финансы, инвестирование, капитал, ценные бумаги, фонды, фондовый рынок

20.07.2010, 14:09
Диплом – на стенку?
Диплом – на стенку?Будущие «настенные украшения» для абитуриентов’2010 еще не выведены аналитиками в рейтинг вроде «Серебряной калоши». Однако, подстегнутые кризисом, люди считают деньги и хотят понять, за то ли платим? Куда и на кого пойти учиться, чтобы диплом, даже иностранный, стал настоящей путевкой в жизнь?

Достойные учебные заведения в стране можно пересчитать по пальцам. Самореклама вузов сегодня настораживает – достаточно вспомнить скандал в КИМЭПе. По словам бывших преподавателей, которые обратились с открытым письмом к президенту, институт «измучен финансовыми и административными проблемами». В свою очередь активисты молодежного движения «Абырой» требуют отставки министра образования и науки Жансеита Туймебаева, который, по их утверждению, закрывает глаза на коррупцию в Атырауском госуниверситете. Мы еще помним выступление чрезвычайного комитета родителей студентов и учащихся Казахстана против массовых отчислений за неуплату и его требование перерасчета стоимости обучения. Неудивительно, что в последнее время усилились попытки поднять статус отечественного образования, и у абитуриентов’2010 уже больше возможностей. Впрочем, подводных камней при выборе тоже хватает, и не только в нашей стране. Как их обогнуть и вырулить к свету знаний?

На пути к «хит-парадам»

В только что открывшемся в Астане Nazarbayev University будущих медиков, программистов, инженеров, энергетиков и даже нанотехнологов станут готовить по мировым стандартам. Лекции на английском от профессоров из Кембриджского университета плюс дипломы международного образца. Стоимость обучения на таком же уровне – 19 000 долларов в год (впрочем, предусмотрены 500 грантов). С чуть меньшими амбициями действует Казахстанско-Немецкий университет в Алматы: на подготовку экономистов, технарей и гуманитариев, причем с продолжением учебы на родине Гегеля, Маркса и Рентгена ФРГ направляет ежегодно 3,5 млн евро. По распоряжению президента двум другим грандам – Евразийскому национальному университету им. Л. Гумилева и КазНУ им. Аль-Фараби ежегодно выделяют 2 млн долларов – для приглашения известных ученых и для стажировки докторантов в мировых научных центрах.
Новые образовательные бренды Казахстана создаются в форме холдингов: зарубежный вуз-партнер разрабатывает учебную программу, дает преподавателей, налаживает контроль качества и нередко перечисляет необходимые суммы. В итоге выпускник получает двойной диплом, котирующийся у нас и во всем мире. Поступление в такие заведения равнозначно поступлению в университеты США или Европы не только по уровню стоимости учебы, но и по степени сложности. Экзамены проходят по международным системам тестирования – TOEFL, IELTS, тесты типа SAT/ACT на Bachelor, GMAT, GRE (для магистров). Власти видят в таком подходе двойную выгоду: и деньги остаются внутри страны, и в мировых рейтингах станем заметнее.
Вопрос, почему четыре вуза соседней России – МГУ, СПГУ, Новосибирский и Томский госуниверситеты – вошли в авторитетнейший топ-500 британской компании QS и газеты Times, а наших там нет ни одного, объясняется просто. Участие в таких рейтингах для бывших союзных республик – тропа до сих пор нехоженая. Отечественная научная деятельность (по которой оценивают позиции в «топах») не выходит в большой свет из-за трудностей перевода. В буквальном смысле. «Нужно научиться переводить научные издания хотя бы на один из международных языков, – поясняет профессор-лингвист Виктор Дроздов. – Систематические англоязычные публикации и культура их оформления повысят показатели исследований, а значит, и наших вузов, в которых они проводятся». Решает дело и такой критерий, как количество задействованных ученых мирового уровня.

Заграница нам поможет?

