Одной из основополагающих причин лидерства является наличие четко сформулированной цели у человека. Это доказали многочисленные исследования Гарвардского университета. Каждые 20-30 лет они анализируют биографию выпускников и пытаются найти причины их успеха или неудачи. В результате проведенных анализов выяснилось, что 83% выпускников не имели определенных целей. 14% имели четкую цель, но не изложили ее на бумаге, и лишь 3% респондентов определились с планами и записали их. Именно эти 3% выпускников являются наиболее успешными. Наша героиня относится к этим 3% людей, которые расписывают все планы. Впервые она написала свою цель в 1993 году, когда училась на пятом курсе института и собиралась выйти замуж. Написала, что через 10 лет станет кандидатом экономических наук, будет иметь двоих детей, дружную семью и будет жить в четырехкомнатной квартире в центре города. Прошло 10 лет, и в 2003 году все три цели реализовались.
Вера в себя
Так у Ляззат Ибрагимовой вошло в привычку постоянно записывать краткосрочные и долгосрочные цели. Постоянное планирование жизни воспитывает в ней веру в себя. Каждый раз, поднимая старые записи, она удивляется тому, что все цели достигнуты. К примеру, 3 года назад она писала, что хочет, чтобы ее старший сын учился в западном университете по специальности «финансы». Когда он окончил школу, было много подходящих вузов, но он выбрал университет в Англии.
«Когда ты шаг за шагом достигаешь маленьких целей, то ближе становится большая цель и появляется уверенность в своих силах», — говорит наша героиня. Изначально в формулировке целей и задач ей помогли книги по тайм-менеджменту. Особенно она любит читать Глеба Архангельского, по возможности посещает его семинары. «Для того чтобы успевать быть хорошей дочерью, ценным сотрудником, заботливой подругой, мамой и женой, необходимо постоянно уделять время окружающим людям. Нужно уметь делегировать полномочия», — продолжает она.
Интересно, как в таком плотном графике она находит время для планирования и записи целей? Оказалось, поездки за рубеж предоставляют ей такую возможность. Поэтому каждый раз перед поездкой она поднимает старые записи и берет учебники по тайм-менеджменту. Ведь анализирование пройденного периода тоже очень важно и нужно. Обычно она выезжает в загранкомандировки два раза в год, тогда и подводит итоги и ставит новые цели.
Еще один позитивный фактор планирования — понимание, что невозможно сразу достичь конечного результата. Этот процесс нужно поделить на определенные этапы. Например, чтобы защитить диссертацию, нужно сначала опубликовать статьи, найти оппонента, выступить на нескольких конференциях и т.д. Иными словами, надо планировать цели как проект, с конкретными сроками и с поправкой на реалистичность.
При этом каждый пункт должен подлежать выполнению. Нельзя думать, что можно перейти к следующему пункту, не доделав предыдущий. Это то, что героиня называет «правилом 10 000 часов», которое в своей книге выявил Малькольм Гладуэлл. По данному правилу, когда человек занимается профессиональной деятельностью, труд и упорное желание чего-то добиться исполняются через 10 000 часов работы в этой сфере. То есть, чтобы стать профессионалом выше среднего уровня, нужно заниматься своим ремеслом не менее 10 000 часов, то есть по 5-6 часов в день в течение 6 лет.
Наша героиня также считает, что важно не стесняться просить помощи. «Если вы хотите сделать что-то значимое, вы должны иметь смелость объявить об этом и попросить помощи. Этим правилом я руководствуюсь по отношению к своим подчиненным. Я делюсь с ними, чего я ожидаю от фонда, как бы хотела, чтобы он развивался, где он должен находиться через 3-5 лет. Когда сотрудники понимают правила работы и видят цель, то дальше мы движемся вместе. Я доверяю им, и каждый сотрудник пытается оправдать надежду и сделать больше», — рассказывает г-жа Ибрагимова. Так, по ее словам, в ФРП «Даму» часто повышение получают сотрудники из кадрового резерва. Ведь если директор показывает хорошие результаты, в этом есть и заслуга сотрудников. «Если мы повышаем директора, то на его место приходит кто-то из его департамента, чей вклад был самым значительным. Это стимул для всей компании. Все знают, что их труд оценят, и поэтому стараются работать лучше», — говорит Ляззат Ибрагимова.
Мой дом — моя крепость
В свое время Ляззат Ибрагимова 10 лет преподавала в университете такие предметы, как корпоративные финансы и финансовый менеджмент. Когда студентки спрашивали, какой предмет нужно учить, чтобы стать успешной, она отвечала, что надо успешно выйти замуж. Удачно в ее понимании это выйти за такого человека, который в тебя верит.
Сегодня наша героиня — счастливая мама троих детей. Когда она провожала старшего сына Гани на учебу, то написала ему письмо, где поблагодарила его за самостоятельность. Сейчас она благодарна своей 13-летней дочке Сабине, которая учится в «Назарбаев Интеллектуальной школе» Астаны в седьмом классе. «Я им благодарна за то, что они мне помогают. Они всегда были самостоятельными и не мешали мне работать. Даже младшего сына Олжаса, которому пять с половиной лет, я всегда благодарю. Он пошел в детский сад, когда ему был всего год, и сейчас самостоятельно учится читать и писать. А моя мама была профессиональным бухгалтером, но в 58 лет оставила свою деятельность, чтобы воспитывать внуков и дать мне возможность работать», — вспоминает наша героиня.
Поэтому Ляззат Ибрагимова твердо убеждена, что достигать самых важных целей в жизни нам помогают наши близкие и родные. «Я очень благодарна своей маме Жетен Ибрагимовой и мужу Булату Хамзину. Без них я бы не смогла сделать такую блестящую карьеру», — призналась она.