10.12.2010, 16:23
Портфолио: «Делать чуть больше, чем нам за это платят»
Tweet
Другие новости по теме:
– Диагностика интеллекта - 30.03.2010
– Имя напрокат - 30.07.2009
– 10 лет без роста – смертельны - 13.07.2009
– Пробуждение Азии - 11.06.2010
– Красно-синий директор - 26.03.2009
Портфолио: «Делать чуть больше, чем нам за это платят»
Легкая промышленность – не тот бизнес, где можно заработать легкие деньги, зато возможно стать национальным брендом. Как это вышло у компании Textiline
Автор: Ирина Лелявская
Фото: Илья Алешковский; архивы компании Textiline
Textiline – едва ли не единственное швейное предприятие в Казахстане, которое имеет все этапы производства, начиная с разработки идеи. Компания, которая, как здесь говорят, началась с трех моделей ползунков, сегодня производит экипировку для нефтяников и спортсменов, также и на экспорт, и представляет единственный в стране бренд детской одежды, который уже признан за рубежом. О том, как все это стало возможным, нам рассказывает исполнительный директор Textiline Инна Опенко.
«Ле-е-егонькая промышленность…»
Общеизвестно, что сегодня производить в Казахстане – это почти себе в убыток. О чем вы хотели бы предупредить начинающих производственников?
Прежде всего – о необходимости грамотного менеджмента. У истоков создания Textiline стоял мой отец, и для меня его стиль ведения бизнеса – образец. То, чем руководствуется он, – это преданность целям. Способность правильно их формулировать и последовательно идти к ним.
Конечно, когда у нас все начиналось – в 1997 году, не было четкого понимания, какой именно сегмент мы должны занять. Просто подхватывали задачи с рынка. К примеру, нужно было парку развлечений или кинотеатру сшить какие-то чехлы для кресел. Пожалуйста! На предприятии трудились всего пять человек, и мы делали все.
Именно тогда появилась папина фраза: «Для нас нет ничего невозможного!» Сегодня наша компания – уже сеть филиалов, в которую входят швейные фабрики в Талгаре, Абае, Текели, Риддере, Зыряновске, и это помимо головного предприятия в Алматы. Мы постепенно выкупали на тот момент весьма запущенное, оставшееся после развала Союза производство. Главным критерием для нас было то, что здесь работал и работает подготовленный персонал. Для нашей отрасли это достаточно критично.
Отечественному легпрому не хватает именно последовательности?
У нас «горбатиться» не любят! Проблема не только в легкой промышленности, но в промышленности в целом. После Союза в Казахстане осталось много чего, на чем страна могла бы зарабатывать. Но мы боимся вкладывать в какие-то долгосрочные перспективы, например, на 10–15 лет вперед. Всем хочется быстрых и легких денег!
Другая проблема – нехватка рыночных знаний. Появляются современные профессиональные менеджеры, но они опять же предпочитают более простые способы зарабатывать. Тем не менее есть все-таки и те, кто шьет одежду, правда, только по госзаказу, и это либо спецодежда, либо военная форма. В отрасли держится некоторое ощущение обреченности: обыграть Китай в цене продукта – задача непростая, а создать уникальный продукт, за ценность которого готовы платить больше, – еще сложнее.
Тогда почему одежда, сделанная в Казахстане, не дешевле порой даже европейского аналога?
Есть составляющие, из которых складывается стоимость швейного изделия. Это сырье – около 50% и человеческий труд – еще около 40%. Если говорить о сырье, то Казахстан в этом плане ничего не производит. Мы закупаемся там, где покупают все в мире. Ткани, молнии, кнопки и прочее – все производства Италии, Турции, Южной Кореи и Тайваня. Конечно, нам было бы гораздо выгоднее и комфортнее покупать все это в собственной стране.
Дешевизной труда Казахстан тоже не отличается. Для сравнения: в Кыргызстане, Узбекистане, Китае швея стоит $50, у нас – $500. Почувствовали разницу? Даже если говорить о европейских марках mass-market – Zara, Mothercare, Chicсo – все это глобальные бренды, которые шьются в странах третьего мира, где труд стоит в разы дешевле, чем у нас.
Если в Казахстане нельзя шить дешево, тогда в чем ваше преимущество перед иностранными конкурентами?
