13.01.2009, 13:28
Онлайн с Анваром Сайденовым, главой Нацбанка
На вопросы читателей финпортала отвечает Анвар Сайденов, председатель Национального банка РК
- Уважаемый г-н Сайденов, сейчас идёт много слухов о девальвации доллара США в мире. Государственный долг США более 13 трлн. долларов перед мировыми кредиторами. Считаете ли вы, что доллар может сильно девальвировать и таким образом США смогут рассчитаться со своим гос. долгом?
Нурлан, Алматы
С государственным долгом путём намеренной девальвации валюты рассчитаться невозможно. Да, действительно, при снижении курса доллара по отношению к другим валютам стоимость государственного долга США уменьшится. Однако в таком случае вложения в активы, деноминированные в долларах, также обесценятся. В настоящее время незыблемость позиций США как мирового финансового центра пошатнулась в результате кризиса, и девальвация доллара может снизить доверие инвесторов до критически низкой планки, что невыгодно самим США.
Действительно, есть некоторые мнения о вероятной девальвации доллара США. Мы не исключаем развития такой ситуации в политике правительства США, Федеральной Резервной Системы, и возможность того, что мировой валютный рынок сам сделает эту «девальвацию» за официальные органы США. Но, тем не менее, считаем, что решение государственного долга США путем девальвации нанесет ущерб доллару США как мировой резервной валюте №1. Это приведет к дальнейшему росту недоверия доллару США со стороны мировых Центральных Банков и инвесторов, что (гео)политический невыгодно США, так как посредническим возможностям долларов США в мировой торговле будет нанесен значительный ущерб при явной девальваций. В этой связи, возможно, произойдет частичная, скрытая девальвация доллара США. Скорее всего, будут наблюдаться значительные колебания курса долларов США к основным мировым валютам, как в сторону понижения, так и в сторону роста, главный вопрос при этом сводится к временным рамкам, когда это будет происходить и насколько долго.
- Уважаемый глава Национального банка РК! Какие меры по сохранению собственного капитала, можете порекомендовать физическим лицам в условиях кризиса и неопределенности?
Серик, Алматы
В таких условиях наиболее опасным для всех являются панические настроения и ожидания. Поскольку вопрос задан о сохранении собственного капитала, то логично будет проанализировать работу государства, всех государственных органов, по сохранению финансовой стабильности в стране. Ведь до сих пор основным инструментом сохранения сбережений для физических лиц – в организованных формах – остаются банковские вклады.
Во – первых, 4 млрд. долл. США на дополнительную капитализацию четырех системообразующих банков. Во – вторых, 1 млрд. долларов на создание Фонда стрессовых активов, чтобы выкупить у банков проблемные активы и дать им возможность продолжить вовремя погашать свои долги и при этом кредитовать экономику дальше. В – третьих, 3 млрд. долларов на решение проблем жилищного рынка, в том числе посредством банков, а это снова дает им возможность устранять затруднения с ликвидностью. Вопросы поддержки банковской ликвидности постоянно находятся в центре внимания, разрабатываются новые дополнительные пути ее пополнения. Необходимо помнить об этом, и своевременно отслеживать действия правительства в данном направлении, поскольку информированность позволит сохранить спокойствие.
Наконец, вспомним о повышении уровня гарантирования вкладов населения до 5 млн. тенге. На мой взгляд, казахстанским вкладчикам беспокоиться не о чем.
В условиях неопределенности, по сохранению собственного капитала, физическим лицам можем порекомендовать хранить капитал, как в тенге, так и в различных валютах, например в долларах США и евро. При этом не стоит забывать, что при хранении капитала в долларах США и/или в евро, стоимость Вашего капитала будет испытывать большие изменения, как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения в связи с высокой волотильностью курсов данных валют.
- В какой валюте рентабельней хранить сбережения?
Серик, Алматы
Мне не редко задают подобные вопросы. Как правило, я предлагаю найти ответ опытным путем – сформировать диверсифицированную корзину: часть средств вложить в тенге, часть в доллары, часть в евро. В конечном итоге, накапливая опыт, можно определить приемлемое соотношение. Хотя полностью все сбережения хранить в одной валюте все же не рекомендую.
Таким образом, рентабельней хранить сбережения в нескольких валютах: казахстанский тенге, евро и доллары США. Высокие процентные ставки по тенге и относительно высокая стабильность курса тенге выглядит наиболее привлекательным инструментом для обеспечения рентабельности сбережений.
- Как Вы оцениваете состояние Национального Банка во время кризиса, и будет ли улучшение в ипотечном кредитовании в Вашем банке. Расскажите коротко о нынешней ипотеке.
Жанара, Алматы
В первую очередь необходимо отметить, что первая часть вопроса сформулирована некорректно, так как Национальный Банк не является коммерческим банком и не предоставляет какие-либо займы (включая ипотечные) физическим лицам.
В отношении нынешней ситуации на рынке ипотечного кредитования, то в настоящее время ипотечные кредиты выдает большинство казахстанских банков, в частности, БТА Банк, Казкоммерцбанк, Темирбанк, Народный банк и другие. Срок выплаты кредита составляет, как правило, от 1 года до 30 лет. В некоторых банках действует мораторий на досрочное погашение кредита сроком на 3-5 лет.
Обязательным условием для оформления ипотечного кредита является наличие первоначального взноса, как правило, 30% от суммы займа (в 2006 году достаточно было и 10%, а в 2007 году доходило и до 50%), исключением является Народный банк – здесь первоначальный взнос на сегодня составляет 15% и выше.
Наличие залога также является обязательным условием. Залогом может выступать как приобретаемая, так и имеющаяся у заемщика недвижимость. Необходимо отметить, что немаловажную роль играет местоположение залогового объекта. Как правило, легче взять кредит, если приобретаемое жилье находится в черте города и желательно в верхней части.
Что касается процентных ставок, то они также изменились. Так, в 2006 году получить кредит можно было, как правило, под 12-15% годовых, в 2007 году – под 15-25%, а сегодня – под 14-19%. Однако, следует помнить о том, что банки в рекламных роликах, буклетах и брошюрах обычно указывают номинальную кредитную ставку, а в действительности стоимость кредитных ресурсов с учетом различных сборов и комиссий всегда выше.
Именно поэтому с 1 января 2007 года в Республике Казахстан введены в действие Правила исчисления банками второго уровня ставок вознаграждения при распространении информации о величинах вознаграждения по финансовым услугам, принятые постановлением Правления Агентства финансового надзора. Согласно этому документу, банки должны указывать эффективную ставку вознаграждения при распространении информации, в том числе при ее публикации, по устным и письменным запросам клиентов, а также в договорах, заключаемых с клиентами. Поэтому очень важно при подписании договора с банком внимательно его изучить. В договоре на предоставление ипотечного кредита должны быть перечислены все операции, за которые банк взимает комиссии и которые влияют на размер эффективной ставки, а также ссылки на порядок их определения и сроки изменения ставок.
- Хотелось бы узнать Ваш прогноз по паре евро/доллар на 3-4 квартал 2009 года.
Алмат, Алматы
Сейчас по паре валют евро/доллар на 3-4 квартал 2009 года говорить сложно в связи с взаимодействием и взаимовлиянием нескольких факторов.
Во-первых, ФРС США 17 декабря сократил процентную ставку, сделав ее плавающей от 0 до 0.25%. Ставка Европейского Центрального Банка (далее ЕЦБ) составляет 2.5%. При дальнейшем снижении ЕЦБ процентных ставок курс евро по отношению к доллару должен снижаться. В случае роста процентных ставок ЕЦБ курс евро должен укрепляться.
Во-вторых, финансовый кризис, начавшийся в США, все еще вызывает недоверие инвесторов к долларам США, таким образом, несмотря на снижение процентных ставок ЕЦБ, курс евро может оставаться на том же уровне или даже расти.
В-третьих, заявления и действия нового Президента США так же могут значительно повлиять на курс долларов США по отношению к мировым валютам, в том числе и к евро.
- Каковы перспективы введения единой валюты на пространстве Таможенного союза?
