финансы, инвестирование, капитал, ценные бумаги, фонды, фондовый рынок
09.02.2010, 13:30
МСБ в таможенном тумане
МСБ в таможенном туманеТаможенный союз загонит предпринимателей «в тень», подстегнет инфляцию, и сделает казахстанцев беднее. Такое мнение высказал в интервью Profinance.kz президент Независимой ассоциации предпринимателей Казахстана Талгат Акуов.


- Талгат Жаудович, на Ваш взгляд, что даст Таможенный союз казахстанским предпринимателям?

- Самая главная проблема, с которой мы можем столкнуться – рост цены на все товары. Поэтому очень важно создать и развить собственное производство в рамках Таможенного союза (ТС). А реальная ситуация такова, что в Казахстане число промышленных предприятий незначительно. По собственным аналитическим данным, соотношение перерабатывающих предприятий России и Казахстана примерно составляет 20:1. Разница в 20 раз. Поэтому, большие надежды возлагаются на правительство, которое должно создать благоприятные условия для развития местного производства.
Бизнес заметно пострадает. Начнем с мелких торговцев. До создания Таможенного союза, более 80% товаров широкого потребления импортировалось из Китая. Сейчас диапазон тех же товаров остался неизменным, как осталась неизменной и страна-производитель. Создав ТС, мы сократили потребительскую корзину каждого казахстанца. Он станет меньше покупать импортные товары, соответственно, ограничит себя в покупках, что приведет к снижению уровня торговли. А сокращение торговли приведет к снижению оборачиваемости товаров в деньги, а значит, сократит прибыль. Что касается производителей, то хотел бы привести один пример. В период экономического роста, государство в рамках программы импорта замещения начало строительство рубероидного завода на севере Казахстана. По мнению разработчиков программы, этот завод должен был 100% покрыть все потребности страны в рубероиде. За 2 года строительства завода цена на битум выросла с $50 до $400 за тонну. Поскольку в производстве рубероида в качестве сырья на 50% используется битум, эта надбавка сыграла свою роль. В результате рубероид казахстанского производства в докризисный период имел стоимость 1200 тенге за рулон. В то время как российский аналог обходился за 1050 тенге. В условиях Таможенного союза отечественные производители станут менее конкурентоспособными перед продукцией российского производства. И это не единственный пример.
Но хочу отметить, что создание Таможенного союза принесет и положительные моменты. Правда, если смотреть из 100%, плюсов где-то на 5-10%, а вот минусов на 90%. Начнем с плюсов.
Таможенный союз выгоден, прежде всего, крупным и близким к ним экспортоориентированным предприятиям, занятым в добывающем секторе экономики. Перечислять их, думаю, нет смысла. Для них действительно станет легче поставлять свою продукцию на мировые рынки, как на Восток, так и на Запад. По количеству заинтересованных лиц это конечно очень мало в сопоставлении ко всему населению Казахстана. Но это все же плюс. Что касается минусов, то главный негатив – это, конечно, инфляция. Большая часть товаров подорожает. Причем возможно не пропорционально росту импортных пошлин. Пострадает от этого большинство казахстанцев. Государство, в свою очередь, пытается как-то восстановить потребительскую корзину за счет повышения уровня социальных пособий. Об этом свидетельствует последнее послание президента народу Казахстана. Но они не могут реально решить эту проблему. Есть большая вероятность, что это лишь подстегнет инфляционную спираль. Уже сейчас почти все монополисты подняли расценки на услуги. А они в абсолютных цифрах несоизмеримы с господдержкой социально-уязвимых слоев.

- Какие меры, на Ваш взгляд, реально могут помочь отечественному производству?


