- Инструменты
-
Банки
- Банки Казахстана
- Финансовые показатели
- Показатели доходности
-
Страховые компании
- Страховые компании РК
- Финансовые показатели
-
Пенсионные фонды
- Пенсионные фонды РК
- Обзор пенсионной системы
- Финансовые показатели
- Доходность НПФ
- Материалы
- Форум
- Қазақстан Іскері
- Игра "Биржа"
- Работа
Презумпция невиновности для налогоплательщика
14 мая 2008, 15:09
В 2008 году выйдет в свет новый налоговый кодекс. Бизнес Казахстана, в этой связи, иллюзий не питает. Представителям реального бизнеса было задано три вопроса:
1. Владеет ли бизнес информацией об изменениях вносимых в налоговый кодекс?
2. Учитываются ли интересы бизнеса, при состовлении кодекса?
3. Какие изменения ждет бизнес?
Ергали Бегимбетов, председатель правления АО «Страховая компания «Лондон-Алматы»:
1. Честно никакой информацией не владею. Мне сложно говорить, мы работаем в страховом секторе, у нас достаточно простая система налогообложения. И никаких принципиальных изменений я порекомендовать для нашего сегмента не могу.
2. Слышал, что хотят внести КПН (корпоративный подоходный налог) для страхового сектора. Сейчас мы его не платим. У нас есть налог с оборота. Налог с чистой премии мы выплачиваем государству. Если будет введен корпоративный налог. То есть налог с прибыли, мне это не понятно. Я вообще сторонник налога с оборота. Потому что трактовка «с прибыли» у всех разная.
3. На самом деле, я не против налогов, как любой гражданин я готов их выплачивать. Мне не нравится другое, это неясность законов. То есть по настроению налоговиков, в любой момент меняется трактовка того или иного положения. То есть меняются правила игры, в угоду чиновников… Нет четких правил игры, и все бизнесмены заложники этой ситуации.
Магбат Спанов, президент «Институт развития Казахстана»:
1. ... Если брать реальную бизнес среду, то она вообще не владеет такой информацией. Потому что правительство подстраивает налоговый кодекс исходя из собственных интересов, даже не правительства, а отдельных игроков, конкретных личностей стоящих у управления, такими секторами как финансовый.
2. В последнее время, интересы крупного бизнеса, безусловно, учитываются, и достаточно адекватно. Они могут это делать через советы инвесторов, иностранных инвесторов. Могут повлиять конкретно на президента. Есть примеры, когда снимали отдельных министров, руководителя антимонопольного комитета, когда вставал, например, вопрос по увеличению на них налоговой нагрузки. При чем на них нагрузка по сравнению с тем же МСБ, гораздо ниже.
Другой вопрос МСБ. Последнее время их взаимодействие с правительством, я оцениваю более позитивно, чем ранее. Все-таки правительство Масимова, предпринимает какие-то шаги. Через общественную палату, через форум предпринимателей, стараются наладить какой никакой диалог. Но опять-таки, это разговор глухого с немым. Бизнесмены выдвигают свои условия, правительство преследует свои интересы. Как такового консенсуса не получается. Хотя есть положительные тенденции. Но к этому, как все понимают, подтолкнул именно кризис.
3. Я считаю, что пришло время когда МСБ должен нести ту же нагрузку, что и крупный бизнес. Время 90-х прошло, мы не нуждаемся в таких больших внешних инвестициях.
Я имею ввиду, что бы налоговая нагрузка с МСБ хотя бы в половину была переведена на крупный. Сейчас на нем (крупном) это только порядка 1-2 %. А на МСБ 50-70%. И эта модель не работает.
Нужны следующие шаги:
- Уменьшать НДС более скорыми темпами. Я согласен с Баталовым, что может быть эффективнее ввести налог на продажу.
- Постепенно создать прогрессивную ставку для добывающих отраслей.
- И все решения , должны приниматься в открытом режиме, а не задним числом.
Азат Перуашев, президент общественной палаты «Атамекен» :
1. В работе над налоговым кодексом, если говорить откровенно, участвует от бизнессообщества в основном «Атамекен». Я лично, в том числе хожу на рабочие группы. Мы со своей стороны доносим всю информацию всем членам нашей общественной палаты, и по мере возможности всему бизнесу. Мы делаем рассылку, и собираем их мнения, то есть связь двух сторонняя, но именно с теми предприятиями, которые работают с палатой.
2. Если говорить обо всех компаниях, в том числе и МСБ, их порядка 200 тыс. Привлечь всех попросту невозможно. Ни один вопрос не решиться в таком обществе. И такую роль, в диалоге бизнеса и правительства должны играть ассоциации отраслевые и региональные. А они привлечены. На мой взгляд обсуждение налогового кодекса, должно носить максимально прозрачный характер, и не только в рамках рабочей группы, но и виде публикаций и так далее. Но мы немного путаем понятия: работа над проектом, и обсуждение самого налогового кодекса. Самого проекта то нет, то есть сейчас идет обсуждение концептуальных подходов, проработка вопросов налогового администрирования. А не самой содержательной части. Поэтому говорить о прозрачности или нет рано.