В качестве! Наша продукция сделана заботливыми руками наших людей. И они действительно заботливые, поэтому делают качественнее, чем те же китайцы. А уж в вопросе качества, поверьте, мы прошли большую европейскую школу. Кроме того, находясь в Казахстане, мы лучше, чем глобальные компании, понимаем, что комфортнее носить казахстанцам, учитываем традиционные моменты.
Я была в Италии, и там мне понравилась одна вещь. Представьте маленькую итальянскую деревушку, вблизи которой глобальная корпорация Metro открывает свой гипермаркет. Естественно, там, к примеру, хлеб стоит в 2 раза дешевле, чем в маленькой деревенской булочной, потому что гигант может себе это позволить. Однако жители деревни продолжают покупать его в привычном месте. Почему? Да потому, что им важнее благополучие соседа. «Когда у моих соседей будет хорошо, тогда и у меня все будет в порядке!» – такая философия в Европе работает на уровне и топ-менеджеров серьезных компаний, и управленцев среднего звена. Везде! Думаю, с таким подходом можно и нужно делать бизнес в нашей стране.
От «Кочевника» до Олимпиады
Вы шьете спортивную одежду, в том числе на экспорт. Вам удалось стать официальным изготовителем для олимпийской сборной страны…
Конечно, мы не сразу начали одевать наших олимпийцев. Для кого-то мы сначала сшили футболки, затем нас попросили сделать спортивные костюмы и т.д. Апогеем стала экипировка команды Казахстана для Олимпиады в Пекине в 2008 году. Тогда в спортивном костюме Made in Kazakhstan от Textiline вынес олимпийский огонь президент страны Нурсултан Назарбаев.
А как вы пришли в кинопроект «Кочевник»? Причем вы создали не только костюмы героев, но и разные декорации.
Для «Кочевника» мы сделали многое... А попали туда практически «по знакомству». Одна из наших дизайнеров – Асель Шалабаева оказалась вовлечена в процесс съемки. Она костюмер, и ей где-то нужно было находить площадку для размещения своих заказов. Все началось с каких-то маленьких просьб по нескольким изделиям для главных героев, потом спрос нарастал. В итоге мы занялись даже не свойственными нам вещами. Так, все кольчуги в фильме – наших рук дело. Для этого был организован специальный цех для изготовления одежды из металла. Обыкновенную проволоку сжимали в кольца специальным устройством – работа очень кропотливая и трудоемкая.
Значит, главное в успехе на рынке – мобильность и гибкость?
Мы руководствуемся принципом: «Делать чуть больше, чем нам за это платят». Такой вот обмен с превышением. По возможности опережаем желание клиента и дружим с ним. «Лучше можно, хуже нельзя!» – еще один наш принцип, от папы. Как в японской философии. Практически у каждой японской фирмы есть лозунг: «Мы хотим быть лучшими в мире!» Это вполне здоровое желание стать пусть не самыми большими, но самыми профессиональными.
Textiline – семейный бизнес?
Конечно. В нем почти вся наша семья, и у каждого своя роль. Я и мой младший брат Сергей были вовлечены в процесс практически со школы. На летних каникулах я подрабатывала продавцом. Сергей в двенадцать лет подметал двор на предприятии, а в четырнадцать возглавил тот самый цех по плетению кольчуг для «Кочевника». Это такой отцовский элемент воспитания, когда детям с малых лет дают понятие о труде. Сразу после университета я пришла на предприятие и возглавила отдел продаж. Единственный человек, кто в стороне от бизнеса, – это мама. Она преподаватель русского языка и литературы и… душевная составляющая нашей семьи. Всегда комфортно возвращаться в родительский дом. Мама – хранительница домашнего очага. Мудрая хозяйка, которая в курсе всех наших трудностей и всегда может дать совет. Недаром говорят: у каждого сильного мужчины в тылу умная и заботливая жена.
Кризис выстрелил… В десятку!
Как справляетесь с неизбежными проблемами в бизнесе?
Достаточно сложным для нас оказался прошлый год. На корпоративном рынке, где мы успешно работали в сегменте B-to-B, спад был явным. Компании начали экономить. От новых заказов на спецодежду начали отказываться даже нефтедобытчики. Тогда наши объемы продаж снизились на 40%!
Но как бы плохо ни было, с этим можно что-то сделать. У нас появились свободное время и производственные ресурсы, чтобы реализовать давнюю мечту – создать продукт для розничного рынка. Вот так родился первый казахстанский бренд детской одежды – Mimioriki. У нас, что называется, выстрелило!
