Лицо отечественного рынка телекоммуникационных услуг за последние годы сильно изменилось. Кризис и высокая конкуренция расставили всех по своим местам. Сейчас этот сегмент казахстанской экономики развивается в сторону инноваций. О существующих тенденциях в отрасли высоких технологий рассказал в интервью «&» коммерческий директор АО «ASTEL» Сергей Табакаев.
Можно сказать, что казахстанский рынок телекоммуникационных услуг довольно узок и все игроки знают друг друга в лицо. Скажите, как изменилась на данный момент ситуация с участниками и какие тренды вы наблюдаете?
Если говорить о тенденциях на рынке телекоммуникаций, которые присутствуют в корпоративном секторе, то можно обозначить два основных направления: поглощение крупными игроками отрасли более мелких, удешевление стоимости услуг на Интернет. Сейчас в нашем секторе остались такие игроки, как «Казахтелеком», «Транстелеком», «Кателко», KazTransCom и «Астел». Хотя еще 2-3 года назад очень активно работали такие компании, как «Арна/Дукат», 2DAY Telecom, Nursat. При этом они никуда не ушли, а были скуплены или просто поменяли поле своей деятельности. Вторая тенденция связана с падением цен на услуги телекоммуникаций. Вы можете это прекрасно наблюдать из многочисленных акций и рекламных роликов, которые транслируют наши СМИ.
Вы упомянули о концентрации рынка, в связи с этим возникает вопрос: насколько в этом плане активизировали свою работу сотовые операторы?
Они начали с создания собственных сетей. Beeline к этому пришел раньше, когда скупил компании, которые были до этого на рынке, и начал строить свою сеть по территории Казахстана. Не так давно было анонсировано, что TeliaSonera купила WiMax-бизнес у цифрового холдинга Alem Communications за $170 млн. Одновременно TeliaSonera договорилась с Visor Group о совместных инвестициях в компанию «КазТрансКом». Вы видите, процесс концентрации продолжается. Причем ядрами концентрации становятся сотовые компании, которые обладают огромным финансовым ресурсом и у которых потребность в управлении себестоимостью еще больше, чем у нас. Они пытаются строить свои собственные магистральные сети и не зависеть ни от кого.
Как обстоят дела с государственными закупками в сфере телекоммуникационных услуг?
Вы, возможно, заметили, что у нас свободный рынок становится все уже. Национальная компания Kazsatnet уже давно работает. Она имеет очень широкие полномочия с точки зрения единой мультисервисной (транспортной) среды для государственных органов Республики Казахстан (ЕТС ГО). Последними постановлениями им дали возможность заключать договоры со всеми государственными органами без проведения конкурса о государственных закупках. Вот на этом конкуренция и заканчивается. Если раньше на этом рынке работали мы, «Казахтелеком», а также Beeline и «КазТрансКом» и между нами шла конкурентная борьба за государственные закупки, то сейчас этого нет. Теперь Kazsatnet обязан заключить договор с государственным органом. Фактически происходит концентрация финансовых потоков в одной точке. Сейчас понятно, что они никакие не операторы. По этому поводу мы писали запросы в прокуратуру, для того чтобы прояснить, насколько обоснованно эта компания разослала всем государственным организациям письма с указанием перезаключить договор даже на текущий год с ними. Нам ответили, что в рамках существующих постановлений, существующего законодательства они делают все в рамках указанных полномочий. Так что у нас здесь с конкуренцией становится не очень.
Для того чтобы успешно конкурировать, игроки рынка анонсируют новые продукты и услуги для своих клиентов. В последнее время компании активно проводят информационную «бомбежку», связанную с облачными технологиями. Какие у вас ожидания от cloud computing?
Как мне кажется, облачные услуги сегодня переоценивают как таковые. Почему переоценивают? Потому что у нас есть пример с WiMax. Два-три года назад со всех сторон кричали про WiMax как про некую революционную технологию, которая изменит мир, а что мы видим на деле и кто, самое главное, кричал об этом? Кричали производители оборудования, которые живут на том, что продают железки. Облачные технологии приблизительно из той же оперы, но здесь ратуют в основном производители программного обеспечения. При этом возникает вопрос: какими каналами будут клиенты связываться с этим облаком? Производители программного обеспечения подразумевают, что у всех есть оптика и все играют по одним правилам для бизнеса. Однако бизнесмены начинают задаваться вопросом, как они могут свою бухгалтерию где-то на чужом сервере держать? «Конечно, мы знаем, кто его обслуживает, но мы не знаем, кто туда имеет доступ, кроме нас», — говорят они. Тут встает вопрос психологии. Поэтому насчет облачных технологий не все так просто.
Сергей, вы уже не первый год работаете в сфере телекоммуникационных услуг и знаете не понаслышке, какие недостатки существуют в нынешнем законе. Расскажите, что необходимо изменить, чтобы данная отрасль экономики развивалась более быстрыми темпами?
Непростой вопрос. Я бы, наверно, сказал про законодательство в таможенной сфере. Мы стали на это дело тратить больше, потому что были введены новые таможенные пошлины, которых в Казахстане раньше не было. Если раньше телекоммуникационное оборудование мы покупали из-за рубежа и оно нам обходилось дешевле, то сейчас получается дороже. Усложнилась система получения разрешительных документов. По большому счету после создания Таможенного союза нам стало сложнее с оборудованием, которое мы покупали из дальнего зарубежья, но стало проще с оборудованием, которое идет через Россию, поскольку убрали все таможенные пошлины. В Москве стало проще находить какое-то оборудование, в том числе и зарубежное. Российские компании, особенно те, которые занимаются ввозом иностранного оборудования, открывают по Казахстану свои филиалы. Крупные российские системные интеграторы получили определенное преимущество, и есть такое подозрение, что нашим внутренним компаниям будет очень сложно с ними конкурировать.
А в чем же вы тогда видите наши конкурентные преимущества?
Я думаю, что мы можем конкурировать только за счет нашего законодательства, в том числе по государственным закупкам, каких-то административных ресурсов. И второе — это знание на более тонком уровне подсознания нашего внутреннего рынка. То есть на наработанной клиентской базе и наработанных связях.