Рекомендуем
×
Войти на сайт

Если у вас еще нет логина на нашем портала, вам сюда.

Или вы можете войти через:

 Чужой компьютер

В компании ангелов прибыло

25 апреля 2012/ Наши деньги ЦА

Частное финансирование стартап-проектов широко распространено во всем мире и является, по сути, основным инвестиционным инструментом для молодых компаний на этапе становления. Что же касается Казахстана, то в этом направлении мы делаем лишь первые шаги. О том, есть ли в нашей стране бизнес-ангелы и как продвигается это направление, поделился Алим Сайлибаев, директор консалтинговой компании JK Group.

– Вы объявили об открытии Алматинского клуба бизнес-ангелов два месяца назад. Какие изменения произошли с момента открытия клуба? Есть ли в нашей стране бизнес-ангелы?

– В настоящий момент мы продолжаем изучать возможности привлечения потенциальных инвесторов и готовим проекты стартапов для финансирования.

На самом деле в нашей стране ангел-финансирование полностью отсутствует. Венчурные фонды, если такие существуют, не дают денег на начальном этапе молодым предпринимателям, для них это слишком рискованно. Можно перечислить единицы компаний, профинансированных нашими венчурными компаниями. В ПИТ «Алатау», флагмане инновационного развития страны, на сегодня нет ни одного стартап-проекта. Похоже, там даже не знают, откуда их брать. Не буду перечислять все проблемы, просто скажу, что для старта бизнеса довольно сложно найти финансирование в существующих финансовых структурах. Поэтому мы решили создать клуб в форме ангел-инвестирования. Ведь все равно люди продолжают открывать новые компании, находят инвесторов, и сами инвесторы ищут новые возможности. Но пока в основной массе это происходит случайным образом. Мы строим машину по производству качественных проектов стартапов и привлечению инвестиций для них.

– В чем заключаются функции организации, подобной вашей?

– Это самый главный вопрос. Мы помогаем начинающим предпринимателям сделать работающие и успешные компании, а инвесторам помогаем оценить и выбрать проект для финансирования.

– Кто такие бизнес-ангелы в нашем казахстанском понимании?

– Говоря просто, это такие «агашки» с деньгами, очень часто непонятного происхождения. Именно теневое происхождение основной массы свободных средств сильно затрудняет создание какого-либо более или менее легального института прямого частного инвестирования. Давайте вспомним провалившуюся идею фондового рынка. Даже законодательное разрешение на сокрытие источника средств, на которые покупаются акции, не решило вопроса. Мало кто покупал и покупает акции наших компаний. С другой стороны, мало кто решится показывать все свои финансовые отчеты, которые необходимо делать в случае выхода компании на IPO. Это слишком рискованно в нашей деловой среде, мало защищенной от «наездов» разных товарищей, начиная с госорганов.

Другой проблемой является то, что «агашки» с деньгами редко являются настоящими предпринимателями. Большая их часть — это государственные чиновники или бизнесмены, которые никогда не начинали своего бизнеса, а садились на уже существовавшие с советских времен активы и природные ресурсы. Они не проходили через этот ад начала своего бизнеса, они просто не понимают проблем стартаперов и не могут стать для них примером и поддержкой. С такими инвесторами работать очень сложно, так как они не понимают предпринимателей и инноваторов и не желают рисковать, как это делали бы настоящие предприниматели. Их отношение к стартаперам такое же, как к нефтяной скважине – давай доход и быстро! – если не даешь, то извини. Поэтому я сразу бы исключил на роль бизнес-ангелов, за немногими исключениями, наших «агашек».

Мы рассчитываем на предпринимателей из среды малого и среднего бизнеса, а также профессионалов с высоким уровнем доходов, которые могут себе позволить стать небольшими инвесторами. Краудфандинг (crowd-funding) может стать таким инструментом. Как правило, для старта новой компании не требуется значительных ресурсов, всеобщими усилиями можно собрать 50-60 тысяч долларов для стартапера. Поэтому я бы сказал, что реальным и продвинутым ресурсом финансирования новых инновационных предприятий могут стать небольшие инвесторы, инвестирующие посредством краудфандинга. 

– Расскажите подробнее о форме инвестирования crowd-funding.

– Дословный перевод — «финансирование толпой», то есть финансирование проектов большим количеством мелких инвесторов. В этом есть большие плюсы. Каждый отдельный инвестор может положить по 100 долларов в 10 проектов. Половина их них прогорит, три выйдут на самоокупаемость, а два оставшихся выстрелят и сделают вкладчика чуть богаче. Согласитесь, не больно потерять 100 долларов, если знаешь, что у тебя есть еще 9 компаний. 

– О каких суммах идет речь?

– Инвестиционные проекты стартапов могут быть очень разными. От нескольких десятков долларов до миллиона и больше. Мы в нашем клубе рассматриваем проекты до нескольких десятков тысяч долларов. 

– Какая форма инвестирования проектов наиболее выгодна для казахстанских бизнесменов?

– Наиболее популярная форма на сегодня — по знакомству и родству. Редко кто прибегает к помощи профессиональных консультантов в области инвестирования. Это в случае инвестирования на родине, а так, известно, что много недвижимости куплено в Эмиратах и других странах. Можно сказать, что наиболее выгодная форма инвестирования для казахских инвесторов — недвижимость за рубежом. Это факт. Мы бы хотели изменить эту ситуацию и дать возможность владельцам относительно небольших свободных средств инвестировать в быстро растущие компании здесь, в Казахстане. 

– С какими идеями приходят к вам люди и какие из них выстреливают?

– Наш клуб специализируется на проектах в области креативных индустрий. Успешной идеей может стать любая из тех, с которыми приходят к нам стартаперы. Я могу только назвать критерии успешности проекта. На первом месте лидер проекта и команда. Инвесторы оценивают не столько продукт или услугу, сколько команду проекта.

– Если проект, в который вложился бизнесмен, не выстрелил? Что тогда?

– Се ля ви, как говорят французы. Но всегда есть несколько других, которые обязательно выстрелят! 

– Какие направления предпочитают инвестировать казахстанские бизнес-ангелы, если таковые существуют? Назовите самую популярную форму инвестирования.

– Существующие частные инвесторы предпочитают финансировать в понятный бизнес. Инновации или новые продукты, или услуги для них слишком рискованная инвестиция по причинам, о которых я уже говорил. Поэтому мы видим огромное количество близнецовых ресторанов и кафе и имеем дорогую недвижимость. Львиная же часть средств просто утекает из страны. Самой популярной формой остается недвижимость, лучше за границей.

Комментарии
Добавление комментария
Имя:*
E-Mail:
или войдите через свой аккаунт:
Таймлайн
Опрос
Пользуетесь ли вы услугами добровольного страхования?
Нет, не вижу причин для страхования (полагаюсь на судьбу);
Нет, цена на страховые услуг слишком высока (бьет по семейному бюджету);
Нет, не доверяю страховым компаниям (агентам);
Нет, не располагаю достаточной информацией о видах страхования;
Да, на бога надейся, а сам не плошай.
Архив опросов