной Азии на 550 км. Это дает возможность Казахстану значительно увеличить дополнительные объемы транзитных перевозок.

4. Строительство железной дороги Узень – государственная граница с Туркменистаном. При реализации проекта Узень – госграница с Туркменистаном достигается сокращение расстояния транспортировки более чем на 600 км и обеспечивается выход на Персидский залив.

5. В сфере гражданской авиации в 2009 году открыто 10 новых авиамаршрутов, приобретено 4 современных самолета. Ведется реконструкция аэродромов в ряде городов.

6. В сфере водного транспорта продолжилась реализация программы по расширению порта Актау в северном направлении. Введен в эксплуатацию мол, продолжаются работы по строительству волнолома.

7. На Каспийском море активно развивается отечественный торговый флот. В 2009г. казахстанскими танкерами перевезено больше половины переваленного через порт Актау объема нефти.

В целом транспортной отрасли удалось избежать большего спада в 2009 году. Так, в прошлом году объем перевозки грузов (измеряется в тоннах) всеми видами транспорта составил 96% от уровня 2008 года, а грузооборот (измеряется в тонно-километрах) – 91%. Для сравнения в России и Украине в прошлом году, как объем перевозки грузов, так и грузооборот упали более чем на 20%.

Понятно, что на отрасли сказался кризис и в самом Казахстане и в странах-партнерах. Так экспорт и импорт в прошлом году сократился соответственно на 40% и 23% соответственно, что не могло не сказаться на объемах перевозки грузов.

Казахстан вложился в транспортные проекты


В структуре перевозок грузов в Казахстане в 2009 г. ведущие позиции сохранили автомобильный, железнодорожный и трубопроводный виды транспорта. Это вполне естественно, учитывая континентальное расположение Казахстана. При этом, если в объемах перевозок грузов лидером является автомобильный транспорт, то в структуре грузооборота ситуация меняется в пользу железнодорожных перевозок.

Казахстан вложился в транспортные проекты


Казахстан вложился в транспортные проекты


На железной дороге в прошлом году грузов стали возить меньше (и объем перевозки грузов и грузооборот составили порядка 90% к уровню 2008 года). Зато на 4% возросла перевозка пассажиров.

Автомобильный транспорт перевез грузов на 2% меньше, чем в 2008 году, но за счет увеличения дальности автоперевозок возрос грузооборот – на 4%. На столько же увеличились перевозки пассажиров автотранспортом и пассажирооборот.

Судя по статистике гражданской авиации, пассажиры просто «пересели» с самолетов в поезда и автобусы. Здесь перевозка пассажиров сократилась почти на 3%, пассажирооборот – на 4,3%. Снизились и воздушные грузопотоки – более чем на 10%.

Зато на морском транспорте достигнут настоящий прорыв. Объем перевозки грузов морем в прошлом году увеличился более чем двое. При этом перевалка сухих грузов через морпорт Актау в 2009 году составила 2,6 млн. тонн против 1,8 млн. в 2008 году. Возили в основном металлы и зерно. Примечательно, что в других странах бывшего Союза в прошлом году наблюдался спад перевозок. В Украине перевозки грузов водным транспортом снизились на 50% до 9,7 млн. тонн. А грузооборот Клайпедского порта (Литва) – на 6,7% - до 27,8 млн. тонн.
Общий объем доходов транспорта в 2009 г. составил 911 млрд. тенге. 51% из них дал железнодорожный транспорт (в 2008 г. - 55%), 30% - трубопроводный (25%), 10% - воздушный (9,6%), 9% - автомобильный (8,9%).
Однако данная структура на наш взгляд не отражает реального положения дел в отрасли. Такой вывод основан на следующем. 80% перевозок грузов и 99% перевозок пассажиров приходится на автомобильный транспорт. При этом доля его в доходах составляет всего 8%. Это либо свидетельствует о значительно более низких тарифах по сравнению с другими видами транспорта, что наименее вероятно, либо причина кроется в значительной доле теневого бизнеса в этой сфере. Второе видимо преобладает, что и заставляет нас сомневаться в официальной статистике о структуре доходов по видам транспорта.