Реформаторы от образования ссылаются на США и Европу и нередко на Японию – мол, необходимо перенять очевидный успешный опыт. Но, по мнению аналитиков, «страна самураев», например, априори не может быть образцом – ее культуру и менталитет невозможно ни повторить, ни адаптировать за пределами самой Японии. История показывает: учиться, работать и жить по-японски по силам лишь самим японцам. Поэтому выбирать для получения знаний страны с выраженным традиционным менталитетом нежелательно.
Что до западной модели, где учебные программы отличаются узкой направленностью, то это тоже медаль с двумя сторонами. В идеале выпускники вузов должны выходить специалистами по полной программе. Но зачастую происходит и так, что, кроме как высокопрофессионально закрутить гайки на синхрофазотроне, узкий специалист с иностранным дипломом ни на что более не способен. «На Западе целью ставится не научить студентов мыслить самостоятельно, а дать им практические знания», – негодовал в свое время Хорхе Хирш, тот самый, который придумал знаменитый ныне «индекс Хирша» (показатель продуктивности ученого, основанный на количестве его публикаций и количестве их цитирований). Он активно пытался решить эту проблему, создавая общие учебники для всех. Пока полмира копило деньги на учебу в Гарварде, он выяснил, что средний уровень грамотности американцев в начале XX века был в разы выше, чем к началу XXI. Причина в дифференциации учебных курсов и, как следствие, знаний.
Тотальное сокращение общеобразовательных программ в США связывают с постоянным повышением оплаты за учебу. Еще дороже «гранит науки» обходится тем, кто едет учиться в другой штат (или прибывает из-за границы). Поэтому студенты частных вузов перед каждым семестром выбирают таких преподавателей, которые дадут им возможность набрать нужное количество баллов для более быстрого получения диплома. Выглядит это так, будто знания всех волнуют в последнюю очередь. Тем не менее по уровню образования и науки США занимают лидирующие позиции. Тон задают элитные заведения и их учащиеся – достаточно назвать Гарвард, Принстон, Йель, Калифорнийский университет в Беркли, Вашингтонский университет и еще больше дюжины вузов. У российских флагманов, в первую очередь МГУ и МГИМО, ситуация еще лет пять назад была намного лучше. Но здесь другие подводные камни – большинство студентов вынуждены работать или подрабатывать, ну и пропускать занятия. Главное же отличие российского образования от западного в том, что в первом случае масса предметов носит универсальный характер, во втором – чисто прикладной, предельно привязанный к современной ситуации. Спор, что лучше для успешной карьеры, не решен. На первый взгляд все усложняющиеся процессы управления и производства требуют все сужающейся специализации. С другой стороны, воротилы бизнеса и политики в России да и на всей территории бывшего Союза сплошь закалялись в родных вузах. Наконец, пресловутая «утечка мозгов» наблюдается лишь в одном направлении – из России на Запад: российские специалисты, особенно в области высоких технологий, в большом мире нарасхват.

Голая теория и «рабочие руки»