3. До тех пор пока не принято решений, говорить о плюсах и минусах не корректно. Насчет того, что время для обсуждений упущено, тоже несправедливо. Ведь проект это лишь проект, он будет обсуждаться в правительстве, затем в парламенте. Я отчасти разделяю мнение такое, есть примеры, когда наша палата делала заявление по разработке проекта. И господин Рахметов заявил, что мы поступаем некорректно, обсуждая то, что еще не принято. На что мы ответили, для этого мы и приглашены в рабочую группу, чтобы сделать этот процесс прозрачным для бизнеса, и по возможности привлечь его к обсуждению новых положений. Мы будем прилагать усилия, чтобы те все это становилось известно общественности. Если какие-то предложения будут представлять угрозу, абсурдные вещи - мы будем это говорить.
Серик Туржанов, владелец производственно-рекламной компании КИIК:
1. Бизнес сообщество владеет лишь обрывками информации. Потому что с ним никто эти вопросы не обсуждает. А если и обсуждают, то только с узким кругом. Почему? Потому что правительство и ряд министерств провели из 120 отраслевых ассоциации перерегистрацию для своих ведомств, и слушают только узкий круг. А частным лицам запретили выходить напрямую с предложениями, только через ассоциации, и то их количество сократилось. То есть получается выбор выбора…
2. Если говорить о конкретных примерах нового налогового кодекса.
Возьмем строительную отрасль, она завалилась. А теперь давайте ее спасать за счет законов. А те отрасли, которые действительно что-то производят, в расчет не берутся. То есть это какая-то имитация эффективной деятельности. Если взять реальный бизнес в целом, то пока все принимаемые меры, как мертвому припарка. Спросите у любого бизнесмена, ощущает ли он какие-то изменения, уверен, ни один не скажет ничего. Единственное достижение, это принятый мораторий на проверки. Это реально облегчило ситуацию. Но единовременно эта мера ничего не решит. Для начала надо его пролонгировать, а главное: зачем ввели мораторий? Не для того чтобы не проверять компании. А чтобы за это время, выявить препоны, разрешить административные и другие вопросы, решить проблемы между бизнесом и властью. То есть спокойно за это время прийти к обоюдным решениям. А этого не делается пока на мой взгляд.
3. Вы подумайте, что сейчас происходит. Правительство, по сути вносит новую философию налогового кодекса. То есть сместить налоговую нагрузку с МСБ в сторону недропользователей. А что по сути несет эта концепция? Никто ведь не обсудил ее с реальным бизнесом. И нужно вынести эти обсуждения из кулуаров чиновников на общественные площадки с привлечением бизнеса и всех ассоциаций.
Еще одна вещь. Нет времени. Бизнес задыхается уже сейчас. И стоит принимать сейчас эффективные решения:
- пролонгировать мораторий, и за это время разобраться с проблемами налогового кодекса
- принять новый налоговый кодекс, но не ждать его. а ранее уже принять поправки в старый кодекс, с 1-го июня или июля, чтобы бизнес сообщество сейчас смогло почувствовать облегчение.
Во-первых, налог на прибыль сделать в пределах 10 %. (корпоративный налог с физ.лиц)
Во-вторых, всю инвестируемую прибыль освободить от налогов. Как было до 1994 года.
В-третьих, социальный налог снизить с 15 до 5-7 %. Подоходный же понизили. А зарплату попросту не можем легализовать, потому что получатся в совокупности 35 % : 10 – подоходный, 15 - социальный, еще пенсионные 10 %.
И не надо забывать, что Россия вводит с 1-го января НДС 10 %. И если мы не примем мер, то мы теряем оставшиеся шансы для нашего производства на конкуренцию с ними.
Виктор Ямбаев, глава Алматинской ассоциации предпринимателей, предприниматель.
1. Реального взаимодействия между правительством и бизнес сообществом, и разработчиками налогового кодекса - нет! Он вообще разрабатывается втихаря от общества. Участие единой общественной палаты "Атамекен" в этом процессе, большой погоды не сделает. Во-первых, организация молодая, во-вторых, у них не налажена связь с реальным сектором экономики, особенно в малом и среднем.
Понятно, что "Атамекен" имеет связь с олигархическими структурами, понятно, что членами является некоторая часть среднего бизнеса. А с малым нет никаких контактов…
2. Если говорить о самих предпринимателях на эту тему, то они испытывают глубочайшую депрессию и уныние. Потому что все те меры, публичного обсуждения прошлого налогового кодекса, к сожалению, они были обставлены таким образом, чего сейчас нет. Группа разработчиков сидела отдельно от правительства и была доступна для любого желающего, были публичные обсуждения. Почему сейчас такая депрессия у предпринимателей?