В целом за 2009 г. отрасли транспорта произвели 1293 млрд. тенге добавленной стоимости против 1372 млрд. в 2008 г. При этом доля транспорта в ВВП страны составила в 2009 г. 8,1% против 8,5% в 2008 г. Однако снижение доли транспорта в ВВП, на наш взгляд, лишь временно и обусловлено кризисом. В ближайшем будущем, по мере реализации инфраструктурных проектов отрасли, доля услуг транспорта в ВВП страны должна значительно возрасти.

Начало 2010 года характеризовалось позитивными сдвигами в отрасли и поддержало позитивный настрой правительства о начале выхода экономики из кризиса.
В январе 2010 года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года рост наблюдался как по объемам перевозки грузов (индекс роста 115%), так и по объемам пассажирооборота (117%). При этом индекс доходов объема оказанных услуг всеми видами транспорта в январе 2010 г. по сравнению с соответствующим периодом прошлого года составил 109%.

Фактором, который будет, скорее всего, поддерживать появившиеся с начала текущего года тенденции роста отрасли, будет формирующийся Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана. В результате, с одной стороны, могут увеличиться объемы перевозок грузов между странами участницами Таможенного союза, а с другой стороны, предполагаемая унификация тарифов и упрощение таможенных процедур увеличит грузопотоки между ними, упростит доступ казахстанских перевозчиков к транспортной инфраструктуре России и Белоруссии, что положительно отразится на объемах перевозки грузов.

Росту грузоперевозок способствовала также политика государства в транспортной сфере. Это в частности привело к тому, что Казахстан в 2009 г. занял 62-е место из 155 стран в индексе эффективности логистики LPI Всемирного банка. По сравнению с прошлым опросом, который был в 2007 г., Казахстан передвинулся на 71 позицию вверх. При этом 83% респондентов отметили улучшение логистических услуг частного сектора, 57% - улучшение процедур таможенного оформления товаров, а 64% заявили о том, что импорт почти всегда оформляется и доставляется в положенные сроки. Вместе с тем респонденты отметили проблемы, связанные с коррупцией, сложностью и непрозрачностью процедур таможенного оформления. Таким образом, предпринимаемые государством меры в направлении снижения коррупционных действий в сфере перевозок дают свой эффект. Но работы в этом направлении еще очень много, если судить по претензиям отечественных перевозчиков, предъявляемым ими к таможенным органам

В 2010 г. Министерство транспорта и коммуникаций ожидает рост объемов перевозок грузов на 10%, что выглядит весьма оптимистично. Если исходить из ожидаемого роста экономики в 2010 году, то рост объемов перевозки грузов скорее всего составит порядка 2,5-3%.



Аналитическая служба медиахолдинга Business Resource


Tweet




Другие новости по теме:

 – Грузоперевозки набирают обороты - 15.01.2010
 – Меньше грузов, больше пассажиров - 28.06.2010
 – Минтранском увеличит мощность морпорта Актау в 2 раза - 14.04.2010
 – Снижение объема международных автоперевозок спровоцировано сокращением автокредитования - 24.08.2009
 – Морпорт Актау снизил перевалку грузов на 8% - 03.12.2010


Комментарии

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Добавление комментария

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Ваш комментарий:
Код:

обновить если не виден код
Введите код:

Аналитика

 



Опрос

Как вам модные магазины Алматы?

Есть немало достойных мест с интересными коллекциями. Цены меня не пугают
Выбор так себе, однако пополнить гардероб можно
Сервис хромает, вещи удручают, цены кусаются. Но деваться некуда, иногда покупаю
Игнорирую в принципе. На шопинге «отрываюсь» за границей или в онлайн-магазинах
Не отличаю Gucci от Pucci и не признаю «моду» дороже 100 долларов. Главное - удобство

 

Точки продажи 'Бизнес и Власть'

 

Популярные