Однако разрыв между высшим образованием и рынком труда на постсоветском пространстве существовал всегда. На этот счет даже сложилось безапелляционное утверждение: «Пришел в институт – забудь, чему тебя учили в школе. А на работе забудь, чему учили в институте». «Задача высшей школы – дать максимально общие, фундаментальные знания. Обучать конкретным, узким специальностям в университете невозможно, – объясняет Рахман Алшанов, ректор университета «Туран» и президент Ассоциации вузов Казахстана. – Поэтому в подготовке специалистов идеальна формула: бакалавриат дает широкие и необходимые для определенной отрасли знания, а специализированные учебные центры доводят их до кондиции». Но в нашей стране формула пока не срабатывает. «Мы в образовании взяли западную модель: бакалавриат – магистратура – докторантура, а производственники не создали свою часть, – продолжает г-н Алшанов. – В итоге из-за образовавшегося вакуума проваливается подготовка кадров». Хотя и в далекие времена действия формулы «пришел – забудь» адаптация к будущей работе начиналась уже в ходе учебы – в виде обязательной практики студентов в учреждениях или на производстве. И наоборот, сегодня в Казахстане нередки случаи, когда даже будущих специалистов стратегических отраслей, например нефтегазовой, к практике не допускают на пушечный выстрел.
Не блещет и отечественный профессорско-преподавательский состав. «Главной мыслью каждого наставника в идеале должна быть – как обучить студентов и передать им свой накопленный годами опыт, – делится профессор одного из алматинских гуманитарных вузов. – А на деле большинство ученых мужей из года в год читают одни и те же лекции да разъясняют научные термины, с которыми знакомы лишь в теории». Причины обучения «спустя рукава» самые тривиальные: низкая заработная плата, такие же социальные гарантии и осознание собственной профессиональной и социальной никчемности. В наших реалиях и ввиду упущений в государственной идеологии и пропаганде в почете разве что нефтяники да банкиры, тогда как преподаватели вузов, не говоря уже о школьных педагогах, вызывают лишь снисходительные улыбки.
Идея расширить программы по обмену студентами в применении к казахстанскому рынку труда выглядит как минимум странно: отучившись на Западе, многие выпускники не могут на родине найти себе достойного применения. И новоиспеченные кадры долго не раздумывают над предложениями от иностранных компаний, где удастся трудиться по выученным в заграничном вузе параметрам. Проблемой озаботился уже и президент. Так, чтобы стипендиаты «Болашака» не отрывались от казахстанской среды, глава государства настаивает на их стажировках в период летних каникул в госорганах, научных институтах и национальных компаниях.
Еще три-пять лет назад сохранялся ажиотаж вокруг профессий «юрист-экономист» и на соответствующие факультеты выстраивались очереди. В позапрошлом году перешагнуть через свои амбиции выпускникам школ «помог» кризис. Многие специалисты высшей квалификации в одночасье остались не у дел, а вот нехватка рабочих рук катастрофически растет. «Сегодня «модные» профессии, по которым трудно найти работу, просто не пользуются прежним спросом, – комментирует Рахман Алшанов. – В ряде заведений набор на юридические факультеты резко сократился. Практически закрылись все юридические вузы, а действующие расширились за счет других специальностей». Родители не заинтересованы платить за учебу по тем специальностям, по которым их дети потом не смогут трудоустроиться.
«Несмотря на снижение в вузах «экономистов-юристов», спрос со стороны реального сектора экономики на высококвалифицированных специалистов-технарей не удовлетворен», – отмечает Владимир Мацов, директор Центра карьеры КазАТиСО, президент консалтинговой Global Synergy Company. По его словам, это связано главным образом с форсированием индустриально-инновационной стратегии Казахстана с акцентом на развитие высокотехнологичных производств, требующих новых подходов и методов управления, людей со знанием самых последних достижений науки и техники. Как в Японии, где около 30% рабочих мест занимают специалисты с высшим образованием.

