09.07.2010, 14:26
Танго втроем
Другие новости по теме:
– Ускорится транзит грузов - 03.07.2010
– Минтранском увеличит мощность морпорта Актау в 2 раза - 14.04.2010
– Приравнять тариф на транзит казахстанских грузов по территории России с ценами на грузоперевозки - 08.05.2009
– Казахстан вложился в транспортные проекты - 19.03.2010
– Меньше грузов, больше пассажиров - 28.06.2010
Транзитная дружба Казахстана и Эстонии зависит больше всего от России.
Эстония предлагает Казахстану использовать ее транзитный потенциал для транспортировки грузов на запад. Основные конкурентные преимущества Эстонии как страны транзита – это современный морской порт, модернизированная железная дорога и европейские стандарты работы.
Переговоры о транзите казахстанских грузов через Эстонию шли давно, еще с 90-х годов, и небезуспешно. К середине 2000-х через эстонские морские порты транспортировались казахстанское зерно, уголь, алюминий, нефть. Резкое сокращение транзита произошло в 2007 году после того, как усилилась политическая напряженность в отношениях Эстонии и России. Тогда Россия значительно повысила тарифы на транзит грузов по своей железной дороге, тем самым практически перекрыв грузопотоки в Прибалтику и усугубив влияние кризиса на эстонскую экономику.
Сегодня российские железнодорожные тарифы для транзита грузов в Эстонию все еще остаются высокими. Эксперты считают, что для России это и рычаг политического влияния, и возможность защитить свои собственные северные порты от конкуренции со стороны соседей. Вместе с тем, есть факторы, которые могут способствовать снижению стоимости транзита по территории РФ. В частности, это создание Таможенного союза (ТС) и заинтересованность Китая в новых коротких маршрутах для транспортировки своих товаров на европейский рынок.
Таможенный союз: перспективы в тумане
«С моей точки зрения, создание Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана приведет к положительному результату, - говорит вице-министр экономики и коммуникаций Эстонии Эро Паргмае, - «Эстония, являясь государством Евросоюза, видит, какие плюсы дает совместное развитие торговли и транзита». Однако как именно будет работать Таможенный союз во многом пока не ясно».
«Мы говорили с Якуниным, президентом РЖД, - рассказывает председатель правления Эстонской железной дороги Кайдо Симмерманн, - он сказал, что российские транспортники пока сами не понимают, как будет действовать Таможенный союз. Сейчас они собираются создавать специальную комиссию для того, чтобы разобраться в плюсах и минусах тех соглашений, которые заключила таможня».
По логике вещей, транспортировка грузов из Казахстана в Эстонию теперь является не транзитом через территорию России, а экспортом из Таможенного союза в ЕС. Соответственно тарифы на такую перевозку должны быть не транзитные, а экспортно-импортные. Если Эстонии при поддержке Евросоюза удастся убедить в этом Россию, казахстанские грузоотправители смогут возобновить маршруты через таллиннский порт. В противном случае дело может вновь ограничиться дипломатическими заверениями во взаимном интересе, как это было на протяжении последних нескольких лет.
Китай нам поможет
Одновременно Эстония ведет активные переговоры с Китаем. «Крупные китайские компании заинтересованы в контейнерных перевозках своего товара через Казахстан, Россию и Эстонию в северную Европу, - отмечает г-н Симмерманн, - они хотят закрепиться на европейском рынке». Кроме того, китайцы намерены развивать собственный транзитный потенциал за счет транспортировки грузов из Южной Кореи и Японии через территорию Китая также в северную Европу.
Сейчас для этого используются в основном морские перевозки, они в 2 – 2,5 раза дешевле, чем железнодорожные. Зато сухопутный маршрут из Китая в Европу значительно выигрывает по времени. Если морем грузы идут 30-45 дней, то по железной дороге можно будет уложиться в 15 суток. Правда это при условии, что Таможенный союз будет нормально работать, и на границе Казахстана с Россией не надо будет тратить время на процедуры оформления документов на таможне.
Конкуренцию железнодорожным перевозкам также может составить строящийся автомобильный коридор «Западная Европа – Западный Китай». Но, по мнению г-на Симмерманна, на дальние расстояния грузы удобнее возить по железной дороге, к тому же на границе с ЕС растаможка железнодорожных грузов идет гораздо быстрее, чем автомобильных.
