Продолжение серии постов о боевых буднях стартапа под названием Тикетон. На этот раз — про инвесторов, новый дизайн и подключение кинотеатров.
Для начала новости
Мы закончили разработку нового дизайна сайта и приступили к его внедрению. Текущий сайт Тикетона представляет из себя наскоро собранную «визитку», и на момент запуска это позволило сэкономить ресурсы во благо самой системы. Однако, сайт как по дизайну, так и по функциональности некоторое время уже не справляется со своими задачами, поэтому мы и начали работу над новым. Издалека можно подсмотреть 4 макета и сравнить с текущим ;)
Из основного — в середине октября провели первые тестовые покупки в астанинском кинотеатре StarCinema в Ханшатыре, а с завтрашнего дня начинаем тестирование онлайн-билетов для кинотеатра StarCinema Мега Алма-ата. Если все пройдет удачно, то в течение недели-двух проведем инструктаж кассиров и администраторов, и будем готовы к запуску.
Кстати, мы продолжаем искать сотрудника по техподдержке и работе с соцсетями.
Про поиск инвесторов и взаимоотношения с ними
Поскольку мы уже привлекли первичные инвестиции, и сейчас готовимся ко второму раунду, немного буду рассказывать об опыте. Возможно, это прописные истины, но от этого они не становятся менее ценными )
1) Smart Money
При поиске инвестиций для стартапа, не стоит забывать, что деньги — это второе, что может дать инвестор. Первое — это дополнительные ценности инвестора, в виде его ресурсов, контактов, возможно каких-то сопутствующих его основному бизнесу плюшек. Ведь инвестируя в ваш бизнес, человек становится частью его, и сам заинтересован помочь всем чем может. По крайней мере, должно быть так ;)
В идеале, вы должны создать себе выбор из нескольких потенциальных инвесторов и понять, с кем идти дальше, кто из них какую синергию может дать именно вашему бизнесу. Выбор непростой, важно не забывать, что вы выбираете себе партнера на ближайшие несколько лет, и на кону окажутся несколько лет успешной или неуспешной работы.
2) Доля инвестора
Инвесторы, как правило, входят в долевое участие в компании. При этом важно отдать не более 49% компании инвестору. Почему? Потому что даже чисто психологически вы как команда стартапа перестаете ощущать себя главным игроком, и переходите в более пассивную роль. Опытный инвестор сам откажется от доли более 49%.
С другой стороны, многие российские и западные блоги пишут, что не стоит отдавать долю более 20%. Это может быть актуальным для Запада, но пока практически не работает здесь, если только ваш бизнес не абсолютно уникален, чертовски привлекателен и трудноповторим.
Истина для казахстанских стартапов, пожалуй, где-то посередине между 25 и 49%.
3) Как найти инвестора?
На первый взгляд, поиск инвестора может показаться невыполнимой задачей. На самом деле, она хоть и тяжела, но при хорошей подготовке и интересном стартапе вполне выполнима. Потенциальными инвесторами могут быть ваши бывшие или нынешние начальники, давние друзья или их руководство, возможно даже просто люди, которые активно пишут в казнете про свой бизнес. Выходите на контакт, пробуйте, общайтесь. И общаясь, параллельно развивайте ваш стартап, по мере его развития он становится все более ценным для инвесторов )
Пока на этом все, следите за следующими постами!