Гранит науки на вкус и цвет

Какие же вузы по форме собственности лучшие, покажет время, считают эксперты. Так, количество выпускников негосударственных учебных заведений имеет тенденцию к снижению. По данным Global Synergy Company, если в 2009 году доля окончивших частные вузы составляла 50,5%, то в 2010-м этот показатель снизился до 50,1%. Эффективность вуза, а следовательно, и его имидж зависит от ряда факторов. Во-первых, от качества абитуриентов, уровня их общеобразовательной подготовки, отношения к учебе и своей будущей профессии. Во-вторых, от стоимости образования, позволяющей вузу создать учебно-методическую и научно-техническую базу для качественной подготовки специалистов и выплачивать достойную зарплату профессорско-преподавательскому составу, стимулируя развитие здоровой конкуренции и повышение научно-педагогического уровня. В-третьих, от наличия системы непрерывного взаимодействия с выпускниками и работодателями. В-четвертых, от организации комплексного изучения рынка в целях актуализации образовательных программ. И наконец, от заинтересованности вуза в участии в прикладных и фундаментальных научных исследованиях.
Что до широты выбора профессии, то казахстанские абитуриенты’2010 могут специализироваться более чем по 100 направлениям. При поступлении следует учитывать, что наиболее востребованы специалисты в сфере торговли, бухгалтерского учета, банковского дела, маркетинга, медицины, инженерного дела и информационных технологий. Кстати, в Алматы уже второй год действует созданный по инициативе президента Международный IT-университет, куда вне конкурса приглашают не только обладателей «Алтын белгi», но и призеров (1, 2 и 3-е места) международных и республиканских олимпиад по математике, физике и информатике. Занятость в области информационных технологий устойчиво растет – число профессионалов на сегодня превысило 600 тыс. человек. В силу отраслевой специфики в Казахстане востребованы металлурги, горняки, нефтяники и газовики, работники транспорта и связи, технологи-пищевики.
«В Казахстане ежегодно возвращаются, сдаются десятки лицензий на специальности, не пользующиеся спросом, – рассказывает Рахман Алшанов. – Поэтому все больше высших школ заключают договоры с работодателями, согласуют с ними учебные планы и программы, организуют прохождение практики, создают департаменты рынка труда, чтобы выпускники своевременно нашли работу. Никакому вузу не нужна слава, что его выпускники не могут трудоустроиться».

Цена вопроса

Другое дело – кто и как именно научит? С переходом высшего образования на англо-американскую модель, то есть на кредитную технологию обучения, вузы получили право самостоятельно определять более 35% программ путем разработки и внедрения так называемых элективных курсов (то есть по выбору учащихся). Здесь необходима постоянная актуализация программ, исследования рынка труда, анализа требований работодателей к качеству подготовки специалистов. И снова получается замкнутый круг. «Знания, получаемые на студенческой скамье, зачастую оторваны от практики и не актуальны, а читаемые курсы – результат переработки зарубежных учебников, а не исследований рынка», – резюмирует Владимир Мацов. Да и в трудоустройстве выпускников отечественным вузам похвастаться пока нечем. Согласно выводам экспертов, только три-четыре наших выпускника из 10 работают по специальности, тогда как в Великобритании, например, этот показатель равен девяти.
«Возможности, которые дает выпускнику диплом, определяются не только качеством его подготовки, но и имиджем самого вуза, который, в свою очередь, зависит, например, от уровня общественного признания, аккредитации, качества профессорско-преподавательского состава, степени трудоустройства выпускников», – считает Владимир Мацов. Если дипломы ведущих зарубежных вузов являются документом, гарантирующим работодателю качество подготовки специалиста, то наши «корочки» – лишь формальным (государственным) признанием высшей квалификации гражданина.
При этом обучение в казахстанских альма-матер обходится в среднем в 1780 долларов в год и не может быть менее 80% государственного образовательного гранта. В американских колледжах год обучения варьируется в пределах 5–15 тыс. долларов, а в университетах – от 15 тыс. до 30 тыс. долларов. Европейские страны и здесь славятся своим демократизмом. Так, в Испании год обучения в вузе стоит 700–2000 евро, в Бельгии и Нидерландах 2000–6000 евро, в Чехии – 2000 – 10 000 евро, во Франции – 6000–10 000 евро.
Учитывая суммы, встает вопрос о быстрой окупаемости инвестиций в образование. И, конечно же, наиболее эффективно это удается специалистам с высокими заработками. Так, на начало текущего года в число наиболее высокооплачиваемых структур вошли транснациональные компании со среднемесячной зарплатой в размере 317,5 тыс. тенге, финансовые компании – 176,6 тысячи, горнодобывающие предприятия – 165,6 тысячи, предприятия транспорта и связи – 114,4 тысячи, строительные организации – 106,7 тысячи, промышленные компании – 105,9 тыс. тенге.