- В первую очередь, нормальные законы, которые защищали бы местных игроков. Рассмотрим ситуацию с Налоговым кодексом. У нас, в Казахстане, благодаря налоговому законодательству, начинающий предприниматель не может прожить и месяца, разоряется. Добросовестные предприниматели, которые проработали 7-10 лет и выжили в тяжелых условиях, в результате будут закрывать свои компании и открывать новые на своих родственников. Эта ситуация негативно отразится на предпринимателях. Таким образом, государство все более загоняет МСБ в теневую структуру. Кроме того, подобные меры способствуют развитию коррупции. В этой связи я хотел бы привести в пример китайский опыт взращивания малого бизнеса. Кстати, этот опыт свойственен не только Китаю. Главная парадигма китайской политики в области развития предпринимательства – выход из кризиса не за счет государства, а с помощью реформ государства. Во всем развитом мире основой бизнеса является уведомительная система, когда вы уведомляете государство, что хотите вести бизнес и начинаете дело. А государство просто обязано провести в определенные сроки все регистрационные процедуры. От того, насколько раньше оно это сделает, будет зависеть, когда предприниматель начнет платить налоги. У нас же эта система разрешительная. То есть, предприниматель запрашивает у чиновника право вести бизнес. Здесь есть некая коррупционная составляющая. Без разрешения чиновников вы не будете вести свой бизнес. В этом и принципиальное отличие систем поддержки и развития предпринимательства в развитых странах и у нас. В Китае, если вы хотите открыть мелкое предприятие, то полностью освобождаетесь от уплаты корпоративного подоходного налога (КПН) на срок до 3-х лет. Еще 2 года вы выплачиваете 50% КПН. А уже потом 100% налогообложение. Такой метод используется также Германией, США и другими развитыми странами.
Сегодня мы говорим о том, что необходимо стимулировать диверсификацию страны. У меня вопрос, что для этого было сделано? Опять же, что сделали в Китае? Очень простой механизм – реинвестирование. В чем он заключается? Предприниматель, который вкладывает свои средства на технологическое развитие своего производства, полностью освобождается от налогов на новое оборудование. В Казахстане для сравнения, несмотря на реинвестиции бизнесменов, взимание налогов с нового импортированного оборудования составляет 30%. Разница очевидна. Думаю, говорить о технологическом прорыве здесь неуместно.
Следующий момент, на котором я хотел бы остановиться – это НДС. На сегодня, по моим подсчетам, поступления в бюджет страны от НДС составляет 6% от ВВП страны. А затраты на его взимание составляют примерно столько же. Мартышкин труд. Не правда ли? Экономической целесообразности взимать этот налог государству нет. Тем более, система определения НДС у нас несколько другая. Например, в Европе НДС составляет 16-18%. Но там исчисление идет от самой добавленной стоимости, с учетом издержек и т.д. Поэтому де-факто получается налог больше, но взимание меньше. В Казахстане НДС исчисляется от оборота. А это уже не имеет ничего общего с НДС в Европе. Хотелось бы порекомендовать нашим депутатам и прочим лицам, защищающим интересы граждан страны, обратить внимание на проблемы мелких торговцев. Налог с оборота для них составляет 3%. В реальности, предприниматели, не имея возможности нести столь тяжкое бремя, выплачивают лишь третью часть. И в мировой практике это широко распространенная оптимальная норма. Заметьте, в страну завозится 100 единиц товара, но реализовывается лишь половина. Где другая? Она уходит в «тень». Снижение этого налога с 3% до 1% будет служить стимулом для легализации теневого бизнеса, прозрачности предпринимательской отчетности, и соответственно, более успешному управлению этим сектором, а также оперативному выявлению незаконных действий. И это еще не все. Я думаю, что при нормальном налоговом законодательстве нам не страшна никакая интеграция. Есть уже апробированные методы и подходы по административному стимулированию процесса диверсификации экономики. В последнем послании народу Казахстана глава государства дал понять, что страна обладает необходимыми финансами. Вопрос лишь в желании реализовать эти планы.

- Как отечественные предприниматели могут минимизировать риски и возможные потери в рамках ТС?

- Думаю, сейчас следует ежедневно мониторить ситуацию, поскольку переговорный процесс только набирает силу. Пока нет конкретных правил. Сама организация ТС еще до конца не проработана, поэтому остается только выжидать. А по возможности активно принимать в ней участие.

- Как отразится ТС на простых казахстанцах?

- Говорить об ухудшении или улучшении сейчас трудно. Все зависит от множества факторов. Скорее всего, положение ухудшится. Почему? Во-первых, повысятся таможенные пошлины с третьими странами, что в первую очередь приведет к росту цен на импортную продукцию. В рыночной экономике роль импорта заключается в том, что она должна конкурировать с местным производством и сдерживать цены от роста. То есть у потребителя должно быть право выбора. Этим и объясняются вечные призывы казахстанских производителей защитить их от импорта. А повышение цен, безусловно, отразится на инфляции, которая, на мой взгляд, начнет «скакать». И не стоит забывать, что с начала этого года повысились тарифы на электроэнергию и тепло, и железнодорожные перевозки. При этом покупательская способность остается на низком уровне. В совокупности это даст мультипликативный эффект в виде повышения цен на все товары, в том числе продовольственные.


Арман Джакуб, специально для Profinance.kz


Теги: Таможенный союз, МСБ, Потребитель, Налоги




Другие новости по теме:

 – Таможенный союз: объединение или поглощение? - 25.01.2010
 – Пошлины пугают бизнес - 16.11.2009
 – Таможенный Союз. И вновь продолжается спор - 20.01.2010
 – Проблемные зоны Таможсоюза - 19.01.2010
 – Казахстан в Таможенном Союзе - плюс на минус - 22.02.2010


Комментарии

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Добавление комментария

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Ваш комментарий:
Код:

обновить если не виден код
Введите код:

Тенденции

 

Популярные