На протяжении многих лет Казахстан позиционировался исключительно как нефтяное государство. однако в нашей стране развиваются и поднимаются другие отрасли промышленности, такие как металлургия. Эта отрасль одна из первых в списке отраслей с наибольшим инвестиционным потенциалом в ближайшие годы. Есть ли шансы у горнометаллургического комплекса страны стать двигателем отечественной экономики? ответ на этот и другие вопросы искали участники специального круглого стола, организованного Группой компаний Business Resource совместно с KBTU.
Согласно исследованию «Эрнст энд Янг», горнодобывающая и металлургическая отрасли в Казахстане являются вторым номером среди отраслей с наибольшим инвестиционным потенциалом в ближайшие три года. По результатам исследования, 23% опрошенных инвесторов считают, что эти отрасли будут интересны для инвестирования. Для сравнения: инвестиционную привлекательность нефтегазовой отрасли отметили 30% инвесторов. Так не исключено, что со временем отечественный ГМК сравняется с нефтегазовым сектором по инвестиционному потенциалу.
Сегодня отрасль ориентирована в основном на экспорт сырья и первичных металлов, что может сыграть злую шутку с нашей страной. По словам проректора по инновационной деятельности KBTU д.т.н., профессора Багдаулета Кенжалиева, доля ГМК в общем объеме экспорта страны составляет сегодня 20%. «Горнодобывающая и металлургическая отрасли приносят 10% от общей экспортной прибыли страны. Практически 80% добытой и произведенной руды поставляется на внешний рынок»,— отмечает г-н Кенжалиев. Таким образом, мы снабжаем другие страны сырьем, которые, переработав нашу руду, продают полученную продукцию с добавленной стоимостью.
Однако доходы Казахстана от экспорта могут сократиться. В первую очередь это связано с появлением конкурентов. Во-вторых, в связи с замедлением экономического роста основных стран-импортеров спрос на металл уже начинает уменьшаться.
Как рассказал начальник отдела отраслевой аналитики АО «БТА Секьюритис» Сергей Франгулиди, на международных рынках у Казахстана появляются серьезные конкуренты. Одним из них является Монголия. «Эта страна начинает уходить вперед за счет крупных проектов, в частности, «Ою Толгой». Преимущества Монголии — это низкая цена производства и доступ к рынку Китая», — говорит эксперт.
Что касается ситуации на международных рынках, то здесь Сергей Франгулиди отмечает ценовое давление на сырьевые товары. «Очень сильно падают в последнее время цены на медь, железную руду, алюминий. Это происходит вследствие нестабильных ситуаций на финансовых рынках, долгового кризиса Европы и замедления темпов роста экономики Китая»,— поясняет эксперт. А поскольку Китай и Европа являются основными потребителями казахстанской горнорудной продукции, нам, по всей видимости, придется искать других импортеров или разворачиваться на внутренний рынок.
Однако чтобы начать развитие внутреннего рынка отрасли, ей нужна серьезная модернизация. «ГМК оказывает большое влияние на формирование микроэкономического показателя страны. Если будет реализовано производство высших переделов цветных металлов, мы сможем поднять долю ГМК в структуре ВВП как минимум в полтора раза», — говорит г-н Кенжалиев.
Пока же, по его словам, инвестиционные проекты в основном ориентированы на первый, второй и третий переделы. «Все деньги направляются туда, а в четвертый и пятый передел — очень мало. Основная проблема отрасли— это сырьевая направленность», — добавляет профессор. По его мнению, виной тому отсутствие тесной связи науки и производства, а также недостаточная обеспеченность отрасли квалифицированными кадрами. «Затраты на НИОКР предприятий ГМК в Казахстане не превышают 1% суммарных затрат на производство, хотя в зарубежных странах это около 10%», — говорит г-н Кенжалиев. Поддерживает проректора по инновационной деятельности KBTU в этом вопросе и директор алматинского филиала Агентства по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ) Нурлан Махмудов. «На ведущих мировых рынках очевидно наступление нового кризиса. Понимая, что этот кризис может отразиться на нашей металлургической отрасли, необходимо задействовать свои внутренние резервы. Нужно тесно связывать науку и производство. Я думаю, что действительно пока уровень технологий, используемых в нашей горно-металлургической отрасли, еще очень далек от совершенства…» — делится своей точкой зрения г-н Махмудов.
По словам директора алматинского филиала АИРИ, Казахстану нужно не искать новые рынки для сбыта металла, а выходить на более высокие переделы. «Несмотря на то что у нас не такой емкий рынок, мы можем производить уже готовые изделия для России, Китая и всего остального мира»,— говорит эксперт.
В свою очередь Сергей Франгулиди отмечает, что в этом случае нужно будет как-то решать проблему удаленности Казахстана от морских транспортных путей. «Логистические проблемы здесь очень серьезные. Транспортировка в страны Юго-Восточной Азии может оказаться очень дорогой»,— говорит г-н Франгулиди.
В вопросе производства более высокого передела эксперт «БТА Секьюритис» также подчеркивает важность науки. «Здесь у нас есть два варианта. Один из них — нам нужно как-то получить доступ к технологиям через создание СП. Потому что все технологии транснациональные компании держат у себя и рынки сейчас поделены. Другой вариант — это пытаться с помощью науки делать что-то самим, с надеждой, что через 10-20 лет в Азии появятся драйверы роста и она не сможет без нас», — заключил он.
Таким образом, у Казахстана, по всей видимости, один выход — создание собственных перерабатывающих производств металлургической промышленности, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью. Возможно, тогда мы сможем обеспечивать как рост производства высокотехнологичной продукции, расширение ее экспорта на внешних рынках, так и удовлетворение потребностей внутреннего рынка.
P. S. Редакция газеты выражает благодарность KBTU за предоставление дискуссионной площадки для проведения круглого стола, а также экспертам, принявшим участие в нем. Напоминаем, что данный проект будет проходить ежегодно. Мы будем рады любым вашим предложениям и идеям, а также надеемся на обратную связь.
Екатериан Корабаева