Учиться, учиться и еще раз учиться!

Диплом – на стенку?
Что же важнее для карьериста – суперпрестижный диплом или реальный опыт работы? Специалисты утверждают: университетские знания морально устаревают, как только выпускник перешагивает порог офиса. Пополнять багаж знаний и вооружаться новыми навыками им помогают частные тренинги, семинары, мастер-классы. Получается, потратив время и деньги на высшую школу, приходится идти на дополнительные (и немалые!) расходы. Хорошо еще, если их берет на себя работодатель.
Однако, как сообщила нам глава Ассоциации бизнес-тренеров Казахстана Майя Цыганенко, 70% работодателей страны урезали бюджеты на обучение сотрудников. Сам рынок бизнес-обучения сократился до 50%. Правда, в основном пострадали краткосрочные курсы дополнительного образования.
Удачным решением в условиях кризиса и минимизации бюджетов становятся программы дистанционного обучения. В Казахстане спрос на них повысился почти на 20%. Эксперты уверены: такая форма обучения удобна, когда оперативно вводятся новые продукты или необходимо срочно донести информацию до большого количества людей, а также если у организации много филиалов на большом расстоянии. Преимущества е-learning и в низкой стоимости по сравнению с открытыми программами обучения и экономия бесценного времени. Однако всегда следует помнить: дистанционные вузы – более приемлемый вариант для тех, кто уже выучился безо всякой дистанции между собой и живыми преподавателями с живым словом. То есть имеет хотя бы одно высшее образование.


Читатели «РБК ЦА» – о своем образовании и карьере

1. Где выучились и по какой специальности?
2. Как образование помогло в карьере?
3. Что еще способствовало вашей самореализации?

Татьяна Жумартбаева, гендиректор ИФК Integrity
1. КазПТИ им. В.И. Ленина (ныне КазНТУ им. К.И. Сатпаева), Алматы, «металловедение». Аспирантура Института космических исследований АН РК. Кандидат технических наук.
2. Образование - это база, потенциал. А как его использовать, зависит от самого человека, его характера. Вы можете носить свои знания в рюкзаке и приклеивать к нему дипломы, а можете использовать его, рисковать и получать опыт, навыки. Так формируется внутренний мир, ты осознаешь, кто ты и чего хочешь. И уже из намерений рождаются действия.
3. Базовое техническое образование дает возможность использовать системный подход ко всем вопросам: любую проблему я вижу целостно, поэтому и решить мне ее гораздо легче. Мне повезло с научным руководителем - профессором А.А Пресняковым, который учил: в науке авторитетов нет, следует все подвергать сомнению - чтобы найти истину.

Айгуль Касымова, дизайнер (постоянный участник Kazakhstan Fashion Week)
1. АФДТИЛПП (ныне Алматинский технологический университет), художник-модельер.
2. Поскольку я попала в первый выпуск, нам пришлось учить по полной программе и конструирование, и технологию. Было тяжелее, чем основному курсу, но сейчас все эти знания весьма кстати.
3. И все же институтские знания – голая теория, поэтому без практического опыта не обойтись. А еще в моей работе очень важны внутренний настрой и стремление.

Рахман Алшанов, ректор университета «Туран», президент Ассоциации вузов Казахстана
1. КазГУ им. С.М. Кирова (ныне КазНУ им. Аль-Фараби), «политическая экономия».
2. В учебе много внимания уделялось методологической подготовке, формированию аналитического мышления, активной жизненной позиции. Стоит ли говорить, как это помогает в самореализации?
3. Учусь все время, стараюсь всегда быть в форме. Веду активную общественную деятельность. Но главное – выдвигаю и провожу в жизнь актуальные идеи. В их числе – первый частный университет «Туран», колледж, лицей, Академия «Туран-профи» и проведение первого инновационного конгресса.

