В рамках проекта «Биржевая торговля: как стать капиталистом» прошел круглый стол, организованный Группой компаний Business Resource при поддержке Центра знаний руководителя при университете КИМЭП. Во время круглого стола эксперты поделились своим мнением о формировании класса частных инвесторов и вероятности дефолтов эмитентов
Первый опыт
Андрей Цалюк,
вице-президент Казахстанской фондовой биржи КАSЕ
Я считаю, что первое размещение ценных бумаг в программе «Народного IPO» компании «КазТрансОйл», а это 40 миллионов акций, пройдет успешно. Дальше должен быть тщательно проанализирован опыт, как народ приобретал эти бумаги. Необходимо, чтобы на сайте «Народного IPO» все время публиковались исследования о том, что происходит с акциями компаний, которые участвуют в программе. Нужно разъяснять, почему они растут или почему они падают. Люди, которые решили участвовать в программе, должны все это отслеживать, совершенствовать свои навыки работы на бирже, проводить постоянную «работу над ошибками». Таким образом мы сможем добиться повышения культуры инвестирования. Если первый опыт инвестирования у населения будет положительным, то сработает сарафанное радио. Мне кажется, это действенная методика взращивания инвестиционной культуры у нас в стране. Я думаю, что пока наши брокеры, к сожалению, не задумываются над такими серьезными вопросами, как воспитание инвестиционной культуры у тех клиентов, которые у них существуют, хотя, возможно, я и ошибаюсь.
Что вы думаете О формировании класса частных инвесторов?
Вопрос доверия
Дмитрий Жеребятьев,
председатель правления АО «СК «Коммеск-Өмір»
Очень важно, чтобы сами эмитенты захотели, чтобы у них появлялись инвесторы. Возьмем, к примеру, «КазТрансОйл», выход компании на IPO – это инициатива государства, это оно проявляет заинтересованность в размещении акций. На самом деле здесь очень много моментов, связанных с нашей судебной системой и нашей готовностью доверять эмитентам. Для развития биржевого рынка и привлечения на него частных инвесторов должна быть выстроена система корпоративного управления в тех компаниях, которые будут выходить на биржу. Пока же люди предпочитают доверять свои сбережения банкам. Возможно, изменить ситуацию можно было бы с введением налога на депозиты для физических лиц. Это помогло бы обратить внимание инвесторов на фондовый рынок. Однако сейчас не самый правильный момент для этого, потому что в кризис мы не имеем права делать такие серьезные шаги. Поэтому банковская система пока и остается сильнее фондового рынка.
Не панацея
Андрей Цалюк, вице-президент Казахстанской фондовой биржи КАSЕ
Ответ на этот вопрос однозначный: да, такое возможно, причем у нас дефолты более возможны, чем, предположим, при британской регуляции. Потому что уровень корпоративного управления в казахстанских компаниях ниже, хотя требования, которые биржа сейчас предъявляет к корпоративному управлению, достаточно высоки. Признаться, хотелось бы еще более высоких требований. Например, до сих пор нам не удается ввести в листинговые требования обязательное наличие у компаний публичной дивидендной политики, хотя сейчас есть движение в этом направлении. Или, например, обязательность раскрытия информации о вознаграждениях топ-менеджеров. Это встречает определенное сопротивление на рынке. Однако беды, о которых вы говорите, возникают не из-за этих вопросов, конечно. Нужно смотреть на достоверность финансовой отчетности и насколько она отражает истинное состояние дел в компании. Кстати, сейчас мы рассматриваем возможность учитывать в листинговых требованиях рейтинги корпоративного управления. Но это тоже далеко не панацея. Рейтинг, как вы знаете, еще ничего не гарантирует, и последний кризис это хорошо показал.
Что вы думаете О возможности дефолта?
Корень всех зол
Дмитрий Жеребятьев,
председатель правления АО «СК «Коммеск-Өмір»
Сегодня вероятность дефолтов, к сожалению, исключить нельзя, во многом причиной тому – плохое корпоративное управление. Проблема с менеджерами существует во всем мире и является следствием непонимания между акционерами и управленцами компаний. Естественно, чем хуже корпоративное управление, тем больше получается менеджеров, которые желают работать на себя, а не на компанию и ее бренд. К сожалению, сегодня у нас эта тенденция присутствует. При этом следует отметить, что деньги, которые менеджерам доверяют компании, являются не их собственностью, а принадлежат самой организации. Зачастую об этом забывается. Поэтому вероятность повторения дефолтов всегда существует. И говорить о том, что все вопросы решены и таких менеджеров не будет, – это утопия, так как это огромная проблема не только доверия, но и знаний. Корень всех зол скрывается в том, что менеджера, который не знает, что делать и не понимает конкретных конечных задач компании, начинает нести не в ту сторону, иногда доходит даже до воровства. Задача инвесторов – не просто следить за отчетностью, а наблюдать за работой компании, смотреть на менеджмент. В этом и заключается основная задача инвестора. Он не должен опираться при принятии своего решения только на финансовую отчетность. Зачастую финансовая отчетность отражает состояние, которое было год назад, а не нынешнюю ситуацию.