Елена, Караганда
Как известно, каждая стадия интеграции подразумевает определенные шаги объединения: сначала это зона свободной торговли, затем таможенный союз, затем платежный и валютный союз, после следует общий рынок товаров, капитала, рабочей силы. И поскольку это является закономерным шагом на пути интеграции, это по-прежнему остается перспективой наших отношений с государствами – участниками ЕврАзЭС. В то же время следует учитывать объективный процесс развития товарно-денежных отношений между нашими странами. Пока поддерживается мнение о целесообразности ведения торговых расчетов в национальных денежных единицах. Вспомним, что единая валюта Евросоюза разрабатывалась и внедрялась более 30 лет. Цель создания валютного союза была поставлена еще в 1969 году, а ввод в обращение банкнот и монет евро осуществился только в 2002 году. Таким образом, введение единой валюты требует во-первых, реальной необходимости этого шага для дальнейшего эффективного развития экономических отношений между странами, во-вторых, длительной и скрупулезной подготовки этого процесса. Следует помнить и о том, что для этого потребуется политическая воля, как народов всех стран пространства, так и руководства данных государств.
Возможность расширения использования национальных валют будет рассматриваться в рамках совместных мер государств-участников ЕврАзЭс по преодолению последствий мирового финансового кризиса.
Выгоды и риски для Казахстана от реализации этой меры будут в большей степени определяться особенностями торговых отношений с Россией, которая по отношению к Казахстану является чистым экспортером. Несмотря на то, что на сегодняшний день торговый оборот с Россией и другими странами региона ведется в основном в долларах США, отмечается динамичный рост удельного веса российского рубля во внешнеторговых расчетах Казахстана со странами региона. Поступательное движение к образованию Единого экономического пространства ЕврАзЭС уже обеспечивает расширение сферы применения национальных валют, главным образом российского рубля, во взаиморасчетах стран региона.
Спрос на казахстанский тенге со стороны российских партнеров в настоящее время практически отсутствует – торги по казахстанскому тенге на российской валютной бирже (ММВБ) не проводятся.
Однако, по данным ИНТЕРФАКС-АФИ – в настоящее время ММВБ ведет переговоры со своими контрагентами о введении в оборот в валютной секции еще как минимум двух валют – казахстанской и белорусской.
Вместе с тем, основная часть внешнего долга Казахстана номинирована в долларах США. Введение взаиморасчетов в национальный валютах (особенно в рублях) приведет к снижению притока долларовой массы, соответственно, возможен дефицит долларов в Казахстане для осуществления внешних платежей.
Использование национальных валют в расчетах не минимизирует валютный и страновой риски полностью. Курсообразование тенге, рубля, белорусского рубля, сома и сомони происходит через кросс-курсы к мировым валютам. Положительный эффект возможен в случае определения двусторонних курсов независимо от мировых валют. Для этого потребуется дальнейшая взаимная интеграция экономик, рост объемов внутренних валютных рынков национальных валют, что займет значительное время.
Чтобы соблюсти взаимные интересы всех государств-членов ЕврАзЭс по переходу на взаиморасчеты по экспортно-импортным операциям на национальные валюты понадобится проведение ряда мер, которые могут иметь одновременно и негативный эффект для экономик.
1). Возможность беспрепятственной конвертации любых сумм в валюты государств-членов ЕврАзЭс и обратно.
2). Создание национальными (центральными) банками отдельного резерва в валютах государств-членов ЕврАзЭс. При этом сумма международных резервов будет уменьшена на сумму резерва в валютах государств-членов ЕврАзЭс, так как формирование резервов возможно только в свободно-конвертируемой валюте.
3). Создание центральными (национальными) банками механизма совместного формирования валют государств-членов ЕврАзЭс к другим валютам. В этом случае потребуется проведение единой денежно-кредитной политики.
4). Создание механизма ценообразования на сырьевые товары (нефть, газ, металлы и др.).
В связи с этим, на сегодняшний день страны региона не готовы рассматривать российский рубль в качестве резервной региональной валюты. Превращение рубля в региональную резервную валюту возможно в долгосрочной перспективе в рамках создания единого экономического пространства, по крайней мере, трех государств – России, Беларуси и Казахстана, а также после проведения государствами Сообщества соответствующих мер по обеспечению стабильности национальных валют.
- Какие изменения в дальнейшем будет претерпевать денежно-кредитная политика Национального Банка?
Какие задачи стоят перед Национальным Банком в 2009 году?
Реагируя на изменение ситуации, сложившейся в мировой и отечественной экономиках, Национальный Банк меняет приоритеты в проведении денежно-кредитной политики. Сложная ситуация в банковском секторе, которая сохранится в ближайшие годы, требует принятия мер по смягчению денежно-кредитной политики.
Так, еще в начале 2008 года перед Национальным Банком стояли 2 задачи: обеспечение стабильности цен и стабильности финансового сектора. Во 2 полугодии 2008 года произошло усиление мирового финансового кризиса, одновременно с этим кардинально изменилась ситуация на мировых товарных рынках. Рост цен на сырье и продовольствие на мировых рынках сменился резким падением.
В этих условиях проблема инфляции временно «отошла на второй план». При этом вопрос поддержания экономического роста и обеспечения стабильности финансового сектора становятся приоритетными направлениями для Национального Банка. Соответственно, в 2009 году Национальный Банк будет проводить «мягкую» денежно-кредитную политику. Это подразумевает принятие мер, главным образом, направленных на обеспечение стабильности финансового сектора.
Хотелось бы отметить, что более детально данные меры и цели Национального Банка будут представлены в Основных направлениях денежно-кредитной политики на 2009-2010 годы, которые в настоящее время находятся в стадии разработки.
- Насколько плоха сегодня ситуация с платежным балансом?
Анатолий, Алматы
По предварительной оценке за 9 месяцев 2008 года профицит текущего счета превысил 9 млрд. долл. США, что обеспечено практически 3-х кратным увеличением торгового баланса при замедлении темпов роста импорта товаров.
По операциям финансового счета чистый отток ресурсов за этот период составил свыше 4,8 млрд. долл. США в сравнении с чистым поступлением в 7,7 млрд. долл. США в аналогичном периоде 2007 года.
Таким образом, положительное воздействие благоприятной конъюнктуры на товарных рынках полностью компенсировало эффект от резкого сокращения доступа казахстанских банков на мировые финансовые рынки и общее сальдо платежного баланса (без учета международных резервов Национального Банка) сложилось с профицитом в 4,3 млрд. долл. США.
По оценке по итогам 2008 года возможно сокращение профицита текущего счета платежного баланса до 7-8 млрд.долл. Ухудшение текущего счета в 4 квартале произойдет за счет падения цен на нефть и другие товары основной экспортной номенклатуры и сокращения производства и экспорта черных и цветных металлов, при некотором увеличении физических объемов экспорта нефти и газового конденсата.
Если в 2009 году продолжится тенденция 4 квартала 2008 года –цена на нефть упадет до 40 долларов за баррель, ожидаемый рост поставок нефти и газового конденсата (главным образом, за счет роста добычи на Тенгизском месторождении) не компенсирует потери от снижения цен и сокращения поставок по цветным и черным металлам (до 50%) и поступления от экспорта товаров сократятся более чем на 40%. В результате более чем 6-кратного сокращения профицита торгового баланса дефицит текущего счета может достичь 8% к ВВП. Этот дефицит частично будет профинансирован возросшими нетто прямыми инвестициями (главным образом, за счет увеличения финансирования Северо-Каспийского проекта) и притоком капитала в новые инфраструктурные проекты с участием инвесторов стран, наименее подверженных кризису ликвидности. Однако с учетом ожидаемой потребности резидентов в обслуживании имеющегося внешнего долга порядка 17 млрд.долл. общий платежный баланс сложится с дефицитом в 3-3,5% от ВВП, который может быть профинансирован за счет международных резервов Национального Банка.
Если цена на нефть сложится в районе 60 долларов за баррель дефицит текущего счета не превысит 3% ВВП и проблем с его финансированием не ожидается.
- Уважаемый г-н Сайденов, как Вы считаете, так ли необходимо выделять деньги, в рамках антикризисной программы, на кредитование экономики через коммерческие банки? Ведь в прошлом году, при выделении бюджетных средств на решение проблем дольщиков в Астане, деньги пошли по назначению только после вмешательства в процесс правительства. Почему нельзя создать альтернативный государственный институт, который обеспечит прозрачность, и гарантию целевого расходования этих средств?
Эльвира, Костанай
Для финансового обеспечения Плана совместных действий Правительства Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан и Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций по стабилизации экономики и финансовой системы на 2009-2010 годы (далее - План) будут использованы средства государства в объеме 10 млрд. долл. США.
При этом в качестве операторов по финансированию основных мероприятий Плана будут использоваться крупные коммерческие банки. Все операции в экономике происходят через банковскую систему, поскольку они являются финансовыми посредниками. Все юридические лица имеют в банках счета, через которые проводятся операции.