2010 год ознаменовался для нас экспансией по Казахстану – девять магазинов по стране. В следующем году Mimioriki уже выйдут на экспорт: в феврале откроем два магазина на Украине – в Киеве и Донецке, а чуть позже – в Москве. Говорят же, счастье – преодоление препятствий на пути к известной цели. Не делайте из барьеров препятствий, относитесь к ним как к очередным ступеням наверх!
А откуда появилось название Mimioriki и что оно означает?
Мы стремились, чтобы название не ассоциировалось с чем-то традиционным. И придумали новое слово, потому что у бренда своя легенда, и о ней хочется рассказывать. Mimioriki – это сказочные человечки-капли. Капля для нас – символ свободы творчества и такого детского мироощущения. Мы верим, что в каждом из нас живет ребенок. Миссия Mimioriki – помочь найти и оживить эту часть себя. Позволить детям оставаться детьми, а взрослым – быть хоть немножечко на них похожими. Отсюда наш слоган: «Давайте учиться у детей!»
Планируете ли сотрудничество с известными казахстанскими дизайнерами? Подобные проекты становятся все более востребованными в мире, тогда как нашим дизайнерам крайне необходима промышленная поддержка.
Это потрясающая практика, и мы обязательно к ней придем. Думаю, что не с этого нужно начинать. Мировые бренды, которые сотрудничают с дизайнерами, уже полстолетия до этого переделали много того, что нам еще предстоит. Mimioriki должен правильно о себе заявить. К нему должны привыкнуть. Ну а лет так через пять можно будет закидывать и такие «фишки»! (Смеется.)
Инна Опенко: правила бизнеса от Textiline
1. Следует быть актуальными с точки зрения оборудования и знаний. Трудно конкурировать с современными компаниями, когда оснащенность предприятия и знания работников все еще на уровне 1990-х. Инновации и обучение для нас в приоритете.
2. Бизнес – это командная игра. Производство одежды сильно зависит от человеческого фактора. Начиная с разработки дизайна и заканчивая работой швеи. Поэтому мы – команда сильных и профессиональных людей.
3. Этика и традиции. У нас, почти как в классической английской семье, прописаны собственные нормы и традиции.
Другие не менее актуальные публикации читайте в разделе «Стиль жизни» в декабрьском номере журнала «РБК Центральная Азия». Спрашивайте в киосках Алматы и Астаны!
Легкая промышленность – не тот бизнес, где можно заработать легкие деньги, зато возможно стать национальным брендом. Как это вышло у компании Textiline
Автор: Ирина Лелявская
Фото: Илья Алешковский; архивы компании Textiline
Textiline – едва ли не единственное швейное предприятие в Казахстане, которое имеет все этапы производства, начиная с разработки идеи. Компания, которая, как здесь говорят, началась с трех моделей ползунков, сегодня производит экипировку для нефтяников и спортсменов, также и на экспорт, и представляет единственный в стране бренд детской одежды, который уже признан за рубежом. О том, как все это стало возможным, нам рассказывает исполнительный директор Textiline Инна Опенко.
«Ле-е-егонькая промышленность…»
Общеизвестно, что сегодня производить в Казахстане – это почти себе в убыток. О чем вы хотели бы предупредить начинающих производственников?
Прежде всего – о необходимости грамотного менеджмента. У истоков создания Textiline стоял мой отец, и для меня его стиль ведения бизнеса – образец. То, чем руководствуется он, – это преданность целям. Способность правильно их формулировать и последовательно идти к ним.
Конечно, когда у нас все начиналось – в 1997 году, не было четкого понимания, какой именно сегмент мы должны занять. Просто подхватывали задачи с рынка. К примеру, нужно было парку развлечений или кинотеатру сшить какие-то чехлы для кресел. Пожалуйста! На предприятии трудились всего пять человек, и мы делали все.
Именно тогда появилась папина фраза: «Для нас нет ничего невозможного!» Сегодня наша компания – уже сеть филиалов, в которую входят швейные фабрики в Талгаре, Абае, Текели, Риддере, Зыряновске, и это помимо головного предприятия в Алматы. Мы постепенно выкупали на тот момент весьма запущенное, оставшееся после развала Союза производство. Главным критерием для нас было то, что здесь работал и работает подготовленный персонал. Для нашей отрасли это достаточно критично.
Отечественному легпрому не хватает именно последовательности?
У нас «горбатиться» не любят! Проблема не только в легкой промышленности, но в промышленности в целом. После Союза в Казахстане осталось много чего, на чем страна могла бы зарабатывать. Но мы боимся вкладывать в какие-то долгосрочные перспективы, например, на 10–15 лет вперед. Всем хочется быстрых и легких денег!
