Взаимоотношения стартаперов и инвесторов напоминают замысловатую шахматную партию. Каждая из сторон, прежде чем на что-то решиться, пытается предугадать сразу несколько вариантов развития событий. Разложить эту сложную партию на простые ходы взялся спикер начавшейся вчера конференции iРrof12 Евгений Калинин.
По его словам, стартаперы и инвесторы все время находятся в состоянии активного поиска. Разница только в том, что первые ищут деньги, а вторые — потенциально успешные проекты. Все это превращается в некую игру. Стартапер из кожи вон лезет, чтобы доказать инвестору, что настал тот момент, когда нужно вкладывать деньги. А инвестор с еще большей въедливостью изучает стартап.
Поэтому Евгений Калинин советует стартаперам начинать привлекать деньги в проект только в тот момент, когда стартап готов к масштабированию. «Инвестор будет согласен дать деньги только тогда, когда вы сможете продемонстрировать, как именно будут появляться деньги, на которые он рассчитывает в итоге. А для этого нужно сначала сделать какой-то прототип или даже готовый продукт, выстроить некоторую бизнес-систему», — поясняет спикер конференции. Кроме того, прежде чем отправиться на поиск инвесторов, по его словам, необходимо позаботиться об «упаковке» проекта, под которой подразумеваются презентация, понимание, в чем заключается данный бизнес, на что именно нужны деньги и почему их должны дать именно вам.
«Привлечение денег — это своего рода продажа. Поэтому и процесс здесь аналогичный. Нужна PR-кампания. Сначала вы рассылаете информацию инвесторам, затем вы начинаете с ними общаться. И прежде чем вам дадут денег, вам не один раз укажут, что нужно доделать или переделать. И к этому нужно быть готовым. Очень редко проекты приходят готовыми для вложения денег», — говорит г-н Калинин. Поэтому, по его словам, когда стартапер идет за деньгами, важно, чтобы бизнес мог какое-то время развиваться без тех денег, на которые он рассчитывает.
Но поиск инвесторов — это не единственный способ запустить стартап. Еще один вариант — это привлечение в проект безвозмездных денег за счет различных программ поддержки МСБ, конкурсов и грантов. «Все эти деньги даются проекту просто так либо на более выгодных условиях. Многие стартаперы делают ставку именно на это. Но такие средства порой расхолаживают и приучают проект к существованию в искусственной среде. Столкнувшись с рыночными условиями, стартапер оказывается не готов к имеющимся вызовам». Таким образом, чтобы проект был жизнеспособным, его лучше сразу закалять в реальных условиях рынка.