Создание или наделение действующего государственного института данными функциями повлечет рост расходов на открытие счетов для заемщиков, формирование соответствующего штата сотрудников, обеспечение доступа к данному институту с любой точки страны. А все это повлечет значительные расходы.
Не проще ли, используя существующие мощности банков, распределять государству деньги по конкретным направлениям, по заранее обусловленным требованиям? В этом случае на государство возлагается только функция мониторинга и контроля за целевым и эффективным расходованием этих средств.
Кроме того, необходимо отметить, что в настоящее время в Казахстане существует должное регулирование и надзор за деятельностью банков, что также позволяет обеспечить максимальную прозрачность процесса распределения финансовых средств в рамках данного Плана.
На создание альтернативного финансового института требуется значительное время и серьёзные затраты. Времени на создание дополнительной структуры у нас нет, а средства в период кризиса расходовать необходимо очень экономно. Кроме того, появление ещё одной структуры, которая занимается вопросами антикризисного управления, приведёт к необходимости дополнительных процедур согласования позиций и т.п., что приведёт к снижению оперативности и эффективности процесса принятия ключевых решений.
Что касается эффективности подобной структуры, то никто не даст гарантии, что она возрастёт по сравнению с существующими. При этом, если ориентироваться на отчёты фонда «Самрук-Казына», то размещение средств в настоящее время достаточной мере эффективно.
- Какие есть гарантии, что деньги из Нацфонда и НПФ пойдут на развитие экономики, а не на погашение внешних долгов комбанков?
Татьяна, Алматы
Во-первых, в данном случае не стоит противопоставлять одно другому. С одной стороны, для того, чтобы банки продолжили финансирование экономики, они должны снизить уровень своих внешних заимствований, и ряд мер государства направлен именно на снижение внешнего долга банковского сектора. Что касается целевого использования средств, то в настоящее время соответствующими государственными структурами проводится постоянный мониторинг освоения средств.
- Скажите, пожалуйста, каков размер зарплаты у главы Национального Банка и примерно, сколько получают Председатели Правлений коммерческих банков?
Ербол, Астана
Председатель Национального Банка Казахстана является политическим государственным служащим и назначается Президентом Республики Казахстан. Должностные оклады политических государственных служащих определяются Президентом Республики Казахстан, а информация об их размерах охраняется государством.
- Как вы оцениваете потенциал казахстанского рынка для банковской системы? Учитывая, что внешние источники привлечения денег для банков практически закрыты, сколько средств на внутреннем рынке банки еще смогут привлечь? И можно ли ожидать сокращения количества банков за счет слияний?
Елена Николаевна, Алматы
Необходимо отметить, что, несмотря на замедление темпов роста казахстанской экономики, вследствие глобального финансового кризиса, отечественная банковская система продолжает оставаться одним из динамично развивающихся секторов экономики страны, благодаря проводимой политике государства, направленной на поддержание роста экономики.
Так, Правительством, Национальным Банком и Агентством по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций Республики Казахстан был принят План совместных действий по стабилизации экономики и финансовой системы на 2009-2010 годы (далее - План), направленный на смягчение негативных последствий глобального кризиса на социально- экономическую ситуацию в Казахстане и обеспечение необходимой основы для будущего качественного роста экономического роста.
Согласно данному Плану для стабилизации финансового сектора будут приняты следующие меры:
дополнительная капитализация четырех системообразующих банков (480 млрд. тенге);
создание Фонд стрессовых активов (ФСА). В 2008 году из республиканского бюджета на капитализацию ФСА первым траншем выделено 52 млрд. тенге, в 2009 году уставный капитал ФСА будет доведен до 122 млрд. тенге;
запуск специальной программы ипотечного кредитования и развития жилищного сектора (600 млрд. тенге.
Кроме того, по различным оценкам, объем наличной иностранной валюты на руках у населения составляет от 5 до 18 млрд. долларов США. В этой связи, банки потенциально могут привлечь данные средства населения через активизацию работы, направленной на: дальнейшую популяризацию вкладов в банки; через предоставление платежных средств (карточек) посредством расширения географии и сфер их применения и снижения стоимости таких услуг.
В отношении вопроса о сокращении количества банков за счет их слияний, необходимо отметить, что за последний год, несмотря на негативное влияние мирового кризиса ликвидности на ситуацию в банковской системе, число банков увеличилось. В этой связи, на текущий момент в банковском секторе Казахстана значительных тенденций по консолидации/слиянию банков не наблюдается. Тем более что, что с момента коррекции на мировом рынке ни один казахстанский банк не допустил дефолта ни по внутренним, ни по внешним обязательствам. Банки продемонстрировали способность не только отвечать по своим внешним обязательствам в условиях ухудшения доступа к внешним ресурсам, но и привлекать дополнительные ресурсы из-за рубежа. Поэтому, на наш взгляд, в ближайшем будущем не следует ожидать каких-либо существенных перемен на банковском секторе.
Кроме того, интерес к отечественным банкам со стороны иностранных инвесторов тоже косвенно свидетельствует о достаточно крепком положении наших банков.
Процессу консолидации банков могут способствовать требования со стороны АФН по увеличению минимального размера собственного капитала, которые вводятся с 1 июля 2009 года (до 5 млрд. тенге) и с 1 июля 2011 года (до 10 млрд. тенге). Не исключается, что отдельные банки, которые не смогут выполнить данное требование, будут либо объединяться, либо поглощаться более крупными банками.
- Во время мировых экономических потрясений, инвесторы, как правило, в первую очередь уходят с развивающихся рынков. В связи с этим вопрос: Наблюдается ли отток зарубежных инвестиций из Казахстана? Если да, то в каких масштабах, если нет, то по вашему мнению, с чем связано?
Петропавловск, Сергей
Если говорить об уходе инвесторов с развивающихся рынков, то в первую очередь это касается рынков краткосрочного (спекулятивного) капитала. Действительно, существенно сократились операции нерезидентов с инструментами денежного рынка, эмитированными Национальным Банком и Министерством Финансов РК. Объем ценных бумаг (нот Нацбанка и ГЦБ Минфина), находящихся на руках у нерезидентов, составлявший по состоянию на 30 июня 2007 года 3,2 млрд.долл., уже на начало 2008 года снизился до 165 млн.долл., а по состоянию на 30 июня 2008 года составлял 103 млн.долл. Также можно отметить снижение краткосрочного кредитования нерезидентами банковского сектора. Это выражается в снижении объемов операций РЕПО (краткосрочные кредиты под залог ценных бумаг) и задолженности банков по таким операциям перед нерезидентами – с 2,8 млрд.долл. на 30 июня 2007 года до 1 млрд.долл. на 31 декабря 2007 года и 509,5 млн.долл. на 30 июня 2008 года. Тенденция снижения наблюдается и по краткосрочным депозитам нерезидентов в банках.
Что же касается долгосрочных инвестиций нерезидентов, в первую очередь, прямых инвестиций, то здесь наблюдается стабильный рост инвестиций. Так, по предварительной оценке за 9 месяцев т.г. валовый приток иностранных прямых инвестиций в Казахстан составил 11,2 млрд.долл. против 10,9 млрд. за аналогичный период прошлого года. Чистый приток ИПИ за этот период оценивается в 6,7 млрд.долл., что более чем на 600 млн.долл. превышает аналогичный период 2007 г. Снижение обязательств наблюдается только по ссудам, привлеченным банками от нерезидентов, в связи с тем, что новое финансирование не покрывает объемов погашения банками своей задолженности.
Все вышеперечисленное правильнее называть сокращением притока инвестиций в Казахстан, а не оттоком.
В контексте платежного баланса под оттоком капитала (outflow) понимается прирост иностранных (внешних) активов резидентов.
По данным международной инвестиционной позиции Казахстана, чистый прирост внешних активов за первое полугодие 2008 года составил 12,8 млрд.долл.США (16,7 млрд.долл. в аналогичном периоде прошлого года) . Из них наибольший прирост в общей сумме 7,8 млрд.долл. (или 61%) приходится на активы государства (активы Национального Фонда Казахстана увеличились на 4,3 млрд.долл., резервные активы Национального Банка РК – на 3,5 млрд.долл.).
Из внешних активов частного сектора можно выделить увеличение в первом полугодии 2008 года прямых инвестиций резидентов за рубеж на 1,4 млрд.долл. и дебиторской задолженности по торговым операциям (в основном, связанную с экспортом товаров) - на 1,9 млрд.долл. Прирост прямых инвестиций обусловлен активным приобретением резидентами долей участия в зарубежных организациях и пополнением капитала своих зарубежных «дочек» для последующего вложения ими средств (как иностранные прямые инвестиции в Казахстан) в развитие крупных проектов, осуществляемых в республике. Прочие инвестиции (включая ссуды и займы, выданные нерезидентам, производные финансовые инструменты, портфельные инвестиции, за исключением активов Национального Фонда Казахстана) увеличились на 1,8 млрд.долл., из них займы, выданные банками нерезидентам – на 0,8 млрд.долл.
- В прессе называются разные суммы внешнего долга коммерческих банков Казахстана, так сколько все таки наши банки еще должны выплатить в 2009 и 2010 годах?
Куаныш, Астана
Внешний долг банков (включая Банк Развития Казахстана) по состоянию на 30 июня 2008 года составил 45,1 млрд.долл.. Из них подлежали погашению в 2009 году 8,1 млрд.долл., в 2010 году – 5,1 млрд.долл.. Кроме того, начисленное вознаграждение на имеющийся долг составляет 2,5 млрд.долл. в 2009 году и 2 млрд.долл. в 2010 году. Таким образом, прогноз обслуживания (включающий погашение основного долга и начисленное вознаграждение) внешнего долга банков, имеющегося по состоянию на 30 июня 2008 года, составляет 10,6 млрд.долл. на 2009 год и 7,2 млрд.долл. на 2010 год. Необходимо отметить, что данный график будет уточнен после формирования оценки валового внешнего долга по состоянию на 30 сентября 2008 года (оценка будет опубликована 31 декабря 2008 года). График обслуживания внешнего долга, имеющегося по состоянию на 30 сентября 2008 года, будет опубликован (на сайте Нацбанка) 10 января 2009 года.
- Недавно озвучили прогноз по инфляции, то, что в 2009 году ожидается годовая инфляция на уровне 7,5-9,5%, а в 2010 году – 7-9%. Не слишком ли эти прогнозы оптимистичны?
Мадина, Алматы
По официальным данным Агентства Республики Казахстан по статистике инфляция в Казахстане за 11 месяцев 2008 года составила 9,2%, тогда как в январе-ноябре 2007 года ее уровень составил 16,5%. То есть в настоящее время на потребительском рынке Казахстана отмечается замедление инфляции. Причем данное замедление началось уже в сентябре 2008 года. Данная тенденция обусловлена отсутствием каких-либо значимых факторов, которые могли бы привести к усилению инфляционного давления, особенно в краткосрочном периоде.
В частности, можно отметить замедление темпов экономического роста, потребительский спрос остается ограниченным ввиду снижения реальных доходов населения. Стагнация кредитной деятельности банковского сектора, которая наблюдается на протяжении всего года, является одним из факторов низких темпов роста денежных агрегатов. При этом ожидается, что данные тенденции сохранятся в 2009 и 2010 годах.
Учитывая складывающиеся макроэкономические предпосылки, итоги 11 месяцев 2008 года позволяют ожидать, что по итогам 2008 года годовая инфляция не превысит 10%. При этом в 2009-2010 годах инфляция сложится на более низком уровне: в 2009 году в переделах 7,5-9,5%, в 2010 году – 7-9%.
- По вашему мнению, насколько высока вероятность у госхолдинга «Самрук-Казына» договориться о реструктуризации долгов наших банков, и почему?
Следует сразу оговориться, что в настоящее время банки не нуждаются в реструктуризации в чистом виде (т.е. в пролонгации сроков либо снижении ставок). Желательным в нашем случае является рефинансирование долга, что Казына может осуществить как самостоятельно, так и с привлечением средств внешних заёмщиков. В данном случае немаловажным инструментом могут стать государственные гарантии по вновь привлекаемым кредитам банков. Кроме того, вопрос о возможности реструктуризации задолженности должен решаться только самими банками, а не государственными органами.
- Хотелось бы услышать ваше мнение о нынешней макроэкономической ситуации в Казахстане, и если смотреть на будущий год с пессимистической точки зрения, что может пойти не так?
Ильдар
Сегодня государством предпринимаются очень серьезные шаги, направленные на недопущение системного кризиса нашей экономики. В первую очередь усилия сконцентрированы на удержании устойчивости банковского сектора, его способности своевременно и в полной мере погашать внешнюю задолженность, и бесперебойно осуществлять кредитование экономики. На это направлены значительные средства, опубликован План совместных действий Правительства, Национального Банка и Агентства финансового надзора. В числе мер этого Плана состоит и приобретение государством пакета акций четырех системообразующих банков. Как вы знаете, создается Фонд стрессовых активов, цель которого – улучшение качества кредитного портфеля наших банков. Словом, предпринимаются необходимые усилия со стороны государства, чтобы предотвратить пессимистический поворот событий. Однако, в ходе любого кризиса закономерно ожидать, что некоторые – наименее конкурентоспособные субъекты рынка не выдержат трудностей данного периода. В целом, это даже способствует оздоровлению деловой среды и соответствует законам рынка.
- Глава ММВБ сообщил, что в настоящее время биржа ведет переговоры со своими контрагентами о введении в оборот в валютной секции двух валют - казахстанской и белорусской. Как Вы оцениваете это заявление? Говорит ли это о стабильности тенге?
Махмуд, Атырау
В настоящее время сделки между Россией, Казахстаном и Белоруссией пересчитываются с национальных валют в доллары США, т.е. в какой бы валюте не происходила сделка, она все равно будет привязана к доллару США.
Теоретически, биржевые торги этими валютами по отношению к рублю могут дать их реальный рыночный курс, что является необходимым условием для использования собственных денежных единиц во внешней торговле.
Однако, подобное нововведение не свидетельствует о позиционировании рубля в качестве региональной валюты. Скорее, расширение числа торгуемых инструментов призвано привлечь интерес игроков к торгам в России, так как с сентября 2008 года объемы серьезно упали ввиду масштабных ограничений со стороны регуляторов.
Относительно вопроса свидетельствует ли принятие данной меры о стабильности тенге, следует отметить следующее. Введение в оборот в валютной секции ММВБ казахстанского тенге и белорусского рубля в большей мере свидетельствует о том, что Казахстан и Беларусь являются для России одними из основных торговых партнеров. Более того, Россия, Казахстан и Беларусь являются членами интеграционного объединения ЕврАзЭС, в рамках которого давно обсуждаются вопрос о необходимости использования национальных валют при взаимной торговле.
- Оцените, пожалуйста, антикризисную программу правительства. Насколько она соответствует требованиям нынешнего времени?
Нариман
Мировой опыт свидетельствует о том, что функции государства в экономике должны возрастать во время кризисных явлений, экономических затруднений, поскольку в таких ситуациях рыночная позиция «Laisser faire», предпочтение свободы развития рынка и надежда на «невидимую руку» зачастую не оправдывают себя. Экономика нуждается в твердой и уверенной руке, определении направлений развития, последовательном, четком и своевременном решении текущих проблем. Судите сами, разработанный и принятый План совместных действий Правительства, Национального Банка и Агентства финансового надзора содержит вполне четкие направления усилий – решение задачи финансовой стабильности, развития жилищного рынка, поддержки малого и среднего предпринимательства. При этом не остались в стороне вопросы развития агропромышленного сектора и важнейшие аспекты развития экономики Казахстана – реализация инфраструктурных, индустриальных и инновационных проектов. На мой взгляд, действия государства оправданы, обоснованы и своевременны. Необходимо только регулярно отслеживать процесс реализации мер, конъюнктуру рынка и живо реагировать на изменения ситуации, словом, держать руку на «пульсе».
- А как вы оцениваете механизмы антикризисной программы. Почему существенная финансовая помощь оказывается только банкам?
Я хотел бы выделить несколько моментов. Первое – ответить на вопрос, который неоднократно озвучивался: почему оказывается помощь банкам?
Не стоит забывать, что казахстанские банки являются посредниками в функционировании реальной экономики. И не только потому, что они выдают кредиты и распреде
Теги: Online интервью, Онлайн-интервью (архив)
Другие новости по теме:
– текст online интервью - 05.11.2008
– Эксперты сомневаются в стабильности банковского сектора Казахстана - 30.04.2008
– Нацбанк объяснил почему он "уронил" тенге - 04.02.2009
– Казахстан определился с экономической стратегией 2009 года - 21.01.2009
– Внешний долг Казахстана в I квартале 2009 года впервые сократился на $2,7 млрд - Нацбанк - 17.07.2009
На вопросы читателей финпортала отвечает Анвар Сайденов, председатель Национального банка РК
- Уважаемый г-н Сайденов, сейчас идёт много слухов о девальвации доллара США в мире. Государственный долг США более 13 трлн. долларов перед мировыми кредиторами. Считаете ли вы, что доллар может сильно девальвировать и таким образом США смогут рассчитаться со своим гос. долгом?