Другая проблема – нехватка рыночных знаний. Появляются современные профессиональные менеджеры, но они опять же предпочитают более простые способы зарабатывать. Тем не менее есть все-таки и те, кто шьет одежду, правда, только по госзаказу, и это либо спецодежда, либо военная форма. В отрасли держится некоторое ощущение обреченности: обыграть Китай в цене продукта – задача непростая, а создать уникальный продукт, за ценность которого готовы платить больше, – еще сложнее.
Тогда почему одежда, сделанная в Казахстане, не дешевле порой даже европейского аналога?
Есть составляющие, из которых складывается стоимость швейного изделия. Это сырье – около 50% и человеческий труд – еще около 40%. Если говорить о сырье, то Казахстан в этом плане ничего не производит. Мы закупаемся там, где покупают все в мире. Ткани, молнии, кнопки и прочее – все производства Италии, Турции, Южной Кореи и Тайваня. Конечно, нам было бы гораздо выгоднее и комфортнее покупать все это в собственной стране.
Дешевизной труда Казахстан тоже не отличается. Для сравнения: в Кыргызстане, Узбекистане, Китае швея стоит $50, у нас – $500. Почувствовали разницу? Даже если говорить о европейских марках mass-market – Zara, Mothercare, Chicсo – все это глобальные бренды, которые шьются в странах третьего мира, где труд стоит в разы дешевле, чем у нас.
Если в Казахстане нельзя шить дешево, тогда в чем ваше преимущество перед иностранными конкурентами?
В качестве! Наша продукция сделана заботливыми руками наших людей. И они действительно заботливые, поэтому делают качественнее, чем те же китайцы. А уж в вопросе качества, поверьте, мы прошли большую европейскую школу. Кроме того, находясь в Казахстане, мы лучше, чем глобальные компании, понимаем, что комфортнее носить казахстанцам, учитываем традиционные моменты.
Я была в Италии, и там мне понравилась одна вещь. Представьте маленькую итальянскую деревушку, вблизи которой глобальная корпорация Metro открывает свой гипермаркет. Естественно, там, к примеру, хлеб стоит в 2 раза дешевле, чем в маленькой деревенской булочной, потому что гигант может себе это позволить. Однако жители деревни продолжают покупать его в привычном месте. Почему? Да потому, что им важнее благополучие соседа. «Когда у моих соседей будет хорошо, тогда и у меня все будет в порядке!» – такая философия в Европе работает на уровне и топ-менеджеров серьезных компаний, и управленцев среднего звена. Везде! Думаю, с таким подходом можно и нужно делать бизнес в нашей стране.
От «Кочевника» до Олимпиады
Вы шьете спортивную одежду, в том числе на экспорт. Вам удалось стать официальным изготовителем для олимпийской сборной страны…
Конечно, мы не сразу начали одевать наших олимпийцев. Для кого-то мы сначала сшили футболки, затем нас попросили сделать спортивные костюмы и т.д. Апогеем стала экипировка команды Казахстана для Олимпиады в Пекине в 2008 году. Тогда в спортивном костюме Made in Kazakhstan от Textiline вынес олимпийский огонь президент страны Нурсултан Назарбаев.
А как вы пришли в кинопроект «Кочевник»? Причем вы создали не только костюмы героев, но и разные декорации.
Для «Кочевника» мы сделали многое... А попали туда практически «по знакомству». Одна из наших дизайнеров – Асель Шалабаева оказалась вовлечена в процесс съемки. Она костюмер, и ей где-то нужно было находить площадку для размещения своих заказов. Все началось с каких-то маленьких просьб по нескольким изделиям для главных героев, потом спрос нарастал. В итоге мы занялись даже не свойственными нам вещами. Так, все кольчуги в фильме – наших рук дело. Для этого был организован специальный цех для изготовления одежды из металла. Обыкновенную проволоку сжимали в кольца специальным устройством – работа очень кропотливая и трудоемкая.
Значит, главное в успехе на рынке – мобильность и гибкость?
Мы руководствуемся принципом: «Делать чуть больше, чем нам за это платят». Такой вот обмен с превышением. По возможности опережаем желание клиента и дружим с ним. «Лучше можно, хуже нельзя!» – еще один наш принцип, от папы. Как в японской философии. Практически у каждой японской фирмы есть лозунг: «Мы хотим быть лучшими в мире!» Это вполне здоровое желание стать пусть не самыми большими, но самыми профессиональными.
