19.02.2010, 18:39
Перспектива со знаком плюс
Теги: Нефть, Сотрудничество, Таможенный союз
Другие новости по теме:
– Сбой в поставках нефти из России обернется дефицитом бензина в Казахстане - 08.02.2010
– Нефть: /Дайджест новостей/ - 03.09.2008
– В Казахстане не исключен дефицит ГСМ из-за приостановки поставок нефти из РФ - Мынбаев - 05.02.2010
– Таможенный союз сорвал экспорт российской нефти в Казахстан - 05.02.2010
– Казахстан не пересматривал прогноз добычи нефти в этом году – С.Мынбаев - 18.06.2009
Какие перспективы имеет Казахстан по поставке и переработке своих энергоресурсов в Беларусь с целью перепродажи на европейский рынок. Об этом в интервью Profinance.kz рассказал представитель Ассоциации приграничного сотрудничества Марат Шибутов.
- Марат Максумович, как Вы оцениваете сотрудничество Казахстана и Беларуси в сфере переработки казахстанской нефти и ее поставки на западные рынки в рамках Таможенного союза?
- Начнем с того, что мы страна, добывающая и экспортирующая сырую нефть. На экспорт нефтепродуктов у нас, как известно, не хватает мощностей. Плюс ко всему цены на международных рынках сильно разнятся с внутриреспубликанскими ценами. Поэтому на внутренний рынок поставлять нефть невыгодно. При этом, до недавнего времени наши заводы работали в основном по давальческой схеме. У них (прим.- белорусские заводы – profinance.kz) нет своих источников для загрузки мощностей. Поэтому они меняют свою услугу по переработке на часть готовой продукции.
На сегодня Беларусь имеет большие перерабатывающие мощности. По данным белорусского Минэнерго они составляют около 20 млн тонн в год. Казахстан по данным Министерства энергетики и минеральных ресурсов (МЭМР) потенциально в состоянии перерабатывать около 15 млн тонн в год. Но если верить статистике в среднем в год в эта цифра составляет 12 млн тонн. С другой стороны, географическое положение Беларуси дает большие преимущества для будущего совместного предприятия обоих государств. Близость Беларуси к европейским рынкам позволит поставлять туда переработанное казахстанское сырье. Этому благоприятствует развитая транспортная инфраструктура, связывающая Беларусь с Польшей, Чехией и остальными странами Европейского союза. Стоимость бензина на Западе на порядок выше, чем в Казахстане. На сегодня эта цифра составляет около 1-1,5 евро за литр бензина в зависимости от октанового числа.
До недавнего времени, основным поставщиком сырой нефти в Беларусь была Российская Федерация. Поставки осуществлялись по беспошлинным тарифам, давальческим и другим схемам. Беларусь перерабатывала российскую нефть, и перепродавала ее на европейский рынок. Сейчас ситуация несколько меняется. Россия стала постепенно отходить от этой практики. Об этом свидетельствует Межгосударственное соглашение между странами, в котором оговорена квота на беспошлинные поставки нефти в Беларусь. Согласно официальному документу эта квота составляет 6,5 млн тонн в год. На остальную нефть пошлина была поднята до уровня $220-270 за тонну, что сделала перепродажу готовых нефтепродуктов невыгодным делом.
- А можем ли мы загрузить перерабатывающие мощности Беларуси?
- Технически такая возможность есть. Поскольку сейчас, в связи с вышеупомянутым соглашением между Россией и Беларусью по определению беспошлинной квоты, импортировать российскую нефть с целью переработки и продажи становиться невыгодно. Соответственно мощности белорусских НПЗ частично освободились. Сложнее дело обстоит с транспортировкой казахстанской нефти в Беларусь. Общих границ между странами нет, поэтому существенное влияние будет оказывать позиция России. Если крупнейший российский транзитер «Транснефть» позволит нам дополнительно загружать трубопровод казахстанской нефтью, безусловно, проект реализуем. Сотрудничество с Казахстаном для Беларуси, конечно, не самое лучшее, но учитывая реалии сегодняшнего дня, все-таки более привлекательно. Давайте представим, что Казахстан и Беларусь создали совместное предприятие. Российская «Транснефть» пропускает через свою трубопроводную систему, допустим, 10 млн тонн сырой нефти в год. Из них 2 млн мы отдаем Беларуси. Она их перерабатывает и перепродает на европейский рынок. Остальные 8 млн она также реализует, однако прибыль от них идет в Казахстан. Оговорюсь, условия могут быть и другие. Таким образом, мы получаем прибыль не только от продажи сырой нефти, но и продукта переработки.