Дмитрий Жеребятьев, председатель правления страховой компании «Коммеск-Омир»
1. Ленинградский государственный технический университет (ныне СПбГТУ), «система управления летательными аппаратами».
2. Системы управления во всех сферах общие, потому что строятся на одинаковых принципах согласования и контроля. Это способствовало моему становлению как руководителя.
3. Два года работы по распределению после окончания университета – а направлен я был в Москву в 1991 году – стали для меня настоящей школой жизни. Тогда я увидел все сложности окружавшего мира и научился выживать.

Кайрат Мажибаев, президент компании Resmi Group
1. Алма-атинский государственный медицинский институт (ныне КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова), педиатрический факультет, клиническая ординатура на кафедре детских болезней. Кандидат медицинских наук. В 2002–2004 гг. прошел обучение по менеджменту в одном из известных университетов США.
2. Мои «базовые элементы» по бизнесу во многом из медицины и от родителей,
известных врачей-педиатров. Это установки на практический результат,
постоянную работу над собой и готовность помочь в любой момент.
3. Благодаря родительскому примеру у меня не было сомнений в том, кем хочу
стать – конечно же врачом! Другое дело, что в 1990-е годы возможности для
фундаментальных научных разработок в нашей стране просто отсутствовали.
Реализоваться в науке тогда можно было только за границей. Но появились
новые перспективы – в менеджменте и бизнесе. Это было именно то, что я
хотел: получить качественно другую интеллектуальную среду для
самореализации. Мне повезло: я учился, конкурировал, общался с очень
яркими, образованными, амбициозными людьми.

Владимир Мацов, директор Центра карьеры КазАТиСО, президент консалтинговой Global Synergy Company
1. Омский государственный педагогический университет, «педагогика и МНО». Наманганский государственный инженерно-педагогический институт, «финансы и кредит».
2. Знания в психологии и педагогике, в области финансов позволили мне сделать успешную карьеру в частном бизнес-образовании. Помимо основной работы руковожу собственной компанией, к работе которой привлекаю своих студентов и лучших выпускников.
3. Считаю полученный уровень образования достаточным стартовым условием своего карьерного роста, но достигнутым не ограничиваюсь. Планирую в ближайшей перспективе окончить научно-педагогическую магистратуру по направлению «экономика», а в последующем защитить докторскую диссертацию.

Петр Потапов, гендиректор производственного холдинга Vita
1. Московский авиационный институт, инженер-конструктор летательных аппаратов.
2. Нас учили ориентироваться в современном мире, отслеживать вероятных конкурентов и противников, постоянно давать себе отчет: что ты собой представляешь и насколько продвинулся в личностном и профессиональном плане. Все это особенно помогло мне во времена перехода к рынку.
3. Отсутствие стартовых условий, например капитала, заставляло меня самому пробивать себе дорогу. Также нужно быть честным по отношению к себе и к людям – без моральных принципов невозможно состояться как личность.

Алина Кириловская, Денис Щербаков






Другие новости по теме:

 – Стоимость обучения в некоторых казахстанских вузах повысилась более чем в 2 раза - 25.06.2009
 – Профилактика безработицы - 31.10.2009
 –  Без государства не обойтись - 22.07.2008
 – Неосвоенные льготы - 26.10.2009
 – Как выбрать школу МВА - 19.07.2010


Комментарии

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Добавление комментария

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Ваш комментарий:
Код:

обновить если не виден код
Введите код:

Портфолио



Опрос

Из каких источников вы предпочитаете узнавать новости?

Информационные сайты и веб-порталы
Телевизионные выпуски новостей
Ежедневные газеты
Выпуски новостей в эфире радиостанций
Рассылка новостей, поступающих по электронной почте
Не нуждаетесь в получении новостей

 

Точки продажи 'Бизнес и Власть'

 

Популярные