Коллектив неизбежно влечет за собой разговоры, и иногда они бывают «задушевные», что очень даже неблагоприятно может сказаться на имидже обсуждаемого коллеги или даже самой компаний.
Исследовательский центр HeadHunter провел опрос среди 2028 сотрудников, и результаты показали, что излюбленной темой слухов является профессиональная жизнь сотрудников - так считают 53% мужчин и 46% женщин. На втором месте по обсуждаемости в коллективе – личная жизнь коллег.
По мнению большей части респондентов, разносчиками сплетен, как правило, являются пара человек в компании. 23% сотрудниц утверждают, что слухи распространяют практически все коллеги, а 1% сотрудников мужского пола признаются, что сами являются источниками сплетен.
Больше половины респондентов считают, что в коллективе сплетничают обо всех подряд, пятая часть мужчин указали руководящий состав как главных «героев офисных слухов». Лишь 2% анкетируемых назвали генеральных директоров основными обсуждаемыми персонами компании.
Редакция также решила опросить руководителей компании, чтобы узнать их мнение о сплетнях.
Первое – знаете, говорят, кто сплетничает с Вами, тот сплетничает и о вас. Так что, я просто не сплетничаю и распускаю слухи. Второе, а вообще Марлен Дитрих ещё сказала: никто не будет рассказывать слухи, если их некому слушать. Я не слушаю их, а остальным советую придерживаться первого и не распускать слухи. А корпоративная - это ведь организации ценностей, представлений, понятий и убеждений и поведенческих норм Компании, а не людей. Вещание должно быть направлено на внешний мир, так чтобы они воспринимали КК Компании правильно. Если идут искажения из-за причины сплетен и слухов, то искоренять их несложно, ведь все подписывают Кодекс Этики, привлекать и прилюдно наказывать.
Во-первых, хочу начать с того, что сплетни и слухи являются неотъемлемой частью жизни не только трудовых коллективов, но и человечества вообще.
тем более, если говорить о нашем обществе, ментальности и мировоззрении наших людей, то с уверенностью можно сказать: слухи и сплетни - характерная и важная часть жизни нашего общества и наших людей. Представить себе жизнь без слухов и сплетен для наших людей практически невозможно, избавиться от них - лишить свою жизнь привычных красок. Мы так привыкли к ним, поэтому, хочу сразу подчеркнуть: окончательно избавиться от сплетен и слухов невозможно. Это также невозможно, как запретить человеку дышать или думать. Слухи и сплетни в трудовом коллективе имеют огромный вес и значение, безотносительно того, идет ли речь о неквалифицированных разнорабочих, стажерах или высокообразованных специалистах умственного труда. Слухи и сплетни оказывают влияние на все без исключения процессы: от основных функциональных взаимодействий до формирования микроклимата, человеческих взаимоотношений и, самое главное, отношения коллектива и отдельных его частей к руководству.
Объективная реальность такова, что влияние это по большей части отрицательно. Потому что:
1. в редких коллективах существует идеология и негласные правила, блокирующие и препятствующие рождению и распространению слухов и сплетен.
2. чаще всего нет идеи, консолидирующей членов коллектива не только на основании их профессиональных интересов, но объединяющей их, как людей, как личностей.
3. информация, порождающая и поддерживающая слухи и сплетни исходит на 80% от руководства. При этом, все в ней: содержание, форма, посыл - все носит случайный и неконтролируемый характер.
Другими словами: слухи рождают сущность самих людей и небрежное отношение руководителя к собственным словам.
На первый фактор мы не можем оказать почти никакого влияния, второй же всецело в нашей власти. Необходимо абсолютно всю информацию, исходящую от руководства к коллективу, поставить на службу формирования мнений и настроений коллектива. Особенно это касается неформального человеческого общения. Каждое слово, ответ на каждый вопрос, каждая шутка, комментарий - все должно быть обдуманно, целенаправленно, пропитано вашей идеологией. Итак, любые контакты вас с коллективом должны преследовать две цели: либо сформировать мнение или настроение относительно определенного факта, либо получить и проанализировать информацию о настроениях и мнениях в коллективе.
Кому то такой подход может показаться излишне сложным и трудоемким. Однако ситуация здесь сродни ситуации с управлением рисками. Когда-то риски считались фактором абсолютно стихийным и неконтролируемым. До тех пор, пока люди заблуждались, считая, что должны и могут исключить всяческие риски, окончательно избавиться от них. Как только человек понял, что риски - неотъемлемая часть любого бизнеса и он не может совсем избавиться от них, ему пришла в голову идея управлять, а точнее, направлять этот процесс по наиболее выгодному и благоприятному пути.
С тех пор появилась целая дисциплина, суботрасль: risk management. Заметьте, не risk elimination. Не устранение, но управление. Абсолютно то же самое должно применять к слухам и сплетням. И одного механизма кнут-пряник будет мало. Перефразируя известное изречение, не можешь остановить процесс - возглавь его.
Мой выход - контролируемые и управляемые слухи и, the last but not the least, идеология. Идеология и өсек-басқару.
Айнура Калдыгулова