Потому что, все предложения, которые были направлены в то время, не были приняты. И в итоге налоговый кодекс ( будем называть его старый), крайне репрессивный…
3. На данный момент получается то же самое: общество, бизнесмены, налогоплательщики абсолютно не информированы о новом кодексе, по которому им придется платить налоги и вести бизнес. Даже о концепции нет информации. И складывается впечатление, что ее просто нет, хотя они что-то и обсуждают.
Что она представляет собой? У прошлого, я с полной ответственностью заявляю, она была такова - «Накачать бюджет любой ценой!». Основная философия же его, была такова «Что не доберем налогами, выколотим штрафами».
За примерами ходить не надо, недавняя ситуация в налоговой, когда бизнесмен объясняет налоговому инспектору, что имущество имеет амортизацию и его стоимость понижается, и налог выходит ниже. На что инспектор, молодой сотрудник ему отвечает : « вы можете любую амортизацию делать, но поступление налогов не должно быть меньше».
Досым Сатпаев, директор ГОР:
1. Следует учитывать, что в Казахстане корпоративный сектор крайне неоднородный. И представители МСБ, и финансовые институты, состоят из разных игроков, и играют в разной среде. А по отношению к налоговому кодексу, и изменениям того что обсуждаются, в основном все эти нюансы, знают те представители бизнеса, кто связан со специализированными ассоциациями: либо "Атамекен", либо форум развития предпринимательства.
Они достаточно давно обсуждают эти вопросы и лоббируют интересы своих участников. Если в целом брать, нашу предпринимательскую среду, то конечно львиная доля из них не в курсе этих процессов.
2. Недавно Карим Масимов принял уступки для МСБ, сократил количество документов по лицензированию. То есть бизнес смог пролоббировать хотя бы малую часть своих интересов.
Но вся проблема, что это нужно было делать давно. Правительство пошло на уступки, только потому, что понимает, что в условиях сегодняшнего кризиса МСБ на грани выживания. И если ничего не предпринять, то до конца года это сегмент попросту вымрет. То есть правительство не из собственных добрых побуждений пошло на такой шаг, а лишь потому, что настал край.
3. Не буду говорить о новом налоговом кодексе. Есть примеры, в мировой практике, которые могли бы очень хорошо прижиться и у нас.
Это китайская система и ОАЭ. Это две модели, которые бы хорошо реализовались у нас. И более того, они наиболее эффективны для МСБ с точки зрения регулирования отношений с бизнесом через налоговый кодекс. В Китае вводится в течение 5 лет, мораторий не только на проверки, но на все налоги для предприятий которые направляют прибыль на инфраструктурные проекты. А в ОАЭ, в свободных экономических зонах такие льготные налоговые условия, что многих налогов просто нет. То есть деньги привлекаются не на сбор налогов, а на те инвестиционные проекты, куда государство не идет само, а направляет бизнес. В Казахстане была такая попытка с привлечением инвесторов. Но главное, что государство воспринимает бизнес как дойную корову, которая должна платить налоги. И чем больше, тем лучше.
А тут снова вопрос, неэффективного управления, как эти налоги используются. То есть государство не имея морального превосходства над бизнесом, заставляет относиться бизнес к любым налоговым изменениям с настороженностью. Такая оппозиционная война. Они друг другу не доверяют, и воюют за каждый пункт.
И у нас тут вторая проблема. Так называемый налоговый апартеид. Когда к одним игрокам есть налоговые послабления, а по отношению к другим их нет.
Странная ситуация, когда крупные нац компании, иностранные инвесторы, имеют кучу послаблений по налогам. А МСБ их не имеет вовсе. И эта несправедливость возмущает очень сильно всех.
Алмат Даумов, директор департамента по налогам юридической компании GRATA:
1. Рабочая группа создана с привлечением вроде бы отраслевых ассоциации, «Атамекена», совета инвесторов. Но проблема в том, что это крупные игроки, олигархические структуры. Плюс официальная группа заседает каждую пятницу. Протоколы приходят через неделю. И насколько мне известно, это кулуарные разговоры, вовсе перестать рассылать эти протоколы. Мы как члены ассоциации налогоплательщиков получаем их. Если почитать, то там, в основном диалог чиновников, это налоговый комитет, министерство экономики и бюджетного планирования, и сама рабочая группа. Это три основных органа, которые обмениваются комментариями. А чтобы там была какая то дискуссия с бизнесом, там это практически нет.
