Число пользователей Интернета в Казахстане приближается к 10 миллионам. Среди них активных юзеров, которые хотя бы раз в неделю заходят во Всемирную сеть, 8 миллионов.
Это именно та аудитория, с которой можно и нужно работать в направлении ектронной коммерции. Этому способствует еще и тот факт, что в прошлом году был принят специальный законо-проект, создающий правовую основу для выпуска и использования в Казахстане электронных денег. О состоянии интернет-рынка и подводных камнях e-commerce рассказал генеральный менеджер processing.kz, директор ОФ «Национальная интернет-премия AWARD.KZ» .
Расскажите, пожалуйста, о тех тенденциях, которые вы видите на отечественном интернет-рынке.
Тенденция такова, что наши пользователи только одну из 10 транзакций тратят на казахстанских ресурсах. То есть большая часть денег уходит на зарубежные сайты. В основном на российские веб-площадки, но также наблюдается все большая популярность таких сайтов, как e-bay или китайских магазинов типа taobao, где наши люди тратят свои деньги. Это говорит о том, что казахстанцев в Интернете появилось достаточно много. 10 миллионов пользователей – это большая масса людей, но, к сожалению, казахстанский интернет-рынок сейчас не готов к тому, чтобы обеспечить потребности этого населения, и поэтому большая часть денег уходит за рубеж.
Можете ли вы назвать отечественные компании, которые активно развивают интернет-продажи?
Лидер нашей электронной коммерции – это компания «Эйр Астана». В 2011 году они продали билетов в Интернете на 31 миллион долларов. Другой большой крупный игрок – это железные дороги. Они озвучивали свою статистику, за первые 4 месяца число совершенных транзакций составило 200 000, что говорит о 6-кратном росте по сравнению с прошлогодними показателями. Рост просто колоссальный. Растут и другие различные сервисы. Поэтому рынок интернет-коммерции развивается, но что хорошо, в нем есть много ниш, где можно использовать свои силы и запускать проекты. То есть деньги у казахстанской аудитории в Интернете есть. Если говорить в целом о рынке интернет-коммерции, то в 2011 году он составил 260 миллионов долларов. Это те деньги, которые были потрачены казахстанскими пользователями в Интернете именно на казахстанских сайтах.
Какие изменения произошли с принятием закона об электронной коммерции?
Произошли как минимум три изменения. Во-первых, казахстанская система электронных денег запустилась и начинает работать. Во-вторых, это внедрение «е-тенге», который стали подключать казахстанские банки, и, конечно же, это появление сильных российских игроков, таких как QIWI Кошелек, Яндекс.Деньги и WebMoney. Они хотят работать в Казахстане официально. Раньше, до закона, у них не было такой возможности, а сейчас они поняли, что должны договориться с банками, и совсем скоро запустятся здесь, в Казахстане. В принципе, можно сказать, что закон у нас тоже заработал. Хотя не все было утверждено так, как мы хотели. В частности, мы предлагали большую свободу интернет-предпринимателям, а в законе жестко ограничили, что интернет-предприниматели обязательно должны работать с банком второго уровня, но тем не менее я вижу, что какие-то договоренности появляются и рынок начинает постепенно оживать.
Мы знаем, что сейчас на стадии обсуждения находится второй законопроект по электронной коммерции. Расскажите, какие трудности возникают с его продвижением?
Да, действительно, сейчас разрабатывается этот документ, и в некоторых вопросах мы не можем найти точек соприкосновения с Минфином. Чиновники соглашаются с нашей позицией по поводу электронного чека, и я думаю, что тут больших проблем не должно будет возникнуть, единственное, здесь идут бюрократические проволочки. Минфин говорит, что, в принципе, мы этот законопроект в Налоговом кодексе утвердим, но это будет чуть позднее. Однако если говорить о подводных камнях, то там есть вторая, более проблемная зона, – это то, что мы хотим для интернет-предпринимателей сделать послабление в части налогов. И здесь мы с ними очень жестко спорим. Мы хотим для web-предпринимателей сделать послабление в сфере налогового законодательства. Здесь мы очень жестко спорим с Минфином, хотя в тех же Штатах, Аргентине, Бразилии и европейских странах есть послабления в отношении налогов для тех покупок, которые совершаются через Интернет. Отсутствие налогового режима для бизнеса в Интернете позволит не только развить отечественную электронную коммерцию, но и сделает работу компаний более прозрачной, так как, когда идет оплата через Интернет по карточкам, все проходит по счетам, и укрыть налоги уже никуда невозможно. В то же время пользователям Интернета это дало бы возможность купить продукцию по низкой цене.
Еще хотелось бы услышать ваш прогноз по поводу развития электронной коммерции на ближайшие три года.
Если говорить насчет е-тенге, то у меня большие сомнения, потому что данный продукт – тяжелый для пользователя. Я не уверен, что он пойдет. Если говорить об электронных деньгах вообще, то здесь есть разные прогнозы. Если говорить по карточкам, то, по нашим прогнозам, через них должно будет проходить до 40% всех покупок, порядка 10% – через электронные деньги, а остальное – через наличный расчет. Все это должно произойти к 2015 году. Есть еще один вид оплаты, с помощью SМS, но я думаю, что раньше 2013 года наши сотовые операторы не решатся его запустить, но если они это запустят, то появится возможность оплачивать счета с мобильного телефона.