Каждый родитель желает, чтобы его ребенок в будущем хорошо ориентировался в финансовых вопросах, умел зарабатывать столько, сколько ему нужно, и принимал верные решения. Для этого родители должны обучить своих детей основам финансовой грамотности и сформировать четкое представление о том, что такое деньги и как с ними обращаться.
В прошлом номере мы начали разговор о том, как закладывать в детях правильное отношение к деньгам. На этот раз мы рассмотрим стили обращения с деньгами.
Как говорить с ребенком о деньгах?
«Объясняя, откуда берутся и для чего нужны деньги, мы помогаем ребенку понять основы функционирования общества, – комментирует американский психолог, автор бестселлера «Как научить ребенка обращаться с деньгами» Джолайн Годфри. – Когда мы говорим просто и понятно, он узнает о том, что есть необходимые вещи (дом, еда, электроэнергия) и те, что доставляют удовольствие (каникулы, игры, сладости). И те и другие имеют свою цену и, чтобы приобрести их или пользоваться ими, необходимо заплатить. А деньги, в свою очередь, не появляются сами собой». Рассказывайте ребенку, зачем вы ходите на работу: вы любите свою
профессию, но работаете также и для того, чтобы получать деньги, а потом покупать для всей семьи продукты, одежду, книжки, игрушки. Заодно можно устроить ему экскурсию на ваше рабочее место, обычно детям это нравится.
Способность молодых людей управлять своими финансами зависит от того, получили ли они такой опыт в детстве.
Если ребенок за столом играет с хлебом, размазывает еду по тарелке, действеннее рассказов о голодающих детях Африки будет объяснение, почему именно вы считаете недопустимым портить продукты (все, что мы едим, не просто куплено за деньги, это еще и результат труда других людей). Расскажите также, почему вы выключаете свет, выходя из комнаты, и аккуратно закрываете кран.
Да, бедность существует. Увидев на улице человека, просящего подаяние, он взволнован: «Почему дядя бедный?» Успокойте ребенка (этот человек испытывает большие трудности в жизни, а мы можем помочь тому, кто оказался в беде). «Не отделывайтесь отговорками: дети чувствуют наше смущение, и только конструктивный разговор помогает им успокоиться, – советует Джолайн Годфри. – Если сын или дочь продолжают волноваться, скажите, что вам не угрожает опасность попасть в такую ситуацию, ведь вы работаете именно для того, чтобы этого не произошло».
Родители потеряли работу
Если вы находитесь в трудном финансовом положении, ребенок имеет право знать, что происходит. Не нагружайте его подробностями ваших переживаний, просто сообщите ему о своих профессиональных трудностях и о том, что вы ищете работу. Это поможет ему справиться с беспокойством.
Нет определенного возраста, когда пора заговорить на эту тему. Отвечайте на вопрос в тот момент, когда ребенок вам его задаст. Будьте честны: неловкости не возникнет, если вам комфортно в вашей ситуации, вы сознательно выбрали свою работу и она вас удовлетворяет. Полезно вместе обсуждать семейный бюджет. И пусть вас не мучает чувство вины: когда вы говорите, что не можете купить чего-либо, это не только вынужденная мера, но и полезный опыт для ребенка. Если он будет ясно понимать, что ваша семья может себе позволить, а чего нет, ему будет спокойнее. Кроме того, детям важно знать, что мама и папа любят то, чем они занимаются (разумеется, если это правда): «Мы много работаем и стараемся, чтобы у тебя было все необходимое. Ты тоже можешь постараться – все в твоих руках».
Именно в подростковом возрасте дети учатся планировать свои траты и впервые пробуют экономить. Сумма карманных денег и периодичность их выдачи должны меняться. Надо учитывать две вещи – ваши возможности и запросы ребенка. Спросите, какая сумма его бы устроила. Если потребности ребенка слишком высоки, вместе скорректируйте их.
Семья – это общие права и обязанности. Родители, которые платят за заправленные постели, вымытую посуду, сложенные игрушки и другие вещи, дают детям неправильное представление о сущности семьи. «Если родители считают необходимым платить ребенку за работу, им нужно выбирать особые домашние дела, которые не входят в круг обычных обязанностей: генеральная уборка (не в его комнате!), чистка обуви для всей семьи, высаживание рассады или вскапывание грядок на даче», – добавляет Джолайн Годфри. По тем же соображениям нельзя лишать его карманных денег за непослушание и плохие отметки в школе: это начало порочного круга, в котором деньги соревнуются с чувствами.
По мнению социологов, взрослым, зрелым человек становится в том случае, если у него есть специальность, он живет отдельно от родителей и сам зарабатывает себе на жизнь.
У детей нет стимулов что-то предпринимать. С. Ермакова, известная писательница, говорит по этому поводу следующее: «Если у человека есть все необходимое: комната, одежда, развлечения (телевизор, компьютер, магнитофон или книги, газеты – зависит от интеллекта), если на столе три раза в день появляется первое-второе-третье – зачем человеку искать себе трудностей? Зачем ему работать? Не ругайте его, он не бессовестный, не ленивый, не наглый. У него нет стимула работать».
Без стимула не работает никто… О каких стимулах идет речь?
Во-первых, об удовлетворении своих насущных потребностей. Если человеку нечего есть, нечего надеть и нечем платить за жилье, он не будет веселиться, он будет искать оплачиваемую работу.
Во-вторых, человеку необходимо получать удовлетворение от того, что он делает.
Нормальный человек производит – иначе зачем ему голова? Производить, творить – это жизненная потребность, и она, как любая потребность человеческого организма, сопровождается удовольствием. Вы научили своего ребенка получать удовольствие от работы?
Как же помочь детям стать взрослыми?
Создавать сначала развивающие условия, в которых ребенок захочет что-то делать, а если не получилось – вынуждающие его что-то делать.
Знаете, как процесс воспитания происходит в природе? Например, орлы постепенно (заметьте, постепенно) делают обстановку в гнезде все менее комфортной, убирают перышки, травку и т. п., а потом и вовсе выталкивают птенца из гнезда, чтобы он смог расправить свои крылья и полететь.
И если у него не получается – они подхватывают его, относят в гнездо, но потом все равно выталкивают и продолжают делать это до тех пор, пока он не полетит.
А человек, существо разумное, делает все в точности до наоборот: все больше и больше заботится о подрастающем ребенке, позволяя ему все больше и больше, не приучая к труду и умению о себе позаботиться. А потом думает, что по исполнении 18 лет он вдруг ни с того ни с сего начнет себя обслуживать сам. И этого не происходит. И продолжают взрослые дети вести беспечную жизнь, а их стареющие родители все больше и больше напрягаются, чтобы ему эту жизнь обеспечить.
Воспитывать детей всегда было делом сложным, а в современных условиях это сложно вдвойне. Но если вы хотите помочь своему ребенку стать взрослым, вы должны сами понять, что ребенок ваш вырос и относиться к нему надо как к взрослому человеку, у которого, кроме прав, есть еще и обязанности.
И если его детство затянулось по разным причинам, просто помогите ему стать взрослым и покажите, что быть взрослым – это большое преимущество, потому что тогда человек становится по-настоящему свободным, становится человеком, которому все в этой жизни по плечу!
Когда можно начать
Ваш ребенок сам подскажет вам, созрел ли он для того, чтобы получать карманные деньги. Обычно в возрасте 3–5 лет дети начинают понимать взаимосвязь между покупками и деньгами. Если чадо уже умеет считать, особенно складывать и вычитать, и различать купюры и монеты разного достоинства, можно начать давать ему немного денег. Нельзя сказать точно, когда настанет это время. Если, к примеру, ваше чадо все время проводит в окружении родителей или бабушек, то деньги ему вряд ли понадобятся. И, напротив, если вы разрешаете ему более или менее свободно перемещаться в уличном пространстве, без карманных денег ему не обойтись.
Если ребенок еще мал, не спутайте его интерес к блестящим монетам со способностью понимать их стоимость. Дети могут просить у вас мелочь со сдачи и складывать ее в какую-нибудь банку, но лишь только из любви к собирательству и коллекционированию.
Сколько давать
Решение о том, какое «содержание» назначить ребенку, зависит от трех факторов. Во-первых, оцените, на что ваше дитя будет тратить деньги. Если ребенок хочет самостоятельно оплачивать школьный обед, выбирать себе тетрадки и ручки, платить за проезд в автобусе, сумма должна быть больше, чем если вы сами заворачивали бы ему бутерброды в школу и встречали после уроков на машине. Если вы отпускаете его в воскресенье в кино или парк покататься на каруселях, то дотация еще увеличивается.
Во-вторых, трезво спросите себя, насколько ваш ребенок зрел и самостоятелен. Как правило, определенную долю самостоятельности дети получают в школе: там хочешь не хочешь, а взрослеть приходится.
В-третьих, оцените свои материальные возможности и окружение ребенка. Если все его одноклассники получают приличные карманные деньги, то ваша скромная сумма может стать причиной его комплексов и неудовлетворенности. Если ваш доход не позволяет вам выделять больше денег, то объясните ребенку, что таковы ваши возможности. Он должен понимать, что нерационально потраченные деньги лишат его определенных благ. Иными словами, дорогая побрякушка, купленная им на все недельное пособие, лишит его и тетрадок, и билета в кино.
Если ребенок вошел во вкус и просит еще, не спешите отказывать. Пусть мотивирует свою просьбу. Если он стремится быть более самостоятельным и расширить линейку своих покупок – отлично, особенно если с имеющимися тратами он хорошо справляется. Еще одна причина увеличения «жалования» – простая инфляция. Если разумной аргументации не последует, наберитесь смелости отказать. Также не стоит давать больше денег только на основании того, что ребенок стал старше.
Как давать
Не бойтесь торга и переговоров со своим ребенком. Помните, что карманные деньги – инструмент обучения. Во-первых, это приучит его к тому, что ничего просто так не дается. Во-вторых, научит отстаивать свои интересы и договариваться. В-третьих, разовьет умение аргументировать свои желания и потребности. Все это пригодится ему в общении с друзьями и учителями, а потом и с начальством.
Будьте постоянны и последовательны. Выступайте единым фронтом – не допускайте того, чтобы, попросив денег у мамы, ребенок пошел к папе просить еще. Выдача должна быть централизованной, и каждый член семьи должен быть в курсе установленных правил. Независимо от суммы, которую вы решите давать, она должна быть регулярной и фиксированной. Это научит ребенка планировать свой мини-бюджет и подготовит его к взрослой жизни, когда он начнет получать зарплату.
Не навязывайте ребенку стремление к обязательному накоплению. У всех разный характер и темперамент: одному проще долго копить на заветную вещь, а второй комфортно тратит все до копейки на повседневные мелочи. Идеальной модели, как и у взрослых, не существует. Другое дело – показать маленькому транжире возможность накопления. Если ребенок просит что-то дорогое, по вашим меркам, вы можете ему объяснить, что он сам способен накопить эту сумму, если будет откладывать какую-то часть «жалования». По аналогии с взрослой жизнью у вас может родиться мысль применять к ребенку систему штрафов и премий. Это может придать деньгам чересчур большое значение в глазах ребенка. Высшим наказанием должно быть ваше недовольство, а не материальные вещи. Премии более уместны, но только тогда, когда не становятся правилом, иначе они превратятся в плату за оценки или хорошее поведение. Премия хороша тем, что субъективна и неожиданна.
Плата за пятерки
С оценками все обстоит немного иначе, чем с работой по дому. В первую очередь надо понять, почему ребенок стал хуже учиться, в чем кроется причина неуспеваемости. Возможно, ваш школяр переживает временный спад активности из-за плохой погоды, хронической усталости или конфликтов с одноклассниками или учителями. В таких случаях наседать на ребенка не стоит. Если же он просто ленится, не спешите предлагать ему деньги за прилежную учебу. Постарайтесь увлечь его: попробуйте делать домашние задания вместе, помогите разобраться в сложном вопросе.
