финансы, инвестирование, капитал, ценные бумаги, фонды, фондовый рынок
01.03.2010, 15:00
Металлургия под прицелом
Металлургия под прицеломО том, что сулит Казахстану сокращение китайской активности на рынке металлов, как повлияет на добывающую отрасль страны Таможенный союз и многом другом в интервью Рrofinance.kz рассказал независимый российский аналитик Алексей Галанин.


- В 2009 году Китай заявлял о серьезном намерении выйти на казахстанскую добывающую арену. Как Вы считаете, осуществятся ли планы Поднебесной в этом году?


- Горнодобывающая отрасль оперирует долгосрочными проектами. От декларации намерений до их претворения в жизнь может пройти не один год. Наступивший год вряд ли будет богат на резонансные события, тем не менее, основные тенденции 2009 года сохранятся. В 2010 году финансирование из Поднебесной может оставаться наиболее реальным источником заемного капитала для компаний отрасли. Интерес китайских компаний к локальным игрокам может привести к реализации совместных проектов, где можно выделить сегмент ферросплавов. Вхождение китайских фондов в уставные капиталы добывающих компаний возможно. Однако такой шаг несет в себе потенциальные риски для стратегических инвесторов, поэтому едва ли речь может идти о существенных долях.

- В чем, на Ваш взгляд, заключается роль казахстанского горнодобывающего сектора для Китая, на фоне усиления позиций на мировом рынке?

- В 2009 году компании КНР обозначили потенциальный интерес к возможности покупки прав на разработку месторождений в Центральной Азии, и в Казахстане. Интерес восточного соседа закономерен. События последних лет открыто продемонстрировали жизненно важную необходимость для КНР в диверсификации поставщиков сырьевых активов. Особенно ярко данная ситуация обозначилась на рынке железной руды, коксующегося угля и опосредованно на рынках промышленных металлов - китайские компании активно скупают горнодобывающие активы по всему миру. По данным Министерства коммерции КНР за 9 месяцев 2009 года на эти цели было потрачено более $14.3 млрд, что согласуется с аналогичным показателем 2008 года. Однако, едва ли разговор в отношении Казахстана может идти о значительном проекте – права недропользования регламентируются государством. В то же время, увеличение доли продаж казахстанских компаний в КНР с 2008 года в этом контексте можно рассматривать не только как конъюнктурный шаг, но и как целенаправленные действия со стороны Китая по расширению географии поставок.
В данном аспекте территориальная близость Казахстана, развитие совместных проектов могут значительно снизить для страны риски, связанные с сокращением объема закупок КНР меди на мировом рынке в посткризисный период по отношению к 2009 году. Таким образом, Китай, хеджируя риски поставок, имеет все возможности в получении существенной доли в экспортных продажах продукции ГМК Казахстана, но в то же время, его прямое участие в капитале отраслевых компаний и непосредственной разработке месторождений ограничено.


- Насколько оправдан ажиотаж вокруг китайского спроса на металлы?



- Несмотря на все критические замечания, в 2009 году КНР сыграла роль стабилизирующего фактора для мировой экономики, в том числе, поддержав сырьевые рынки. Хотя страна ожидает сохранение высоких темпов промышленного роста в 2010 году, тем не менее, ее ресурс катализатора спроса ограничен. Если в I квартале и, возможно, в начале II квартала текущего года еще можно полагаться на поддержку высокого уровня закупок, то в дальнейшем положение дел будет определяться восстановлением спроса со стороны развитых стран и стран БРИК. Между тем, географическая близость Казахстана, развитие совместных проектов и стремление Китая ослабить доминирующее положение традиционных поставщиков может привести к развитию положительных тенденций в казахстанско-китайском сотрудничестве. По прогнозам консалтинговой компании «Beijing Antaike Information Development», импорт меди в КНР в 2010 году упадет с 3,18 млн тонн до 1,43 млн тонн в год. Согласно данным таможенной службы КНР в 2009 году импорт очищенной меди из Казахстана составил 163 тыс. тонн, что на 25% выше уровня прошлого 2008 года. Можно предположить, что, следуя принципу диверсификации, в 2010 году продажи из Казахстана останутся на уровне 2009 года. Это может обеспечить стране долю в 11,3% в совокупных китайских закупках рафинированной меди.


- Насколько в странах СНГ, и конкретно в Казахстане, актуальны инвестиции в физический металл со стороны населения?


- Стоит отметить, что инвестиции в физический металл сопряжены с растущими издержками хранения и могут столкнуться с рисками ликвидности, что снижает привлекательность для частного инвестора по сравнению с альтернативными инструментами.
Подобные инвестиции оправданы для восполнения и создания промышленных запасов – управление издержками, компаниями стран–импортеров, для которых затраты на поддержку излишних запасов с лихвой перекрываются выигрышем от удорожания металла в будущем. Как видно на примере Китая, основной спрос приходится на промышленные группы и целевые государственные программы.
Для компаний стран со значительной долей экспорта цены также играют главную роль, но уже по отношению к производственным затратам. На первый план выходит эффективное управление запасами и себестоимостью на всех этапах производственного процесса. Проведение масштабных государственных закупок с целью поддержания рынка неоправданно.


- Как, на Ваш взгляд, повлияет Таможенный союз (ТС) на горнометаллургические отрасли стран-участниц?



- Горно-металлургический сектор (ГМК) России и Казахстана решают похожие задачи в сфере экспорта продукции отрасли. Потребности в импорте готовой продукции секторов совпадают по ключевым наименованиям, что в большей степени относится к черной металлургии. ТС едва ли принесет существенные изменения в сектор ГМК для стран-участниц. Если это и произойдет, то изменения для смежных отраслей также могут быть несущественными. Каждая из сторон тяготеет к локальному протекционизму, который может нивелировать возможные негативные последствия. Кроме того, механизмы международной торговли достаточно сложны, чтобы на бумаге достоверно учесть все плюсы и минусы. Очевидным преимуществом может стать ускорение товарооборота, в том числе, транзитного, как между участниками союза, так и в направлении европейский потребителей. По моим расчетам, выигрыш Казахстана в 2010 году от работы ТС можно было бы оценивать в более $850 млн.





Яна Задорожная, специально для Profinance.kz


Теги: ГМК, Таможенный союз, Прогноз




Другие новости по теме:

 – Металлические аппетиты Поднебесной - 15.02.2010
 – Сменить доминанту? - 20.01.2010
 – Медь подешевела на $40 на росте курса доллара - 11.11.2009
 – АБР повышает прогнозы - 22.09.2009
 – Компании черной металлургии emerging markets сохраняют устойчивость в условиях спада - Fitch - 26.05.2009


Комментарии

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Добавление комментария

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Ваш комментарий:
Код:

обновить если не виден код
Введите код: