Суд да инвестиции

24 сентября 2012/ Биржевая торговля, РБК ЦА

 

Как вы оцениваете состояние казахстанских компаний-эмитентов? 

Они стали работать эффективнее. Потому что финансовый кризис показал: не бывает легких и дешевых денег, и за привлечение этих денег нужно отвечать процентами. Поэтому мы сейчас наблюдаем по инвестиционной активности на фондовой бирже, что сомнительных эмитентов стало гораздо меньше. К тому же за это время произошло ужесточение требований. Так, например, сейчас обязательно требуется наличие кредитного рейтинга, который подсказывает инвесторам, насколько кредитоспособен данный эмитент. Ужесточены требования по капиталу, выручке и другим показателям. Да и сами эмитенты теперь очень осторожно подходят к займам и к торгам вообще. 

Получается, отечественный фондовый рынок стал жестче контролировать деятельность предприятий-эмитентов?

Естественно. С прошлого года было введено обязательное требование – наличие представителя держателя облигаций. Это профессиональный участник, который следит за целевым использованием освоения средств, за графиком освоения и пополнения средств для выплаты своей задолженности. Соответственно, держатель облигаций дает полную картину о том, в каком состоянии сейчас находится эмитент и достаточно ли у него средств для того, чтобы выплатить заемные обязательства. 

После кризиса 1998 года иностранные инвесторы вышли из фондового рынка Казахстана и пока так и не вернулись. Какова вероятность, что в ближайшее время они вернутся на казахстанский рынок? И вообще, нужны ли они нам, ведь все-таки они являются спекулянтами? 

Мы – открытая страна с открытой экономикой. Я думаю, что иностранные эмитенты должны будут вернуться в Казахстан. Их интерес был потерян из-за начавшихся проблем в их родных странах. Они забрали свои деньги, чтобы привести в порядок собственные рынки. Как и любая экономика, Казахстан нуждается в инвестициях. Другое дело, что они имеют спекулятивный характер и могут как массово заходить, так и массово выходить. Это негативная сторона иностранных инвестиций, но с этим можно бороться. Опыт некоторых наших соседних стран показывает, что с этим можно успешно уживаться. Нельзя забывать, что иностранные инвестиции помогают нашей экономике быстрее развиваться, так как происходит приток дешевых денег на долгое время. 

Привлечение иностранных инвесторов на наш рынок будет невозможно без большого количества игроков на отечественной бирже. А реальность такова, что сейчас их количество гораздо меньше, чем хотелось бы. В связи с этим возникает вопрос: видите ли вы готовность со стороны отечественного корпоративного сектора выходить на фондовый рынок со своими облигациями, акциями? 

Я думаю, что рано или поздно они придут на этот рынок. Пока они довольствуются тем, что у них доступные кредитные линии, дешевое финансирование от банков. Но компании растут, причем очень быстро, быстрее, чем банковский капитал. Рано или поздно они столкнутся с проблемой, когда у банков не будет столько денег, сколько им нужно для дальнейшего роста, и они будут вынуждены выйти на фондовый рынок. Наши национальные компании тоже раньше пользовались только банковскими кредитами, использовали синдицированное финансирование, а потом, когда открыли для себя фондовый рынок, поняли, что можно и оттуда брать деньги.

Я думаю, что, когда пройдет волна «Народного IPO» и когда разместят свои акции государственные компании, бизнес-сообщество увидит, что на рынок будет привлечена большая масса людей и эти люди принесут с собой большие деньги. Соответственно, видя успех размещения этих акций и видя, как эти акции растут в цене, принося прибыль компаниям и их мажоритарным акционерам, компании будут искать возможности привлечения денег путем размещения своих акций. Я думаю, в ближайшие три-пять лет пойдут первые корпоративные компании. 

То есть «Народное IPO» может стать вторым дыханием для нашего фондового рынка? В 90-х годах была приватизация, выводились «голубые фишки», это подхлестнуло развитие фондового рынка, но затем наступило затишье. 

Те компании, которые сейчас выходят на IPO, приводят всю свою корпоративную деятельность в порядок и становятся прозрачными и предсказуемыми. Это позволяет инвесторам доверять им свои деньги. Эти компании станут образцом корпоративного управления. На основании этого образца другие частные компании могут также перенять этот опыт и попытаться сделать подобное, но уже как частная инициатива, а не государственная. То есть они приведут свое корпоративное управление в порядок. Это поможет заверить инвесторов, что они стабильно и надежно развиваются и, соответственно, смогут привлечь дешевые деньги. 

Какие инструменты нужно применить, чтобы сформировать класс казахстанских частных инвесторов? 

Очень простые. Надо сделать суды честными, объективными, профессиональными, компетентными – это раз. Второе – развивать институт третейских судов, когда можно было бы обращаться не к официальным судам, а привлекать специализированных экспертов для решения спорных вопросов. Нужны меры, направленные на защиту интересов инвесторов. Почему сейчас инвестор не выдает деньги частным предпринимателям? Потому что он не защищен в своих правах. Если он будет защищен надежно, он не будет бояться инвестировать, соответственно, будет развиваться фондовый рынок. 

Как вы считаете, этот вопрос сейчас обсуждается на уровне судебной власти?

Конечно. Сейчас проходит судебная реформа. Вы видели ряд громких отставок. Это все последствия критики в адрес судебных органов. Я думаю, могут произойти еще какие-то изменения в судебной системе. Движение в сторону открытости, честности, прозрачности и непредвзятости судов должно привести к оживлению на рынке капитала. 

Если говорить про деньги пенсионных фондов, то они так или иначе работают на экономику страны через фондовый рынок, через покупку облигаций. Страховые компании тоже считаются институциональными инвесторами. Те деньги, которые мы платим за страховки, все-таки перетекают в экономику?

Конечно. Они, так же как и пенсионные фонды, инвестируют в экономику. Просто у страховых компаний короткие деньги, рассчитанные таким образом, чтобы в течение года можно было покрыть ваши страховые риски. Они инвестируют по тем же общим правилам и порядкам, что и пенсионные фонды, просто их масштаб и сумма инвестиций на порядок ниже. 

Пока, получается, их роль как инвесторов экономики наименее значительна на фондовом рынке?

Любой инвестор приносит деньги в экономику. Любая копейка так или иначе приносит какую-то пользу. Конечно, страховые компании растут быстро и, так же как и пенсионные фонды, инвестируя, приносят деньги. Другое дело, что они более консервативные и менее долгосрочные. Если смотреть по объему роста, то у пенсионного фонда он самый высокий, следом идут страховые компании и рядовые инвесторы. По темпам роста они прибавляют в процентном соотношении примерно одинаково.

Поговорим немного о возможностях нашей биржи с вступлением Казахстана в Таможенный союз и ЕврАзЭС. Как вы оцениваете потенциальный интерес со стороны наших инвесторов к компаниям России и Беларуси? Помнится, у нас был опыт интеграции с Кыргызстаном, когда мы пытались две биржи объединить. Их компании запускались сюда на торговлю, но как такового интереса не было. Насколько наш интерес может проявиться к российским, белорусским компаниям, если мы их практически не знаем?

Во-первых, российский рынок более развитый. Там в большем объеме присутствует иностранный капитал, в большем объеме находятся и российские компании, которые листингованы на многих международных площадках. Они уже соответствуют всем мировым практикам корпоративного управления. Они находятся в той стадии, когда инвестор может им доверять и понимать, что происходит с компанией. Такие компании будут пользоваться спросом и у нас. У нас немало было инициатив и предложений, чтобы иностранные компании, которые имеют листинг на международных площадках, были допущены на листинг на Казахстанской фондовой бирже. Однако этот вопрос на данный момент не приоритетный. Потому что на нашем рынке есть и другие, более актуальные задачи. С другой стороны, почему мы идем к более совершенному корпоративному управлению? Потому что, так или иначе, наш инвестор начинает интересоваться более прозрачными компаниями. Таких эмитентов признают все фондовые рынки. Их информация распространяется одновременно среди всех инвесторов, и нашим компаниям нужно стремиться соответствовать этим стандартам.

Что еще нужно сделать, чтобы привлечь казахстанские компании на фондовый рынок, вывести их из тени и поднять на международный уровень?

Нужен диалог. Компания, которая хочет привлекать капитал, которая хочет расти и привлекать дополнительные деньги, должна уметь разговаривать с инвесторами. В свою очередь инвесторы, прежде чем дать деньги какой-либо компании, должны убедиться в ее прозрачности. Компания-эмитент должна использовать полученные от инвесторов деньги строго по назначению и не хранить у себя инсайдерскую информацию. Должен быть рейтинг, должны быть независимые директора и т. д. Одним словом, казахстанским компаниям нужно работать над своей корпоративной культурой и уметь выстраивать диалог с инвесторами. 

Олег Хе, Каким Данабаев

 

Комментарии
Добавление комментария
Имя:*
E-Mail:
или войдите через свой аккаунт:
О проекте
Самые просматриваемые материалы

В рамках специального мультимедийного проекта «Биржевая торговля: как стать капиталистом» Группой компаний «Business Resource» совместно с Центром Знаний Руководителя при университете "КИМЭП" был организован круглый стол. В качестве спикеров были приглашены вице-президент Казахстанской фондовой биржи «KASE»Андрей Цалюк и председатель правления АО «Коммеск Өмір» Дмитрий Жеребятьев.

Страна с интересом следит за развитием событий по развитию биржевого рынка. Кто-то относится к ближайшим перспективам фондового рынка скептически, но большинство экспертов уверены: оживление рынка ценных бумаг Казахстана не за горами. 

Казахстанский фондовый рынок вступает в новую полосу своего развития. С запуском программы «Народное IPO» ожидания игроков, экспертов и самой биржи таковы, что данный шаг станет магнитом, который сможет притянуть на биржу новых эмитентов и инвесторов.

«Народное IPO» это реальный инструмент, который может расшевелить казахстанский фондовый рынок. Такого мнения придерживается большинство отечественных акул финансового сектора экономики.

Сегодняшний отечественный инвестор, как правило, является представителем среднего класса, которому и предстоит создать активность на рынке ценных бумаг.

Тема приумножения собственного капитала всегда вызывает особый интерес. Ведь кто из нас не пытался найти достойное применение своим  сбережениям! Легко ли стать капиталистом?

Банк развития Казахстана 20 июля текущего года успешно разместил первый выпуск исламских облигаций «Сукук аль-Мурабаха». Данная инновационная сделка стала первым выпуском ценных бумаг – сукук – среди эмитентов на постсоветском пространстве. Это, по мнению экспертов, должно стать стимулом для развития рынка исламских ценных бумаг в республике.

 

На подходе старт программы «Народное IPO». В связи с этим возникают вопросы: как будет развиваться отечественная биржа и какие меры необходимо предпринять для формирования класса частных инвесторов в нашей стране? На эти и другие вопросы отвечает председатель Ассоциации управляющих активов Талгат Камаров