Любовь за деньги
Многие родители пытаются при помощи денег компенсировать детям недостаток внимания. С одной стороны, они действительно воспитывают и приучают их к взрослой жизни, а с другой – своими действиями могут отдалить ребенка от себя. Чтобы избежать этого, с ребенком нужно больше разговаривать и объяснять, что ваше общение не сводится только к финансовой стороне вопроса.
Финансовая грамотность – это способность принимать обоснованные решения и эффективно действовать в сфере учета всех поступлений и расходов, умение распоряжаться денежными ресурсами, откладывать сбережения и делать выбор финансовых инструментов.
Предлагаю рассмотреть, какие стили обращения с деньгами выделяет американский педагог Джолайн Годфри. Это подскажет, какие привычки уже сформировались у вашего ребенка, к какой проблеме они могут привести и как устранить или откорректировать досадные недостатки.
Бережливый копитель
В тайнике у него всегда припрятаны денежки, которые он усердно приумножает. Подарите ему прозрачную копилку, и малыш будет получать настоящее удовольствие, созерцая, как уровень его благосостояния в буквальном смысле поднимается вверх. Копит такой ребенок чаще всего бесцельно, лишь ради обладания неким сокровищем. Ему не нужны деньги на покупки – он получает удовольствие от процесса пересчитывания денег, радуется, когда видит, как растет количество купюр и монеток в его копилке. И даже если вы предложите маленькому копителю купить в складчину с вами новую игрушку, он скорее предпочтет отказаться от игрушки, чем расстаться со своими сбережениями.
ПРОБЛЕМА: такая крайняя бережливость может превратиться в навязчивую идею, и ребенок вырастет отталкивающе жадным человеком. Когда целью обладания деньгами становится лишь накопление, человек может не научиться правильно и с пользой распоряжаться имеющимися средствами.
РЕШЕНИЕ: можно использовать принцип «трех копилок». Карманные деньги, заработанные или подаренные родителями на день рождения, малыш раскладывает по трем копилкам, которые условно может назвать «мои сбережения», «мои свободные траты», «моя помощь другим».
Если ваш ребенок кладет 70 % своих доходов в банку со сбережениями и всего по 15 % в две остальные, уже хорошо: он все-таки учится распоряжаться деньгами. Чтобы закрепить урок, запланируйте совместный поход с ребенком с целью потратить деньги на что-то ценное и давно им желанное, например на покупку велосипеда. Или внушите ему мысль о необходимости внести свой вклад в какое-нибудь благотворительное дело. Настаивайте на своем. Старайтесь чаще напоминать маленькому скопидому, что деньги нужны для того, чтобы умело ими распоряжаться, а не просто копить.
Транжира
Транжире, получившему в подарок от тетушки некую сумму, не терпится – «карман горит!» – потратить ее в ближайшем универмаге. В представлении такого ребенка деньги равнозначны радости, удовольствию, потаканию собственным прихотям.
ПРОБЛЕМА: если за беззаботность и беспечность транжиру можно похвалить, то неудержимое желание тратить все до последней копейки в будущем может привести его к злоупотреблению кредитами, перерасходам, умножению долгов и в итоге – к полному банкротству.
РЕШЕНИЕ: детей часто завораживает сама возможность обмена денег на «всякие вещи». Разговаривайте с ребенком о пользе таких навыков, как бережливость и планирование. Рассчитывая совместные покупки, предварительно составьте список вещей и определите, в какую сумму необходимо уложиться. Проследите, сможет ли ребенок удержаться в рамках назначенного бюджета? Если нет, помогите ему решить, какой товар придется вернуть на полку. Определите день, когда ваш малыш будет относить свои сбережения в банк, показывайте ему, как растет сумма его вклада, обсуждайте дальнейшие перспективы, которые у него появятся в будущем, если он научится проявлять терпение и контролировать свои желания. Учите ребенка делать траты осознанно. Помогите ему обуздать свои привычки, стать дисциплинированным и уверенным в себе.
Щедрая душа
Ваш малыш отдает свои любимые игрушки детям, когда играет на площадке? Во дворе на его велосипеде катаются все, кроме него самого? Он охотно одалживает другу деньги во время совместного похода в магазин? У него списывают домашние задания все кому не лень, а учителя тут же бросают на него взор, когда необходимо найти человека для важного поручения? Ваш ребенок – щедрая душа.