Нурлан, Алматы
С государственным долгом путём намеренной девальвации валюты рассчитаться невозможно. Да, действительно, при снижении курса доллара по отношению к другим валютам стоимость государственного долга США уменьшится. Однако в таком случае вложения в активы, деноминированные в долларах, также обесценятся. В настоящее время незыблемость позиций США как мирового финансового центра пошатнулась в результате кризиса, и девальвация доллара может снизить доверие инвесторов до критически низкой планки, что невыгодно самим США.
Действительно, есть некоторые мнения о вероятной девальвации доллара США. Мы не исключаем развития такой ситуации в политике правительства США, Федеральной Резервной Системы, и возможность того, что мировой валютный рынок сам сделает эту «девальвацию» за официальные органы США. Но, тем не менее, считаем, что решение государственного долга США путем девальвации нанесет ущерб доллару США как мировой резервной валюте №1. Это приведет к дальнейшему росту недоверия доллару США со стороны мировых Центральных Банков и инвесторов, что (гео)политический невыгодно США, так как посредническим возможностям долларов США в мировой торговле будет нанесен значительный ущерб при явной девальваций. В этой связи, возможно, произойдет частичная, скрытая девальвация доллара США. Скорее всего, будут наблюдаться значительные колебания курса долларов США к основным мировым валютам, как в сторону понижения, так и в сторону роста, главный вопрос при этом сводится к временным рамкам, когда это будет происходить и насколько долго.
- Уважаемый глава Национального банка РК! Какие меры по сохранению собственного капитала, можете порекомендовать физическим лицам в условиях кризиса и неопределенности?
Серик, Алматы
В таких условиях наиболее опасным для всех являются панические настроения и ожидания. Поскольку вопрос задан о сохранении собственного капитала, то логично будет проанализировать работу государства, всех государственных органов, по сохранению финансовой стабильности в стране. Ведь до сих пор основным инструментом сохранения сбережений для физических лиц – в организованных формах – остаются банковские вклады.
Во – первых, 4 млрд. долл. США на дополнительную капитализацию четырех системообразующих банков. Во – вторых, 1 млрд. долларов на создание Фонда стрессовых активов, чтобы выкупить у банков проблемные активы и дать им возможность продолжить вовремя погашать свои долги и при этом кредитовать экономику дальше. В – третьих, 3 млрд. долларов на решение проблем жилищного рынка, в том числе посредством банков, а это снова дает им возможность устранять затруднения с ликвидностью. Вопросы поддержки банковской ликвидности постоянно находятся в центре внимания, разрабатываются новые дополнительные пути ее пополнения. Необходимо помнить об этом, и своевременно отслеживать действия правительства в данном направлении, поскольку информированность позволит сохранить спокойствие.
Наконец, вспомним о повышении уровня гарантирования вкладов населения до 5 млн. тенге. На мой взгляд, казахстанским вкладчикам беспокоиться не о чем.
В условиях неопределенности, по сохранению собственного капитала, физическим лицам можем порекомендовать хранить капитал, как в тенге, так и в различных валютах, например в долларах США и евро. При этом не стоит забывать, что при хранении капитала в долларах США и/или в евро, стоимость Вашего капитала будет испытывать большие изменения, как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения в связи с высокой волотильностью курсов данных валют.
- В какой валюте рентабельней хранить сбережения?
Серик, Алматы
Мне не редко задают подобные вопросы. Как правило, я предлагаю найти ответ опытным путем – сформировать диверсифицированную корзину: часть средств вложить в тенге, часть в доллары, часть в евро. В конечном итоге, накапливая опыт, можно определить приемлемое соотношение. Хотя полностью все сбережения хранить в одной валюте все же не рекомендую.
Таким образом, рентабельней хранить сбережения в нескольких валютах: казахстанский тенге, евро и доллары США. Высокие процентные ставки по тенге и относительно высокая стабильность курса тенге выглядит наиболее привлекательным инструментом для обеспечения рентабельности сбережений.
- Как Вы оцениваете состояние Национального Банка во время кризиса, и будет ли улучшение в ипотечном кредитовании в Вашем банке. Расскажите коротко о нынешней ипотеке.
Жанара, Алматы
В первую очередь необходимо отметить, что первая часть вопроса сформулирована некорректно, так как Национальный Банк не является коммерческим банком и не предоставляет какие-либо займы (включая ипотечные) физическим лицам.
В отношении нынешней ситуации на рынке ипотечного кредитования, то в настоящее время ипотечные кредиты выдает большинство казахстанских банков, в частности, БТА Банк, Казкоммерцбанк, Темирбанк, Народный банк и другие. Срок выплаты кредита составляет, как правило, от 1 года до 30 лет. В некоторых банках действует мораторий на досрочное погашение кредита сроком на 3-5 лет.
Обязательным условием для оформления ипотечного кредита является наличие первоначального взноса, как правило, 30% от суммы займа (в 2006 году достаточно было и 10%, а в 2007 году доходило и до 50%), исключением является Народный банк – здесь первоначальный взнос на сегодня составляет 15% и выше.
Наличие залога также является обязательным условием. Залогом может выступать как приобретаемая, так и имеющаяся у заемщика недвижимость. Необходимо отметить, что немаловажную роль играет местоположение залогового объекта. Как правило, легче взять кредит, если приобретаемое жилье находится в черте города и желательно в верхней части.
Что касается процентных ставок, то они также изменились. Так, в 2006 году получить кредит можно было, как правило, под 12-15% годовых, в 2007 году – под 15-25%, а сегодня – под 14-19%. Однако, следует помнить о том, что банки в рекламных роликах, буклетах и брошюрах обычно указывают номинальную кредитную ставку, а в действительности стоимость кредитных ресурсов с учетом различных сборов и комиссий всегда выше.
Именно поэтому с 1 января 2007 года в Республике Казахстан введены в действие Правила исчисления банками второго уровня ставок вознаграждения при распространении информации о величинах вознаграждения по финансовым услугам, принятые постановлением Правления Агентства финансового надзора. Согласно этому документу, банки должны указывать эффективную ставку вознаграждения при распространении информации, в том числе при ее публикации, по устным и письменным запросам клиентов, а также в договорах, заключаемых с клиентами. Поэтому очень важно при подписании договора с банком внимательно его изучить. В договоре на предоставление ипотечного кредита должны быть перечислены все операции, за которые банк взимает комиссии и которые влияют на размер эффективной ставки, а также ссылки на порядок их определения и сроки изменения ставок.
- Хотелось бы узнать Ваш прогноз по паре евро/доллар на 3-4 квартал 2009 года.
Алмат, Алматы
Сейчас по паре валют евро/доллар на 3-4 квартал 2009 года говорить сложно в связи с взаимодействием и взаимовлиянием нескольких факторов.
Во-первых, ФРС США 17 декабря сократил процентную ставку, сделав ее плавающей от 0 до 0.25%. Ставка Европейского Центрального Банка (далее ЕЦБ) составляет 2.5%. При дальнейшем снижении ЕЦБ процентных ставок курс евро по отношению к доллару должен снижаться. В случае роста процентных ставок ЕЦБ курс евро должен укрепляться.
Во-вторых, финансовый кризис, начавшийся в США, все еще вызывает недоверие инвесторов к долларам США, таким образом, несмотря на снижение процентных ставок ЕЦБ, курс евро может оставаться на том же уровне или даже расти.
В-третьих, заявления и действия нового Президента США так же могут значительно повлиять на курс долларов США по отношению к мировым валютам, в том числе и к евро.
- Каковы перспективы введения единой валюты на пространстве Таможенного союза?