Теперь давайте поиграем в арифметику. Сейчас наша сырая нефть по данным МЭМРа в среднем стоит около $60 за баррель. (1 баррель = 159 литров). Технологически белорусские НПЗ гораздо лучше наших. Коэффициент переработки у них по данным Минэнерго Белоруссии составляет более 80%. У казахстанских НПЗ этот показатель согласно официальным данным, равен чуть более 55%. Соответственно количество и качество нефтепродуктов будет выше, чем у нас. Поставляя казахстанскую нефть на европейский рынок, мы увеличиваем ее стоимость. В результате, мы получали бы от одного барреля не $60, а где-то $110-150. Возможно и больше. Все зависит от мировой конъюнктуры цены на нефть, а также условий договора.
- Как известно, белорусские НПЗ ориентированы на российское сырье. Могут ли возникнуть проблемы с переработкой казахстанской нефти?
- Да, конечно, разница в сырье есть. Из России идет более легкая нефть, но в принципе это вопрос технический. Если будет политическая воля, СП, бесспорно, это вопрос решаемый. Небольшие инвестиции и проблемы нет. Плюс в Беларусь можно отправлять нашу легкую нефть. Например, кумкольскую. Поэтому, думаю, что проблема не столь значительна.
- Какие еще существуют недостатки у этого проекта?
- Как я уже сказал, в этом вопросе огромную роль будет играть позиция России. Как неоднократно озвучивали российские СМИ, Россия давно хочет купить эти заводы. Подписанное соглашение о сокращении беспошлинных поставок нефти одно из ярких тому свидетельств. Соответственно, возможно, что она будет ставить всевозможные преграды и препоны для перекачки нашей нефти.
Очень примечателен в этой связи проект покупки Казахстаном литовского нефтеперерабатывающего завода "Мажейкю нафта" (Mazeikiu nafta), обсуждавшегося в казахстанских и российских СМИ в конце 2005 года. Тогда российская «Транснефть» заявила, что не пустит эту нефть.
Казахстан может пойти другим маршрутом. Например, дополнительно загружая нефтепровод «Баку-Тбилиси-Джейхан» до Батумского терминала, принадлежащего «КазМунайГазу». А потом, танкерами до нефтепровода «Одесса-Броды».
Но сейчас у нас проблемы с Украиной по транспортировке. Как известно, с 1 февраля текущего года «Казтрансойл» прекратил поставки по южной ветке нефтепровода «Дружба». Основной причиной прекращения поставок стало требование «Укртранснафта» вернуться к принципу pump or pay, предусматривающему штрафные санкции за прокачку меньшего объема. Плюс этот маршрут достаточно затратный. Особо Россию не обойдешь. А железными дорогами больше 3-4 млн тонн тоже не перевезешь.
С другой стороны, если Россия будет против, встает обоснованный вопрос – а зачем нам Таможенный союз? Получается, что мы пошли на российские условия, подняли свои импортные пошлины. А в ответ?
Здесь, на мой взгляд, вопрос о транспортировке нефти для России не принципиален. Объем наших поставок с учетом сегодняшнего уровня добычи, реально может составлять не более 10 млн тонн в год. Для России это неконкурентный объем. Согласно Официальным данным, в 2009 году она вышла на 1-ое место по добыче, с объемом около 480 млн тонн. Для ее масштабов это не величина.
Другой вариант – направить нашу нефть на румынские НПЗ «Ромпетрол» (Rompetrol). Но пока эта схема еще достаточно не отработана. Скорее всего, это будет южный маршрут через «Баку-Тбилиси-Джейхан». Но этот проект находиться на стадии разработки, и его будущее пока туманно. Плюс этот путь несколько дороже белорусского направления.
- А как это отразится на поступлениях в бюджет?
- Точно сказать не могу. Ежегодно по моим расчетам Казахстан продает нефти на $50-60 млрд в год. Из них государству, то есть в Нацфонд идет порядка 1,2-1,5 трлн тенге. Если проект СП с Белоруссией получиться, то поступления на мой взгляд могут вырасти до 2 трлн тенге.
- Какие перспективы с ценой на нефть?
- Что касается цены на нефть, то существуют разные прогнозы. Одни предсказывают $95 за баррель, другие $50-70 при сохранении нынешнего тренда на восстановления мировой экономики. Думаю наиболее оптимальная цена сейчас $60-70 за баррель.