«The port that ships love»
Слоган Таллиннского морского порта - «Порт, который любят корабли». Эстонцы очень гордятся этим портом и, рассказывая о нем, часто произносят слово «самый». «Самый большой порт на берегу Балтийского моря», он имеет «самую глубокую гавань на Балтике – до 18 метров», он способен принимать «самые большие суда – до 300 метров длиной» и у него «самые лучшие перспективы развития», поскольку на побережье есть еще много свободной земли для развития портовой инфраструктуры.
Под общим названием Таллиннский морской порт объединены целых пять портов. Из них три грузовых и два пассажирских. В общей сложности в 2009 году через них прошли более 30 млн. тонн грузов, 131 тысяча контейнеров и 7,2 млн. пассажиров. При этом мощности порта загружены не полностью. Например, грузов порт мог бы переваливать до 50 млн. тонн в год.
Таллиннский порт на 100% является государственным предприятием. Будучи лэндлордом он развивает свою инфраструктуру – расширяет и благоустраивает территорию, строит новые причалы, технопарки, обеспечивает навигацию. Крупным частным операторам порт предоставляет в аренду землю в среднем на 50 лет для строительства и дальнейшего использования терминалов.
«За последние 9 лет в строительство портовой инфраструктуры было инвестировано порядка 450 млн евро, - говорит председатель правления Таллиннского порта Айн Кальюранд, - Инвестиции осуществлялись в основном за счет заемных средств. Порт не получает каких-либо государственных дотаций или инвестиций. Более того, за 9 лет государству были выплачены дивиденды в размере 220 млн евро».
Вся территория порта (ее площадь составляет свыше 1100 га) является свободной зоной. Это означает, что при пересечении границы товар не облагается налогом. Кроме того, здесь действует упрощенный процесс оформления документов.
В Таллиннском порту работает самый большой на Балтийском море зерновой терминал емкостью до 300 тыс. тонн, а также нефтеналивные, угольные и другие терминалы. Потенциальным казахстанским партнерам порт предлагает при необходимости выделить землю для строительства новых грузовых терминалов или построить специально для них новые терминалы, которые можно будет арендовать. В общем, Таллиннский порт готов рассматривать самые разные варианты сотрудничества с Казахстаном, если казахстанские грузы удастся довезти до Эстонии.
Новая старая железная дорога
В этом году ЭЖД исполняется 140 лет. Также как и порт, сегодня она на 100% принадлежит государству и является одним из крупнейших предприятий страны. При поддержке Европейского союза Эстония ведет его масштабную модернизацию.
По информации финансового директора ЭЖД Прийта Халлера (Priit Haller), «с 2006 по 2010 годы в железную дорогу было инвестировано около 200 млн евро, большая часть из них – европейские гранты и кредиты». Сейчас в Эстонии завершается модернизация основных магистралей, строится новый современный железнодорожный пограничный пункт на станции Койдула и планируется полная замена парка пассажирских электропоездов.
За прошлый год по Эстонской железной дороге было перевезено порядка 25 млн. тонн грузов. Большая часть грузопотока приходится на поставки минерального топлива из России в Эстонию и далее в Европу. Казахстан в 2009 году занял лишь 7% в общем объеме перевозок. Несколько лет назад общий объем перевозок по ЭЖД был значительно выше, в том числе и различных грузов из Казахстана. От нас шли нефть, зерно, алюминий, уголь. В Казахстан из Европы через Эстонию доставлялись грузовые контейнеры, сельскохозяйственная и прочая техника. После взлета российских транзитных тарифов казахстанские товары стали экспортироваться в обход Эстонии.
Ближайшая задача эстонских железнодорожников – восстановить хотя бы те объемы перевозок, которые были достигнуты в середине 2000-х годов. А потом уже продолжать наращивать обороты. «Наша инфраструктура готова к тому, чтобы увеличить поток грузов в два раза, - говорит глава ЭЖД Кайдо Симмерманн, - в частности, мы можем ежегодно транспортировать 3 млн тонн казахстанского угля, 4 млн. тонн мазута, 2 млн. тонн зерна, 200 тыс. тонн металла». При этом Эстония готова предоставлять Казахстану в аренду свои грузовые вагоны.
«Сейчас для нас вновь начинается хорошее время, - считает Кайдо Симмерманн, - вокруг Таллиннского порта многие крупные международные компании строят свои логистические парки, которые готовы взять любого клиента из Казахстана, Китая, Индии, и любой другой страны мира. И то, что Китай выходит на североевропейский рынок дает огромные возможности для Казахстана, России и Эстонии».
Елена Дудка, аналитическая служба Business Resource
Алматы-Таллинн-Алматы
Эстония предлагает Казахстану использовать ее транзитный потенциал для транспортировки грузов на запад. Основные конкурентные преимущества Эстонии как страны транзита – это современный морской порт, модернизированная железная дорога и европейские стандарты работы.
Переговоры о транзите казахстанских грузов через Эстонию шли давно, еще с 90-х годов, и небезуспешно. К середине 2000-х через эстонские морские порты транспортировались казахстанское зерно, уголь, алюминий, нефть. Резкое сокращение транзита произошло в 2007 году после того, как усилилась политическая напряженность в отношениях Эстонии и России. Тогда Россия значительно повысила тарифы на транзит грузов по своей железной дороге, тем самым практически перекрыв грузопотоки в Прибалтику и усугубив влияние кризиса на эстонскую экономику.
Сегодня российские железнодорожные тарифы для транзита грузов в Эстонию все еще остаются высокими. Эксперты считают, что для России это и рычаг политического влияния, и возможность защитить свои собственные северные порты от конкуренции со стороны соседей. Вместе с тем, есть факторы, которые могут способствовать снижению стоимости транзита по территории РФ. В частности, это создание Таможенного союза (ТС) и заинтересованность Китая в новых коротких маршрутах для транспортировки своих товаров на европейский рынок.
Таможенный союз: перспективы в тумане
«С моей точки зрения, создание Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана приведет к положительному результату, - говорит вице-министр экономики и коммуникаций Эстонии Эро Паргмае, - «Эстония, являясь государством Евросоюза, видит, какие плюсы дает совместное развитие торговли и транзита». Однако как именно будет работать Таможенный союз во многом пока не ясно».
«Мы говорили с Якуниным, президентом РЖД, - рассказывает председатель правления Эстонской железной дороги Кайдо Симмерманн, - он сказал, что российские транспортники пока сами не понимают, как будет действовать Таможенный союз. Сейчас они собираются создавать специальную комиссию для того, чтобы разобраться в плюсах и минусах тех соглашений, которые заключила таможня».
По логике вещей, транспортировка грузов из Казахстана в Эстонию теперь является не транзитом через территорию России, а экспортом из Таможенного союза в ЕС. Соответственно тарифы на такую перевозку должны быть не транзитные, а экспортно-импортные. Если Эстонии при поддержке Евросоюза удастся убедить в этом Россию, казахстанские грузоотправители смогут возобновить маршруты через таллиннский порт. В противном случае дело может вновь ограничиться дипломатическими заверениями во взаимном интересе, как это было на протяжении последних нескольких лет.
Китай нам поможет
Одновременно Эстония ведет активные переговоры с Китаем. «Крупные китайские компании заинтересованы в контейнерных перевозках своего товара через Казахстан, Россию и Эстонию в северную Европу, - отмечает г-н Симмерманн, - они хотят закрепиться на европейском рынке». Кроме того, китайцы намерены развивать собственный транзитный потенциал за счет транспортировки грузов из Южной Кореи и Японии через территорию Китая также в северную Европу.
Сейчас для этого используются в основном морские перевозки, они в 2 – 2,5 раза дешевле, чем железнодорожные. Зато сухопутный маршрут из Китая в Европу значительно выигрывает по времени. Если морем грузы идут 30-45 дней, то по железной дороге можно будет уложиться в 15 суток. Правда это при условии, что Таможенный союз будет нормально работать, и на границе Казахстана с Россией не надо будет тратить время на процедуры оформления документов на таможне.
Конкуренцию железнодорожным перевозкам также может составить строящийся автомобильный коридор «Западная Европа – Западный Китай». Но, по мнению г-на Симмерманна, на дальние расстояния грузы удобнее возить по железной дороге, к тому же на границе с ЕС растаможка железнодорожных грузов идет гораздо быстрее, чем автомобильных.
«The port that ships love»
Слоган Таллиннского морского порта - «Порт, который любят корабли». Эстонцы очень гордятся этим портом и, рассказывая о нем, часто произносят слово «самый». «Самый большой порт на берегу Балтийского моря», он имеет «самую глубокую гавань на Балтике – до 18 метров», он способен принимать «самые большие суда – до 300 метров длиной» и у него «самые лучшие перспективы развития», поскольку на побережье есть еще много свободной земли для развития портовой инфраструктуры.
Под общим названием Таллиннский морской порт объединены целых пять портов. Из них три грузовых и два пассажирских. В общей сложности в 2009 году через них прошли более 30 млн. тонн грузов, 131 тысяча контейнеров и 7,2 млн. пассажиров. При этом мощности порта загружены не полностью. Например, грузов порт мог бы переваливать до 50 млн. тонн в год.
Таллиннский порт на 100% является государственным предприятием. Будучи лэндлордом он развивает свою инфраструктуру – расширяет и благоустраивает территорию, строит новые причалы, технопарки, обеспечивает навигацию. Крупным частным операторам порт предоставляет в аренду землю в среднем на 50 лет для строительства и дальнейшего использования терминалов.
«За последние 9 лет в строительство портовой инфраструктуры было инвестировано порядка 450 млн евро, - говорит председатель правления Таллиннского порта Айн Кальюранд, - Инвестиции осуществлялись в основном за счет заемных средств. Порт не получает каких-либо государственных дотаций или инвестиций. Более того, за 9 лет государству были выплачены дивиденды в размере 220 млн евро».
Вся территория порта (ее площадь составляет свыше 1100 га) является свободной зоной. Это означает, что при пересечении границы товар не облагается налогом. Кроме того, здесь действует упрощенный процесс оформления документов.
В Таллиннском порту работает самый большой на Балтийском море зерновой терминал емкостью до 300 тыс. тонн, а также нефтеналивные, угольные и другие терминалы. Потенциальным казахстанским партнерам порт предлагает при необходимости выделить землю для строительства новых грузовых терминалов или построить специально для них новые терминалы, которые можно будет арендовать. В общем, Таллиннский порт готов рассматривать самые разные варианты сотрудничества с Казахстаном, если казахстанские грузы удастся довезти до Эстонии.
Новая старая железная дорога
В этом году ЭЖД исполняется 140 лет. Также как и порт, сегодня она на 100% принадлежит государству и является одним из крупнейших предприятий страны. При поддержке Европейского союза Эстония ведет его масштабную модернизацию.
По информации финансового директора ЭЖД Прийта Халлера (Priit Haller), «с 2006 по 2010 годы в железную дорогу было инвестировано около 200 млн евро, большая часть из них – европейские гранты и кредиты». Сейчас в Эстонии завершается модернизация основных магистралей, строится новый современный железнодорожный пограничный пункт на станции Койдула и планируется полная замена парка пассажирских электропоездов.
За прошлый год по Эстонской железной дороге было перевезено порядка 25 млн. тонн грузов. Большая часть грузопотока приходится на поставки минерального топлива из России в Эстонию и далее в Европу. Казахстан в 2009 году занял лишь 7% в общем объеме перевозок. Несколько лет назад общий объем перевозок по ЭЖД был значительно выше, в том числе и различных грузов из Казахстана. От нас шли нефть, зерно, алюминий, уголь. В Казахстан из Европы через Эстонию доставлялись грузовые контейнеры, сельскохозяйственная и прочая техника. После взлета российских транзитных тарифов казахстанские товары стали экспортироваться в обход Эстонии.
Ближайшая задача эстонских железнодорожников – восстановить хотя бы те объемы перевозок, которые были достигнуты в середине 2000-х годов. А потом уже продолжать наращивать обороты. «Наша инфраструктура готова к тому, чтобы увеличить поток грузов в два раза, - говорит глава ЭЖД Кайдо Симмерманн, - в частности, мы можем ежегодно транспортировать 3 млн тонн казахстанского угля, 4 млн. тонн мазута, 2 млн. тонн зерна, 200 тыс. тонн металла». При этом Эстония готова предоставлять Казахстану в аренду свои грузовые вагоны.
«Сейчас для нас вновь начинается хорошее время, - считает Кайдо Симмерманн, - вокруг Таллиннского порта многие крупные международные компании строят свои логистические парки, которые готовы взять любого клиента из Казахстана, Китая, Индии, и любой другой страны мира. И то, что Китай выходит на североевропейский рынок дает огромные возможности для Казахстана, России и Эстонии».
Елена Дудка, аналитическая служба Business Resource
Алматы-Таллинн-Алматы
Другие новости по теме:
– Ускорится транзит грузов - 03.07.2010
– Минтранском увеличит мощность морпорта Актау в 2 раза - 14.04.2010
– Приравнять тариф на транзит казахстанских грузов по территории России с ценами на грузоперевозки - 08.05.2009
– Казахстан вложился в транспортные проекты - 19.03.2010
– Меньше грузов, больше пассажиров - 28.06.2010
Комментарии
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Тенденции
Опрос
Как Вы используете в своей работе знание иностранных языков? |
Популярные
18/06
Охота на айтишников
21/06
Кинотеатры в Алматы
25/06
Экономим время и деньги