Елена, Караганда
Как известно, каждая стадия интеграции подразумевает определенные шаги объединения: сначала это зона свободной торговли, затем таможенный союз, затем платежный и валютный союз, после следует общий рынок товаров, капитала, рабочей силы. И поскольку это является закономерным шагом на пути интеграции, это по-прежнему остается перспективой наших отношений с государствами – участниками ЕврАзЭС. В то же время следует учитывать объективный процесс развития товарно-денежных отношений между нашими странами. Пока поддерживается мнение о целесообразности ведения торговых расчетов в национальных денежных единицах. Вспомним, что единая валюта Евросоюза разрабатывалась и внедрялась более 30 лет. Цель создания валютного союза была поставлена еще в 1969 году, а ввод в обращение банкнот и монет евро осуществился только в 2002 году. Таким образом, введение единой валюты требует во-первых, реальной необходимости этого шага для дальнейшего эффективного развития экономических отношений между странами, во-вторых, длительной и скрупулезной подготовки этого процесса. Следует помнить и о том, что для этого потребуется политическая воля, как народов всех стран пространства, так и руководства данных государств.
Возможность расширения использования национальных валют будет рассматриваться в рамках совместных мер государств-участников ЕврАзЭс по преодолению последствий мирового финансового кризиса.
Выгоды и риски для Казахстана от реализации этой меры будут в большей степени определяться особенностями торговых отношений с Россией, которая по отношению к Казахстану является чистым экспортером. Несмотря на то, что на сегодняшний день торговый оборот с Россией и другими странами региона ведется в основном в долларах США, отмечается динамичный рост удельного веса российского рубля во внешнеторговых расчетах Казахстана со странами региона. Поступательное движение к образованию Единого экономического пространства ЕврАзЭС уже обеспечивает расширение сферы применения национальных валют, главным образом российского рубля, во взаиморасчетах стран региона.
Спрос на казахстанский тенге со стороны российских партнеров в настоящее время практически отсутствует – торги по казахстанскому тенге на российской валютной бирже (ММВБ) не проводятся.
Однако, по данным ИНТЕРФАКС-АФИ – в настоящее время ММВБ ведет переговоры со своими контрагентами о введении в оборот в валютной секции еще как минимум двух валют – казахстанской и белорусской.
Вместе с тем, основная часть внешнего долга Казахстана номинирована в долларах США. Введение взаиморасчетов в национальный валютах (особенно в рублях) приведет к снижению притока долларовой массы, соответственно, возможен дефицит долларов в Казахстане для осуществления внешних платежей.
Использование национальных валют в расчетах не минимизирует валютный и страновой риски полностью. Курсообразование тенге, рубля, белорусского рубля, сома и сомони происходит через кросс-курсы к мировым валютам. Положительный эффект возможен в случае определения двусторонних курсов независимо от мировых валют. Для этого потребуется дальнейшая взаимная интеграция экономик, рост объемов внутренних валютных рынков национальных валют, что займет значительное время.
Чтобы соблюсти взаимные интересы всех государств-членов ЕврАзЭс по переходу на взаиморасчеты по экспортно-импортным операциям на национальные валюты понадобится проведение ряда мер, которые могут иметь одновременно и негативный эффект для экономик.
1). Возможность беспрепятственной конвертации любых сумм в валюты государств-членов ЕврАзЭс и обратно.
2). Создание национальными (центральными) банками отдельного резерва в валютах государств-членов ЕврАзЭс. При этом сумма международных резервов будет уменьшена на сумму резерва в валютах государств-членов ЕврАзЭс, так как формирование резервов возможно только в свободно-конвертируемой валюте.
3). Создание центральными (национальными) банками механизма совместного формирования валют государств-членов ЕврАзЭс к другим валютам. В этом случае потребуется проведение единой денежно-кредитной политики.
4). Создание механизма ценообразования на сырьевые товары (нефть, газ, металлы и др.).
В связи с этим, на сегодняшний день страны региона не готовы рассматривать российский рубль в качестве резервной региональной валюты. Превращение рубля в региональную резервную валюту возможно в долгосрочной перспективе в рамках создания единого экономического пространства, по крайней мере, трех государств – России, Беларуси и Казахстана, а также после проведения государствами Сообщества соответствующих мер по обеспечению стабильности национальных валют.
- Какие изменения в дальнейшем будет претерпевать денежно-кредитная политика Национального Банка?
Какие задачи стоят перед Национальным Банком в 2009 году?
Реагируя на изменение ситуации, сложившейся в мировой и отечественной экономиках, Национальный Банк меняет приоритеты в проведении денежно-кредитной политики. Сложная ситуация в банковском секторе, которая сохранится в ближайшие годы, требует принятия мер по смягчению денежно-кредитной политики.
Так, еще в начале 2008 года перед Национальным Банком стояли 2 задачи: обеспечение стабильности цен и стабильности финансового сектора. Во 2 полугодии 2008 года произошло усиление мирового финансового кризиса, одновременно с этим кардинально изменилась ситуация на мировых товарных рынках. Рост цен на сырье и продовольствие на мировых рынках сменился резким падением.
В этих условиях проблема инфляции временно «отошла на второй план». При этом вопрос поддержания экономического роста и обеспечения стабильности финансового сектора становятся приоритетными направлениями для Национального Банка. Соответственно, в 2009 году Национальный Банк будет проводить «мягкую» денежно-кредитную политику. Это подразумевает принятие мер, главным образом, направленных на обеспечение стабильности финансового сектора.
Хотелось бы отметить, что более детально данные меры и цели Национального Банка будут представлены в Основных направлениях денежно-кредитной политики на 2009-2010 годы, которые в настоящее время находятся в стадии разработки.
- Насколько плоха сегодня ситуация с платежным балансом?
Анатолий, Алматы
По предварительной оценке за 9 месяцев 2008 года профицит текущего счета превысил 9 млрд. долл. США, что обеспечено практически 3-х кратным увеличением торгового баланса при замедлении темпов роста импорта товаров.
По операциям финансового счета чистый отток ресурсов за этот период составил свыше 4,8 млрд. долл. США в сравнении с чистым поступлением в 7,7 млрд. долл. США в аналогичном периоде 2007 года.
Таким образом, положительное воздействие благоприятной конъюнктуры на товарных рынках полностью компенсировало эффект от резкого сокращения доступа казахстанских банков на мировые финансовые рынки и общее сальдо платежного баланса (без учета международных резервов Национального Банка) сложилось с профицитом в 4,3 млрд. долл. США.
По оценке по итогам 2008 года возможно сокращение профицита текущего счета платежного баланса до 7-8 млрд.долл. Ухудшение текущего счета в 4 квартале произойдет за счет падения цен на нефть и другие товары основной экспортной номенклатуры и сокращения производства и экспорта черных и цветных металлов, при некотором увеличении физических объемов экспорта нефти и газового конденсата.
Если в 2009 году продолжится тенденция 4 квартала 2008 года –цена на нефть упадет до 40 долларов за баррель, ожидаемый рост поставок нефти и газового конденсата (главным образом, за счет роста добычи на Тенгизском месторождении) не компенсирует потери от снижения цен и сокращения поставок по цветным и черным металлам (до 50%) и поступления от экспорта товаров сократятся более чем на 40%. В результате более чем 6-кратного сокращения профицита торгового баланса дефицит текущего счета может достичь 8% к ВВП. Этот дефицит частично будет профинансирован возросшими нетто прямыми инвестициями (главным образом, за счет увеличения финансирования Северо-Каспийского проекта) и притоком капитала в новые инфраструктурные проекты с участием инвесторов стран, наименее подверженных кризису ликвидности. Однако с учетом ожидаемой потребности резидентов в обслуживании имеющегося внешнего долга порядка 17 млрд.долл. общий платежный баланс сложится с дефицитом в 3-3,5% от ВВП, который может быть профинансирован за счет международных резервов Национального Банка.
Если цена на нефть сложится в районе 60 долларов за баррель дефицит текущего счета не превысит 3% ВВП и проблем с его финансированием не ожидается.
- Уважаемый г-н Сайденов, как Вы считаете, так ли необходимо выделять деньги, в рамках антикризисной программы, на кредитование экономики через коммерческие банки? Ведь в прошлом году, при выделении бюджетных средств на решение проблем дольщиков в Астане, деньги пошли по назначению только после вмешательства в процесс правительства. Почему нельзя создать альтернативный государственный институт, который обеспечит прозрачность, и гарантию целевого расходования этих средств?
Эльвира, Костанай
Для финансового обеспечения Плана совместных действий Правительства Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан и Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций по стабилизации экономики и финансовой системы на 2009-2010 годы (далее - План) будут использованы средства государства в объеме 10 млрд. долл. США.
При этом в качестве операторов по финансированию основных мероприятий Плана будут использоваться крупные коммерческие банки. Все операции в экономике происходят через банковскую систему, поскольку они являются финансовыми посредниками. Все юридические лица имеют в банках счета, через которые проводятся операции.
Создание или наделение действующего государственного института данными функциями повлечет рост расходов на открытие счетов для заемщиков, формирование соответствующего штата сотрудников, обеспечение доступа к данному институту с любой точки страны. А все это повлечет значительные расходы.
Не проще ли, используя существующие мощности банков, распределять государству деньги по конкретным направлениям, по заранее обусловленным требованиям? В этом случае на государство возлагается только функция мониторинга и контроля за целевым и эффективным расходованием этих средств.
Кроме того, необходимо отметить, что в настоящее время в Казахстане существует должное регулирование и надзор за деятельностью банков, что также позволяет обеспечить максимальную прозрачность процесса распределения финансовых средств в рамках данного Плана.
На создание альтернативного финансового института требуется значительное время и серьёзные затраты. Времени на создание дополнительной структуры у нас нет, а средства в период кризиса расходовать необходимо очень экономно. Кроме того, появление ещё одной структуры, которая занимается вопросами антикризисного управления, приведёт к необходимости дополнительных процедур согласования позиций и т.п., что приведёт к снижению оперативности и эффективности процесса принятия ключевых решений.
Что касается эффективности подобной структуры, то никто не даст гарантии, что она возрастёт по сравнению с существующими. При этом, если ориентироваться на отчёты фонда «Самрук-Казына», то размещение средств в настоящее время достаточной мере эффективно.
- Какие есть гарантии, что деньги из Нацфонда и НПФ пойдут на развитие экономики, а не на погашение внешних долгов комбанков?
Татьяна, Алматы
Во-первых, в данном случае не стоит противопоставлять одно другому. С одной стороны, для того, чтобы банки продолжили финансирование экономики, они должны снизить уровень своих внешних заимствований, и ряд мер государства направлен именно на снижение внешнего долга банковского сектора. Что касается целевого использования средств, то в настоящее время соответствующими государственными структурами проводится постоянный мониторинг освоения средств.
- Скажите, пожалуйста, каков размер зарплаты у главы Национального Банка и примерно, сколько получают Председатели Правлений коммерческих банков?
Ербол, Астана
Председатель Национального Банка Казахстана является политическим государственным служащим и назначается Президентом Республики Казахстан. Должностные оклады политических государственных служащих определяются Президентом Республики Казахстан, а информация об их размерах охраняется государством.
- Как вы оцениваете потенциал казахстанского рынка для банковской системы? Учитывая, что внешние источники привлечения денег для банков практически закрыты, сколько средств на внутреннем рынке банки еще смогут привлечь? И можно ли ожидать сокращения количества банков за счет слияний?
Елена Николаевна, Алматы
Необходимо отметить, что, несмотря на замедление темпов роста казахстанской экономики, вследствие глобального финансового кризиса, отечественная банковская система продолжает оставаться одним из динамично развивающихся секторов экономики страны, благодаря проводимой политике государства, направленной на поддержание роста экономики.
Так, Правительством, Национальным Банком и Агентством по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций Республики Казахстан был принят План совместных действий по стабилизации экономики и финансовой системы на 2009-2010 годы (далее - План), направленный на смягчение негативных последствий глобального кризиса на социально- экономическую ситуацию в Казахстане и обеспечение необходимой основы для будущего качественного роста экономического роста.
Согласно данному Плану для стабилизации финансового сектора будут приняты следующие меры:
дополнительная капитализация четырех системообразующих банков (480 млрд. тенге);
создание Фонд стрессовых активов (ФСА). В 2008 году из республиканского бюджета на капитализацию ФСА первым траншем выделено 52 млрд. тенге, в 2009 году уставный капитал ФСА будет доведен до 122 млрд. тенге;
запуск специальной программы ипотечного кредитования и развития жилищного сектора (600 млрд. тенге.
Кроме того, по различным оценкам, объем наличной иностранной валюты на руках у населения составляет от 5 до 18 млрд. долларов США. В этой связи, банки потенциально могут привлечь данные средства населения через активизацию работы, направленной на: дальнейшую популяризацию вкладов в банки; через предоставление платежных средств (карточек) посредством расширения географии и сфер их применения и снижения стоимости таких услуг.
В отношении вопроса о сокращении количества банков за счет их слияний, необходимо отметить, что за последний год, несмотря на негативное влияние мирового кризиса ликвидности на ситуацию в банковской системе, число банков увеличилось. В этой связи, на текущий момент в банковском секторе Казахстана значительных тенденций по консолидации/слиянию банков не наблюдается. Тем более что, что с момента коррекции на мировом рынке ни один казахстанский банк не допустил дефолта ни по внутренним, ни по внешним обязательствам. Банки продемонстрировали способность не только отвечать по своим внешним обязательствам в условиях ухудшения доступа к внешним ресурсам, но и привлекать дополнительные ресурсы из-за рубежа. Поэтому, на наш взгляд, в ближайшем будущем не следует ожидать каких-либо существенных перемен на банковском секторе.
Кроме того, интерес к отечественным банкам со стороны иностранных инвесторов тоже косвенно свидетельствует о достаточно крепком положении наших банков.
Процессу консолидации банков могут способствовать требования со стороны АФН по увеличению минимального размера собственного капитала, которые вводятся с 1 июля 2009 года (до 5 млрд. тенге) и с 1 июля 2011 года (до 10 млрд. тенге). Не исключается, что отдельные банки, которые не смогут выполнить данное требование, будут либо объединяться, либо поглощаться более крупными банками.
- Во время мировых экономических потрясений, инвесторы, как правило, в первую очередь уходят с развивающихся рынков. В связи с этим вопрос: Наблюдается ли отток зарубежных инвестиций из Казахстана? Если да, то в каких масштабах, если нет, то по вашему мнению, с чем связано?
Петропавловск, Сергей
Если говорить об уходе инвесторов с развивающихся рынков, то в первую очередь это касается рынков краткосрочного (спекулятивного) капитала. Действительно, существенно сократились операции нерезидентов с инструментами денежного рынка, эмитированными Национальным Банком и Министерством Финансов РК. Объем ценных бумаг (нот Нацбанка и ГЦБ Минфина), находящихся на руках у нерезидентов, составлявший по состоянию на 30 июня 2007 года 3,2 млрд.долл., уже на начало 2008 года снизился до 165 млн.долл., а по состоянию на 30 июня 2008 года составлял 103 млн.долл. Также можно отметить снижение краткосрочного кредитования нерезидентами банковского сектора. Это выражается в снижении объемов операций РЕПО (краткосрочные кредиты под залог ценных бумаг) и задолженности банков по таким операциям перед нерезидентами – с 2,8 млрд.долл. на 30 июня 2007 года до 1 млрд.долл. на 31 декабря 2007 года и 509,5 млн.долл. на 30 июня 2008 года. Тенденция снижения наблюдается и по краткосрочным депозитам нерезидентов в банках.
Что же касается долгосрочных инвестиций нерезидентов, в первую очередь, прямых инвестиций, то здесь наблюдается стабильный рост инвестиций. Так, по предварительной оценке за 9 месяцев т.г. валовый приток иностранных прямых инвестиций в Казахстан составил 11,2 млрд.долл. против 10,9 млрд. за аналогичный период прошлого года. Чистый приток ИПИ за этот период оценивается в 6,7 млрд.долл., что более чем на 600 млн.долл. превышает аналогичный период 2007 г. Снижение обязательств наблюдается только по ссудам, привлеченным банками от нерезидентов, в связи с тем, что новое финансирование не покрывает объемов погашения банками своей задолженности.
Все вышеперечисленное правильнее называть сокращением притока инвестиций в Казахстан, а не оттоком.
В контексте платежного баланса под оттоком капитала (outflow) понимается прирост иностранных (внешних) активов резидентов.
По данным международной инвестиционной позиции Казахстана, чистый прирост внешних активов за первое полугодие 2008 года составил 12,8 млрд.долл.США (16,7 млрд.долл. в аналогичном периоде прошлого года) . Из них наибольший прирост в общей сумме 7,8 млрд.долл. (или 61%) приходится на активы государства (активы Национального Фонда Казахстана увеличились на 4,3 млрд.долл., резервные активы Национального Банка РК – на 3,5 млрд.долл.).
Из внешних активов частного сектора можно выделить увеличение в первом полугодии 2008 года прямых инвестиций резидентов за рубеж на 1,4 млрд.долл. и дебиторской задолженности по торговым операциям (в основном, связанную с экспортом товаров) - на 1,9 млрд.долл. Прирост прямых инвестиций обусловлен активным приобретением резидентами долей участия в зарубежных организациях и пополнением капитала своих зарубежных «дочек» для последующего вложения ими средств (как иностранные прямые инвестиции в Казахстан) в развитие крупных проектов, осуществляемых в республике. Прочие инвестиции (включая ссуды и займы, выданные нерезидентам, производные финансовые инструменты, портфельные инвестиции, за исключением активов Национального Фонда Казахстана) увеличились на 1,8 млрд.долл., из них займы, выданные банками нерезидентам – на 0,8 млрд.долл.
- В прессе называются разные суммы внешнего долга коммерческих банков Казахстана, так сколько все таки наши банки еще должны выплатить в 2009 и 2010 годах?
Куаныш, Астана
Внешний долг банков (включая Банк Развития Казахстана) по состоянию на 30 июня 2008 года составил 45,1 млрд.долл.. Из них подлежали погашению в 2009 году 8,1 млрд.долл., в 2010 году – 5,1 млрд.долл.. Кроме того, начисленное вознаграждение на имеющийся долг составляет 2,5 млрд.долл. в 2009 году и 2 млрд.долл. в 2010 году. Таким образом, прогноз обслуживания (включающий погашение основного долга и начисленное вознаграждение) внешнего долга банков, имеющегося по состоянию на 30 июня 2008 года, составляет 10,6 млрд.долл. на 2009 год и 7,2 млрд.долл. на 2010 год. Необходимо отметить, что данный график будет уточнен после формирования оценки валового внешнего долга по состоянию на 30 сентября 2008 года (оценка будет опубликована 31 декабря 2008 года). График обслуживания внешнего долга, имеющегося по состоянию на 30 сентября 2008 года, будет опубликован (на сайте Нацбанка) 10 января 2009 года.
- Недавно озвучили прогноз по инфляции, то, что в 2009 году ожидается годовая инфляция на уровне 7,5-9,5%, а в 2010 году – 7-9%. Не слишком ли эти прогнозы оптимистичны?
Мадина, Алматы
По официальным данным Агентства Республики Казахстан по статистике инфляция в Казахстане за 11 месяцев 2008 года составила 9,2%, тогда как в январе-ноябре 2007 года ее уровень составил 16,5%. То есть в настоящее время на потребительском рынке Казахстана отмечается замедление инфляции. Причем данное замедление началось уже в сентябре 2008 года. Данная тенденция обусловлена отсутствием каких-либо значимых факторов, которые могли бы привести к усилению инфляционного давления, особенно в краткосрочном периоде.
В частности, можно отметить замедление темпов экономического роста, потребительский спрос остается ограниченным ввиду снижения реальных доходов населения. Стагнация кредитной деятельности банковского сектора, которая наблюдается на протяжении всего года, является одним из факторов низких темпов роста денежных агрегатов. При этом ожидается, что данные тенденции сохранятся в 2009 и 2010 годах.
Учитывая складывающиеся макроэкономические предпосылки, итоги 11 месяцев 2008 года позволяют ожидать, что по итогам 2008 года годовая инфляция не превысит 10%. При этом в 2009-2010 годах инфляция сложится на более низком уровне: в 2009 году в переделах 7,5-9,5%, в 2010 году – 7-9%.
- По вашему мнению, насколько высока вероятность у госхолдинга «Самрук-Казына» договориться о реструктуризации долгов наших банков, и почему?
Следует сразу оговориться, что в настоящее время банки не нуждаются в реструктуризации в чистом виде (т.е. в пролонгации сроков либо снижении ставок). Желательным в нашем случае является рефинансирование долга, что Казына может осуществить как самостоятельно, так и с привлечением средств внешних заёмщиков. В данном случае немаловажным инструментом могут стать государственные гарантии по вновь привлекаемым кредитам банков. Кроме того, вопрос о возможности реструктуризации задолженности должен решаться только самими банками, а не государственными органами.
- Хотелось бы услышать ваше мнение о нынешней макроэкономической ситуации в Казахстане, и если смотреть на будущий год с пессимистической точки зрения, что может пойти не так?
Ильдар
Сегодня государством предпринимаются очень серьезные шаги, направленные на недопущение системного кризиса нашей экономики. В первую очередь усилия сконцентрированы на удержании устойчивости банковского сектора, его способности своевременно и в полной мере погашать внешнюю задолженность, и бесперебойно осуществлять кредитование экономики. На это направлены значительные средства, опубликован План совместных действий Правительства, Национального Банка и Агентства финансового надзора. В числе мер этого Плана состоит и приобретение государством пакета акций четырех системообразующих банков. Как вы знаете, создается Фонд стрессовых активов, цель которого – улучшение качества кредитного портфеля наших банков. Словом, предпринимаются необходимые усилия со стороны государства, чтобы предотвратить пессимистический поворот событий. Однако, в ходе любого кризиса закономерно ожидать, что некоторые – наименее конкурентоспособные субъекты рынка не выдержат трудностей данного периода. В целом, это даже способствует оздоровлению деловой среды и соответствует законам рынка.
- Глава ММВБ сообщил, что в настоящее время биржа ведет переговоры со своими контрагентами о введении в оборот в валютной секции двух валют - казахстанской и белорусской. Как Вы оцениваете это заявление? Говорит ли это о стабильности тенге?
Махмуд, Атырау
В настоящее время сделки между Россией, Казахстаном и Белоруссией пересчитываются с национальных валют в доллары США, т.е. в какой бы валюте не происходила сделка, она все равно будет привязана к доллару США.
Теоретически, биржевые торги этими валютами по отношению к рублю могут дать их реальный рыночный курс, что является необходимым условием для использования собственных денежных единиц во внешней торговле.
Однако, подобное нововведение не свидетельствует о позиционировании рубля в качестве региональной валюты. Скорее, расширение числа торгуемых инструментов призвано привлечь интерес игроков к торгам в России, так как с сентября 2008 года объемы серьезно упали ввиду масштабных ограничений со стороны регуляторов.
Относительно вопроса свидетельствует ли принятие данной меры о стабильности тенге, следует отметить следующее. Введение в оборот в валютной секции ММВБ казахстанского тенге и белорусского рубля в большей мере свидетельствует о том, что Казахстан и Беларусь являются для России одними из основных торговых партнеров. Более того, Россия, Казахстан и Беларусь являются членами интеграционного объединения ЕврАзЭС, в рамках которого давно обсуждаются вопрос о необходимости использования национальных валют при взаимной торговле.
- Оцените, пожалуйста, антикризисную программу правительства. Насколько она соответствует требованиям нынешнего времени?
Нариман
Мировой опыт свидетельствует о том, что функции государства в экономике должны возрастать во время кризисных явлений, экономических затруднений, поскольку в таких ситуациях рыночная позиция «Laisser faire», предпочтение свободы развития рынка и надежда на «невидимую руку» зачастую не оправдывают себя. Экономика нуждается в твердой и уверенной руке, определении направлений развития, последовательном, четком и своевременном решении текущих проблем. Судите сами, разработанный и принятый План совместных действий Правительства, Национального Банка и Агентства финансового надзора содержит вполне четкие направления усилий – решение задачи финансовой стабильности, развития жилищного рынка, поддержки малого и среднего предпринимательства. При этом не остались в стороне вопросы развития агропромышленного сектора и важнейшие аспекты развития экономики Казахстана – реализация инфраструктурных, индустриальных и инновационных проектов. На мой взгляд, действия государства оправданы, обоснованы и своевременны. Необходимо только регулярно отслеживать процесс реализации мер, конъюнктуру рынка и живо реагировать на изменения ситуации, словом, держать руку на «пульсе».
- А как вы оцениваете механизмы антикризисной программы. Почему существенная финансовая помощь оказывается только банкам?
Я хотел бы выделить несколько моментов. Первое – ответить на вопрос, который неоднократно озвучивался: почему оказывается помощь банкам?
Не стоит забывать, что казахстанские банки являются посредниками в функционировании реальной экономики. И не только потому, что они выдают кредиты и распреде
Теги: Online интервью, Онлайн-интервью (архив)
Другие новости по теме:
– текст online интервью - 05.11.2008
– Эксперты сомневаются в стабильности банковского сектора Казахстана - 30.04.2008
– Нацбанк объяснил почему он "уронил" тенге - 04.02.2009
– Казахстан определился с экономической стратегией 2009 года - 21.01.2009
– Внешний долг Казахстана в I квартале 2009 года впервые сократился на $2,7 млрд - Нацбанк - 17.07.2009
Комментарии
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.