Арман Джакуб, специально для Profinance.kz
- Марат Максумович, как Вы оцениваете сотрудничество Казахстана и Беларуси в сфере переработки казахстанской нефти и ее поставки на западные рынки в рамках Таможенного союза?
- Начнем с того, что мы страна, добывающая и экспортирующая сырую нефть. На экспорт нефтепродуктов у нас, как известно, не хватает мощностей. Плюс ко всему цены на международных рынках сильно разнятся с внутриреспубликанскими ценами. Поэтому на внутренний рынок поставлять нефть невыгодно. При этом, до недавнего времени наши заводы работали в основном по давальческой схеме. У них (прим.- белорусские заводы – profinance.kz) нет своих источников для загрузки мощностей. Поэтому они меняют свою услугу по переработке на часть готовой продукции.
На сегодня Беларусь имеет большие перерабатывающие мощности. По данным белорусского Минэнерго они составляют около 20 млн тонн в год. Казахстан по данным Министерства энергетики и минеральных ресурсов (МЭМР) потенциально в состоянии перерабатывать около 15 млн тонн в год. Но если верить статистике в среднем в год в эта цифра составляет 12 млн тонн. С другой стороны, географическое положение Беларуси дает большие преимущества для будущего совместного предприятия обоих государств. Близость Беларуси к европейским рынкам позволит поставлять туда переработанное казахстанское сырье. Этому благоприятствует развитая транспортная инфраструктура, связывающая Беларусь с Польшей, Чехией и остальными странами Европейского союза. Стоимость бензина на Западе на порядок выше, чем в Казахстане. На сегодня эта цифра составляет около 1-1,5 евро за литр бензина в зависимости от октанового числа.
До недавнего времени, основным поставщиком сырой нефти в Беларусь была Российская Федерация. Поставки осуществлялись по беспошлинным тарифам, давальческим и другим схемам. Беларусь перерабатывала российскую нефть, и перепродавала ее на европейский рынок. Сейчас ситуация несколько меняется. Россия стала постепенно отходить от этой практики. Об этом свидетельствует Межгосударственное соглашение между странами, в котором оговорена квота на беспошлинные поставки нефти в Беларусь. Согласно официальному документу эта квота составляет 6,5 млн тонн в год. На остальную нефть пошлина была поднята до уровня $220-270 за тонну, что сделала перепродажу готовых нефтепродуктов невыгодным делом.
- А можем ли мы загрузить перерабатывающие мощности Беларуси?
- Технически такая возможность есть. Поскольку сейчас, в связи с вышеупомянутым соглашением между Россией и Беларусью по определению беспошлинной квоты, импортировать российскую нефть с целью переработки и продажи становиться невыгодно. Соответственно мощности белорусских НПЗ частично освободились. Сложнее дело обстоит с транспортировкой казахстанской нефти в Беларусь. Общих границ между странами нет, поэтому существенное влияние будет оказывать позиция России. Если крупнейший российский транзитер «Транснефть» позволит нам дополнительно загружать трубопровод казахстанской нефтью, безусловно, проект реализуем. Сотрудничество с Казахстаном для Беларуси, конечно, не самое лучшее, но учитывая реалии сегодняшнего дня, все-таки более привлекательно. Давайте представим, что Казахстан и Беларусь создали совместное предприятие. Российская «Транснефть» пропускает через свою трубопроводную систему, допустим, 10 млн тонн сырой нефти в год. Из них 2 млн мы отдаем Беларуси. Она их перерабатывает и перепродает на европейский рынок. Остальные 8 млн она также реализует, однако прибыль от них идет в Казахстан. Оговорюсь, условия могут быть и другие. Таким образом, мы получаем прибыль не только от продажи сырой нефти, но и продукта переработки.
Теперь давайте поиграем в арифметику. Сейчас наша сырая нефть по данным МЭМРа в среднем стоит около $60 за баррель. (1 баррель = 159 литров). Технологически белорусские НПЗ гораздо лучше наших. Коэффициент переработки у них по данным Минэнерго Белоруссии составляет более 80%. У казахстанских НПЗ этот показатель согласно официальным данным, равен чуть более 55%. Соответственно количество и качество нефтепродуктов будет выше, чем у нас. Поставляя казахстанскую нефть на европейский рынок, мы увеличиваем ее стоимость. В результате, мы получали бы от одного барреля не $60, а где-то $110-150. Возможно и больше. Все зависит от мировой конъюнктуры цены на нефть, а также условий договора.
- Как известно, белорусские НПЗ ориентированы на российское сырье. Могут ли возникнуть проблемы с переработкой казахстанской нефти?
- Да, конечно, разница в сырье есть. Из России идет более легкая нефть, но в принципе это вопрос технический. Если будет политическая воля, СП, бесспорно, это вопрос решаемый. Небольшие инвестиции и проблемы нет. Плюс в Беларусь можно отправлять нашу легкую нефть. Например, кумкольскую. Поэтому, думаю, что проблема не столь значительна.
- Какие еще существуют недостатки у этого проекта?
- Как я уже сказал, в этом вопросе огромную роль будет играть позиция России. Как неоднократно озвучивали российские СМИ, Россия давно хочет купить эти заводы. Подписанное соглашение о сокращении беспошлинных поставок нефти одно из ярких тому свидетельств. Соответственно, возможно, что она будет ставить всевозможные преграды и препоны для перекачки нашей нефти.
Очень примечателен в этой связи проект покупки Казахстаном литовского нефтеперерабатывающего завода "Мажейкю нафта" (Mazeikiu nafta), обсуждавшегося в казахстанских и российских СМИ в конце 2005 года. Тогда российская «Транснефть» заявила, что не пустит эту нефть.
Казахстан может пойти другим маршрутом. Например, дополнительно загружая нефтепровод «Баку-Тбилиси-Джейхан» до Батумского терминала, принадлежащего «КазМунайГазу». А потом, танкерами до нефтепровода «Одесса-Броды».
Но сейчас у нас проблемы с Украиной по транспортировке. Как известно, с 1 февраля текущего года «Казтрансойл» прекратил поставки по южной ветке нефтепровода «Дружба». Основной причиной прекращения поставок стало требование «Укртранснафта» вернуться к принципу pump or pay, предусматривающему штрафные санкции за прокачку меньшего объема. Плюс этот маршрут достаточно затратный. Особо Россию не обойдешь. А железными дорогами больше 3-4 млн тонн тоже не перевезешь.
С другой стороны, если Россия будет против, встает обоснованный вопрос – а зачем нам Таможенный союз? Получается, что мы пошли на российские условия, подняли свои импортные пошлины. А в ответ?
Здесь, на мой взгляд, вопрос о транспортировке нефти для России не принципиален. Объем наших поставок с учетом сегодняшнего уровня добычи, реально может составлять не более 10 млн тонн в год. Для России это неконкурентный объем. Согласно Официальным данным, в 2009 году она вышла на 1-ое место по добыче, с объемом около 480 млн тонн. Для ее масштабов это не величина.
Другой вариант – направить нашу нефть на румынские НПЗ «Ромпетрол» (Rompetrol). Но пока эта схема еще достаточно не отработана. Скорее всего, это будет южный маршрут через «Баку-Тбилиси-Джейхан». Но этот проект находиться на стадии разработки, и его будущее пока туманно. Плюс этот путь несколько дороже белорусского направления.
- А как это отразится на поступлениях в бюджет?
- Точно сказать не могу. Ежегодно по моим расчетам Казахстан продает нефти на $50-60 млрд в год. Из них государству, то есть в Нацфонд идет порядка 1,2-1,5 трлн тенге. Если проект СП с Белоруссией получиться, то поступления на мой взгляд могут вырасти до 2 трлн тенге.
- Какие перспективы с ценой на нефть?
- Что касается цены на нефть, то существуют разные прогнозы. Одни предсказывают $95 за баррель, другие $50-70 при сохранении нынешнего тренда на восстановления мировой экономики. Думаю наиболее оптимальная цена сейчас $60-70 за баррель.
Арман Джакуб, специально для Profinance.kz
Теги: Нефть, Сотрудничество, Таможенный союз
Другие новости по теме:
– Сбой в поставках нефти из России обернется дефицитом бензина в Казахстане - 08.02.2010
– Нефть: /Дайджест новостей/ - 03.09.2008
– В Казахстане не исключен дефицит ГСМ из-за приостановки поставок нефти из РФ - Мынбаев - 05.02.2010
– Таможенный союз сорвал экспорт российской нефти в Казахстан - 05.02.2010
– Казахстан не пересматривал прогноз добычи нефти в этом году – С.Мынбаев - 18.06.2009
Комментарии
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.