ПРОБЛЕМА: таких детей не надо учить делиться, зато очень трудно убедить думать о себе. Щедрой душе нелегко делать сбережения, поскольку он не умеет говорить «нет».
РЕШЕНИЕ: если ваш малыш считает, что лучший способ заслужить одобрение – отдавать игрушки, делиться деньгами и домашними заданиями, то помогите ему научиться различать истинные чувства окружающих к нему и потребительское отношение. Учите его разбираться в людях и учитывать собственные интересы. Такому ребенку необходимо показать целесообразность иногда говорить «нет», особенно если его заставляют делать то, что он не хочет или не может.
Помогите ему овладеть новым умением (рисованием, оригами, игрой на гитаре), которое поднимет его самооценку, уделяйте малышу больше внимания и времени. Пресекать порывы щедрости незачем, но грань между подлинным желанием делиться и стремлением заслужить одобрение, делая широкие жесты, может быть почти незаметной.
Скряга
Он бережет каждую копейку, ради экономии жертвуя количеством и качеством. В отличие от скопидома скряга деньги тратит, но удовольствие от процесса покупки получает лишь тогда, когда удается сэкономить. И чем больше сэкономленная сумма, тем больше радости он испытывает.
ПРОБЛЕМА: скряге трудно баловать себя и, возможно, проявлять щедрость по отношению к близким людям. Если человек с таким характером в будущем откроет свой бизнес, то он будет страдать от вечного недофинансирования и текучки кадров (по причине низкой зарплаты).
РЕШЕНИЕ: скряге доставляет большое удовлетворение приносить из магазина сдачу и радовать родителей своей практичностью. В этом по большому счету нет ничего страшного. Но, если маленькая жадина прячет деньги, ведет себя эгоистично по отношению к друзьям и родным, пора учить его быть щедрым. Пробуем применить тот же принцип «трех копилок», что был описан выше. Когда банка «на благотворительность» наполнится, помогите ребенку самому выбрать вид деятельности или проект, на который он мог бы пожертвовать деньги. Поощряйте его, если он делает близким небольшие подарки, например, покупает сладости, идя в гости к другу или к бабушке. Отмечайте то, как радует людей его внимание.
Пробуждайте в нем чувство гордости за свою щедрость: юный скряга должен почувствовать, что и отданные безвозмездно деньги могут доставлять большое удовольствие.
Попрошайка
Аппетиты этого ребенка бездонны: у него всегда наготове очередная просьба. Такое поведение может быть неумышленно сформировано родителями (если они постоянно приносят домой подарки, подкрепляя устойчивое состояние ожидания) или свидетельствовать о таких серьезных проблемах, как недостаток внимания, времени и воспитания.
ПРОБЛЕМА: вполне возможно, что такой ребенок полностью сосредоточен на себе и своих желаниях, считая себя главной персоной, но рано или поздно ему придется столкнуться с суровой реальностью мира, равнодушного к его проблемам и нуждам, и тогда такие дети испытывают настоящее потрясение.
РЕШЕНИЕ: со временем любимая игра попрошайки под названием «Я хочу!» становится все более регулярной. Богатый арсенал методов вымогательства пополняется новыми приемами. Боритесь со своим желанием поддаться на эти уловки. Попробуйте в следующий раз отказать попрошайке: «Нет, сегодня мы не можем позволить себе это», «Сначала убеди меня в том, что эта вещь тебе действительно необходима», «Эта покупка не входит в список, который мы с тобой составили». Все эти ответы хороши, главное – не поддавайтесь психологическому давлению ребенка на вас, объясняйте ему, что некоторые желания в жизни необходимо усмирять.
Но при этом не нужно жестко противостоять всем просьбам малыша: просто проявляйте рассудительность в тратах и учите этому ребенка.
Делец
Это дитя в каждой финансовой операции усматривает сделку. Стартовым капиталом для него становятся карманные деньги, которые он норовит всеми силами приумножить. Он с максимальной выгодой старается использовать любой подарок, в совершенстве владеет искусством ведения переговоров, обладает врожденной смекалкой в денежных делах, эдакой предпринимательской жилкой.