Textiline – семейный бизнес?
Конечно. В нем почти вся наша семья, и у каждого своя роль. Я и мой младший брат Сергей были вовлечены в процесс практически со школы. На летних каникулах я подрабатывала продавцом. Сергей в двенадцать лет подметал двор на предприятии, а в четырнадцать возглавил тот самый цех по плетению кольчуг для «Кочевника». Это такой отцовский элемент воспитания, когда детям с малых лет дают понятие о труде. Сразу после университета я пришла на предприятие и возглавила отдел продаж. Единственный человек, кто в стороне от бизнеса, – это мама. Она преподаватель русского языка и литературы и… душевная составляющая нашей семьи. Всегда комфортно возвращаться в родительский дом. Мама – хранительница домашнего очага. Мудрая хозяйка, которая в курсе всех наших трудностей и всегда может дать совет. Недаром говорят: у каждого сильного мужчины в тылу умная и заботливая жена.
Кризис выстрелил… В десятку!
Как справляетесь с неизбежными проблемами в бизнесе?
Достаточно сложным для нас оказался прошлый год. На корпоративном рынке, где мы успешно работали в сегменте B-to-B, спад был явным. Компании начали экономить. От новых заказов на спецодежду начали отказываться даже нефтедобытчики. Тогда наши объемы продаж снизились на 40%!
Но как бы плохо ни было, с этим можно что-то сделать. У нас появились свободное время и производственные ресурсы, чтобы реализовать давнюю мечту – создать продукт для розничного рынка. Вот так родился первый казахстанский бренд детской одежды – Mimioriki. У нас, что называется, выстрелило!
2010 год ознаменовался для нас экспансией по Казахстану – девять магазинов по стране. В следующем году Mimioriki уже выйдут на экспорт: в феврале откроем два магазина на Украине – в Киеве и Донецке, а чуть позже – в Москве. Говорят же, счастье – преодоление препятствий на пути к известной цели. Не делайте из барьеров препятствий, относитесь к ним как к очередным ступеням наверх!
А откуда появилось название Mimioriki и что оно означает?
Мы стремились, чтобы название не ассоциировалось с чем-то традиционным. И придумали новое слово, потому что у бренда своя легенда, и о ней хочется рассказывать. Mimioriki – это сказочные человечки-капли. Капля для нас – символ свободы творчества и такого детского мироощущения. Мы верим, что в каждом из нас живет ребенок. Миссия Mimioriki – помочь найти и оживить эту часть себя. Позволить детям оставаться детьми, а взрослым – быть хоть немножечко на них похожими. Отсюда наш слоган: «Давайте учиться у детей!»
Планируете ли сотрудничество с известными казахстанскими дизайнерами? Подобные проекты становятся все более востребованными в мире, тогда как нашим дизайнерам крайне необходима промышленная поддержка.
Это потрясающая практика, и мы обязательно к ней придем. Думаю, что не с этого нужно начинать. Мировые бренды, которые сотрудничают с дизайнерами, уже полстолетия до этого переделали много того, что нам еще предстоит. Mimioriki должен правильно о себе заявить. К нему должны привыкнуть. Ну а лет так через пять можно будет закидывать и такие «фишки»! (Смеется.)
Инна Опенко: правила бизнеса от Textiline
1. Следует быть актуальными с точки зрения оборудования и знаний. Трудно конкурировать с современными компаниями, когда оснащенность предприятия и знания работников все еще на уровне 1990-х. Инновации и обучение для нас в приоритете.
2. Бизнес – это командная игра. Производство одежды сильно зависит от человеческого фактора. Начиная с разработки дизайна и заканчивая работой швеи. Поэтому мы – команда сильных и профессиональных людей.
3. Этика и традиции. У нас, почти как в классической английской семье, прописаны собственные нормы и традиции.
Другие не менее актуальные публикации читайте в разделе «Стиль жизни» в декабрьском номере журнала «РБК Центральная Азия». Спрашивайте в киосках Алматы и Астаны!
Tweet
Другие новости по теме:
– Диагностика интеллекта - 30.03.2010
– Имя напрокат - 30.07.2009
– 10 лет без роста – смертельны - 13.07.2009
– Пробуждение Азии - 11.06.2010
– Красно-синий директор - 26.03.2009
Комментарии
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
#1 (29 января 2011 05:48) от Denди | ||
|
||
|