2. Проблема диалога заключается еще и в том, что очень сжатые сроки. Прошлый обсуждали порядка 1.5 лет, и за 3-4 года действия внесли еще порядка 50-60 дополнений. И принять адекватный налоговый кодекс, который бы всех устроил за полгода практически невозможно. Просто президентом была дана такая общая концепция, и фактор времени не учитывают, все делают быстро.
3. Меня по специфики деятельности, волнует обложение недропользователей.
Это большой сектор, где задействовано много инвестиций, и при этом нет ни концепции, ни механизмов в этом сегменте понятных, как это будет работать, что там будет. И причем сами игроки лишены права на диалог и дискуссию, даже с точки зрения экономических обоснований.
Думаю, что это большая проблема, что при обсуждении не учитывается реальная ситуация.
По поводу корпоративного налога, который обещают снизить, все в таком феерическом ожидании. А ведь есть и минусы от принятия такого решения.
Это приведет к дисбалансу. Ставка изменится и на некоторые сектора упадет значительное бремя, на финансовые и страховые компании в частности.
Ассоциация финансистов, насколько я знаю, пыталась внести предложения, ни одно из которых не было учтено. Принципиальная позиция официальных органов отменить все льготы, но в нынешней ситуации это просто зарежет эти сектора. Банки и другие организации взяли долгосрочные кредиты, а риски на изменение налогов не учтены были заранее. Самого проекта никто не видел, и обсуждать крайне сложно. Ну, единственное продвижение ощутимое, я вижу в администрировании. Например, государство вводит автоматический возврат НДС, по примеру РФ вводит предварительный расчет рисков. Вообщем административные поправки хоть как то понятны, а суть самих новых налогов абсолютно скрыта.
Понимая что закон принимаемый в такие сжатые сроки, может оказаться сырым, и будут какие-то недоработки, противоречия. Мы вносим предложением по презумпции правоты налогоплательщика. То есть чтобы, все пробелы и недочеты брало на себя государство, и они должны толковаться в пользу налогоплательщика. Сейчас такой презумпции нет, но мы очень надеемся ее добиться. Пусть даже это будет формальная гарантия того, что если мы получим некачественный закон, отвечать за это будет государство, а не бизнес.
Гуляим Нурбекова, исполнительный директор ассоциации налогоплательщиков РК:
1. На самом деле, проект только пишется. И пока обсуждение идет в пределах рабочей группы. В которую входим и мы, и другие ассоциации. В принципе мы своим членам ассоциации рассылаем оперативную информацию.
2. Все наши предложения, хочу отметить, воспринимаются со стороны государства с пониманием. Единственное что, с финансовым сектором ситуация другая, но там привлекают отраслевые ассоциации к обсуждению. АФК, АФН, Нацбанк.
3. Риски оценивать сложно, сам проект готовиться, и говорить об этом рано. Он будет передан в правительство 1 июля. Пока разрабатывалась концепция. Самого проекта пока не представляли ни в каком виде. То есть пока сложно говорить , но уровне переговоров все идет своим порядком, при обсуждении конкретных вопросов привлекаются игроки, и идет диалог. О результатах стоит говорить позднее.
Василий Резван, президент союза защиты предпринимателей и собственников.
1.Бизнес сообщество не владеет ситуацией о том, что происходит в рабочей группе. Этой информацией в какой то мере владеет «Атамекен», а всем объемом только налоговый комитет. Насколько мы знаем, у них уже ходит полтора десятка вариантов, которые мы официально, и не официально получаем кусочками. И все они свидетельствуют только о том, крупный бизнес, наши олигархи, действуют в своих интересах, зажимая сектор МСБ. Присваивая его льготы.
2. МСБ никак не представлен на этой площадке. Тот же «Атамекен», если там раньше власть была у ассоциации, то сейчас все не так. Потому что в связи с изменениями прошлого года, на равных с ассоциациями крупные предприятия тоже стали членами, и просто задавили деньгами все общественные и прочие организации. И сегодня при голосовании в палате наш голос попросту не слышен. Это боль наша, что «Атамекен» захватили олигархи.
3. У нас конституцию и стратегию государства по поддержке МСБ пока никто не отменял, это генеральная линия. И разработка нового налогового кодекса, по сути, противоречит этой генеральной линии. Президент сказал поддерживать МСБ, а олигархи хотят сравнять все льготы в свою пользу. Что сегодня хотят олигархи, то и лоббирует налоговый комитет республики. Мы будем защищать интересы МСБ.
В первую очередь нужно было включить в эту группу рабочую, и дать полномочия общественным союзам, профессиональным малого и среднего бизнеса. А не только «Атамекену». И тогда профессионалы из МСБ смогут отстоять свои интересы, а то что сейчас происходит , все бесполезно.
Мнения участников опроса приведены в сокращенном варианте.
Добавить в закладки:
Отправить комментарий