ПРОБЛЕМА: ребенок-делец, тем не менее, нуждается в руководстве, без которого вряд ли поймет, что у финансовых сделок есть и моральная сторона.
РЕШЕНИЕ: если ваш малыш торгуется перед сном, выпрашивая еще 10 минуток мультфильма, хотя мама велела ложиться спать, или хитростью выманивает у папы 30 рублей на «Фанту», несмотря на то что бабушка не разрешает ему пить сладкую воду, он начинающий делец. Но одно дело – найти на прогулке пару пластиковых бутылок и обменять их на монетки в специальном автомате или договориться с соседом о том, чтобы выгуливать его собаку, другое – отвергать моральные принципы и авторитеты ради достижения своих целей.
С принципом «разделяй и властвуй», который дети могут применять в семье, манипулируя своими родителями, следует всеми силами бороться. Наиболее эффективная тактика противостояния дельцу – согласованные действия родителей. Единство ваших позиций в воспитании, согласованное принятие решений и мирное обсуждение их в присутствии ребенка – сильнейший метод борьбы с манипуляциями маленького дельца.
Рассеянный
Рассеянный ребенок о деньгах попросту не задумывается, он упорно уклоняется от любых финансовых решений, не желает овладевать никакими финансовыми навыками. Ему легче выполнить поручение родителей и сделать так, как они хотят, не выказывая интереса к денежным операциям в частности и к деньгам вообще.
ПРОБЛЕМА: если не потребовать от такого ребенка внимания к денежным делам, он и впредь будет перекладывать финансовые обязанности на других, оставаясь ведомым, несамостоятельным и некомпетентным в этих вопросах.
РЕШЕНИЕ: 5–8-летний ребенок уже способен осознавать, что обладание деньгами налагает определенную ответственность. Если такие перспективы ребенка не прельщают, он будет стараться любыми способами уклониться от денежных вопросов. «С этими деньгами – одна головная боль», — вот что думает такой малыш.
Мама и папа должны чаще спрашивать у ребенка совета, рассуждать вслух, делая покупки, давать ему мелкие поручения, проявляя при этом максимум доверия.
Не покупайте ему то, о чем он вас просит, но, если вы готовы удовлетворить его просьбу, просто дайте деньги на эту вещь и предложите самостоятельно сделать покупку. Прибегайте к помощи друзей, бабушек и дедушек, главное – помочь малышу поверить в свои силы и способности, убедить его в том, что быть хозяином своей жизни намного приятней, чем все время полагаться на других.
Ирина Елисеева, педагог-психолог
Таймлайн
Архив
2012/ Март (292)2012/ Февраль (489)2012/ Январь (292)2011/ Декабрь (289)2011/ Ноябрь (95)2011/ Октябрь (422)
2011/ Август (312)2011/ Июль (548)2011/ Июнь (698)2011/ Май (705)2011/ Апрель (705)2011/ Март (649)2011/ Февраль (680)2011/ Январь (563)2010/ Декабрь (680)2010/ Ноябрь (728)2010/ Октябрь (708)2010/ Сентябрь (721)2010/ Август (677)2010/ Июль (648)2010/ Июнь (771)2010/ Май (626)2010/ Апрель (752)2010/ Март (753)2010/ Февраль (899)2010/ Январь (666)2009/ Декабрь (575)2009/ Ноябрь (322)2009/ Октябрь (373)2009/ Сентябрь (477)2009/ Август (342)2009/ Июль (387)2009/ Июнь (540)2009/ Май (529)2009/ Апрель (515)2009/ Март (434)2009/ Февраль (143)2009/ Январь (65)2008/ Декабрь (126)2008/ Ноябрь (145)2008/ Октябрь (199)2008/ Сентябрь (204)2008/ Август (101)2008/ Июль (1534)2008/ Июнь (1718)2008/ Май (1110)2008/ Апрель (92)2008/ Март (64)2008/ Январь (3)
Опрос
Планируете ли вы принять участие в «Народном IPO»?