финансы, инвестирование, капитал, ценные бумаги, фонды, фондовый рынок
09.04.2010, 19:41
Второе дыхание MBA
Второе дыхание MBAСтрахи остаться неудел у местной бизнес элиты подвели их к мысли получения бизнес-образования.

В 2009 году на рынке бизнес-образования произошел ряд изменений, вызванных влиянием мирового финансового кризиса. Прежде всего, изменения коснулись спроса на программы бизнес-образования, а также предложения бизнес-школ в ответ на новые потребности и предпочтения целевой аудитории. Основные тенденции динамики спроса на программы бизнес-образования характеризуются сокращением числа поступивших в бизнес-школы, а также реструктуризацией спроса, связанной, в частности, с изменением экономической ситуации, снижением благосостояния населения и инвестиций компаний в обучение сотрудников, изменением мотивации к получению бизнес-образования.

«Несмотря на кризис, спрос на бизнес-образование характеризовался тенденцией к увеличению, при этом по отношению к 2008 году существенно возросла востребованность одногодичных программ full-time MBA (69%) и программ flexible MBA (66%), - рассказал Profinance.kz директор по развитию компании Begin Group Михаил Каптюг. - В то же время спрос на программы part-time MBA – хоть незначительно, но увеличился с 42% до 45%. В тоже время востребованность двухгодичных программ full-time MBA оставалась стабильной, а спрос на программы Executive MBA сократился на 50%».

Согласно данным ассоциации бизнес-школ Graduate Management Admission Council, в 2008–2009 учебном годах наблюдалось повышение спроса на программы МВА, о чем свидетельствует рост количества сдававших тест GMAT на 7,6% по отношению к 2007–2008 учебным годам. Так ни снижение уровня доходов населения в связи с мировым финансовым кризисом, ни просчеты экономистов, обучавшихся в свое время по программам МВА, повлиявшие на формирование кризисной ситуации, не оказали негативного влияния на востребованность программ МВА.

Генеральный директор Moscow Business School Евгений Плужник в беседе с Profinance.kz поделился мнением, что в период кризиса наиболее востребованными стали краткосрочные семинары и тренинги антикризисной тематики. По его словам, на 13% выросло количество людей, посещающих программы по оптимизации работы персонала, и на 39% - по управлению проектами. Также собеседник отметил, что менее популярными стали только курсы, посвященные тому, как открыть свой бизнес.

Тенденции динамики спроса различались в зависимости от вида программ МВА. Так, для одногодичных программ full-time MBA и программ flexible MBA в 2009 году наблюдалось значительное увеличение количества абитуриентов по отношению к 2008 году (21% и 14% соответственно). Количество абитуриентов двухгодичных программ full-time MBA существенно не изменилось. Число желающих обучаться по программам part-time МВА увеличилось незначительно (7%), а количество поступающих на программы Executive МВА существенно сократилось — на 25 % по отношению к 2008 году.
Для привлечения слушателей на программы Executive MBA многие крупные бизнес-школы переориентировались с корпоративных на индивидуальных клиентов-слушателей, активизировав работу по формированию «именных решений». Таким образом, общее увеличение числа абитуриентов программ МВА, наблюдавшееся в 2009 году, было обеспечено повышением востребованности одно- и двухгодичных программ full-time MBA, а также программ flexible MBA.

Наряду с предоставлением студентам традиционных программ МВА бизнес-школы как правило, имеют специализированный MBA. Как говорит директор full-time МВА программы в Imperial College Business School в Лондоне Саймон Стокли, МВА по определению - это общая квалификация по менеджменту, поэтому мы не можем быть полностью уверены, существует ли вообще такое понятие, как специализированный МВА. Но, несмотря на подобное осторожное высказывание, популярность специализированных МВА программ в последние годы растет. Наиболее известными примерами являются: МВА в Виноделии от Bordeaux Management School, МВА в Футбольной индустрии от University of Liverpool, MBA в Нефтегазовом секторе от Шотландского Robert Gordon University.

Подобную популярность можно объяснить необходимостью экспериментирования и диверсификации в индустриях. На сегодня МВА насчитывает более 100 лет существования и, учитывая последние невзгоды в банковской и финансовой индустриях, деканы и директора программ пытаются придумать новые инновационные пути, чтобы обучить будущее поколение бизнес лидеров. По мнению профессора MIB Management School in Trieste(Италия) Владимира Нанут, в каждой индустрии есть высокообразованные люди, которые просто хотят продвинуться в существующей отрасли, и специализированный МВА может стать существенным преимуществом и подспорьем в выбранном карьерном пути.

Данная тенденция процветает в Европе и США. По последним данным, в Европейском союзе более 2500 студентов обучились на специализированном курсе МВА, по сравнению с 200 человек 10 лет назад. Появление данной ниши в программах MBA до сих пор воспринимается довольно противоречиво. Как говорит профессор ESSEC School of Management Алан Люмперер, подобная ниша на рынке МВА программ является благом для индустрии. Он поясняет, что в подобных программах присутствует элемент изысканности, который может бросить вызов международным топ бизнес-школам.

Михаил Коваль, специально для Profinance.kz


Теги: Бизнес образование, Исследование, Эксперт, MBA




Другие новости по теме:

 – Рынок бизнес-обучения в Казахстане в Казахстане сократился - 26.05.2009
 – Рынок бизнес-образования в Казахстане сузился - 28.05.2009
 – Юг Казахстана больше всего подходит для развития МСБ - 23.06.2009
 – Заниматься самосовершенством в кризис - не актуально - 27.05.2009
 – В Казахстане растет спрос на дистанционное обучение - 28.05.2009


Комментарии

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Добавление комментария

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Ваш комментарий:
Код:

обновить если не виден код
Введите код:

Тенденции



Опрос

Какие аналитические материалы вы хотели бы видеть на нашем сайте?

Обзоры рынков потребительских товаров
Обзоры отраслей промышленности
Финансовые обзоры
Макроэкономические обзоры
Анализ внешнеэкономических отношений РК и других стран

 

Популярные