Самочувствие МСБ

Аналитическая группа BRCA провела исследование «Самочуствие МСБ». Как выяснилось, недавнее заявление президента ТПП РК Ерлана Кожасбай о том, что 70% предприятий Казахстана стоят на пороге банкротства, имеет под собой веское основание.

В ходе исследования были опрошены 70 представителей малого и среднего бизнеса из всех регионов Казахстана.

75% респондентов заявили о снижении доходов в связи с падением покупательской способности.
76% опрошенных инициировали сокращение персонала;
12% респондентов съехали с арендуемых площадей в менее престижные и более дешевые помещения;
60% бизнесменов значительно сократили офисные расходы;
14% полностью прекратили оплату сотрудникам мобильной связи;
3% респондентов намерены осваивать непрофильные направления;
46% имеющих кредиты приступили к переговорам с банками о рефинансировании займов;
11% предпринимателей уже готовы закрыть бизнес.

Бахытриза Дюсембаев, президент ассоциации «Бизнес» (Павлодар)

Что касается состояния МСБ в нашем регионе, то детального анализа мы пока не делали. Но то, что объемы работ и услуг малого и среднего бизнеса уменьшились - это факт. И уменьшились значительно. Предприниматели стали все чаще обращаться к юристам по вопросам взыскания долгов. Это косвенный признак, но он показывает, что малый средний бизнес в очень тяжелом положении. Если раньше предприятия как-то могли терпеть отсрочки платежей, то сейчас ситуация усложнилась, и предприниматели начали подавать в суд друг на друга. В клубок неплатежей оказались вовлечены различные отрасли.

Сократились объемы строительства. Например, у нас в регионе было заложено два кирпичных завода, один с объемом 60 млн. кирпичей, другой чуть поменьше. Но строительство встало, денег на достройку нет. Торговля также сейчас сокращается, снизилась покупательская способность населения, люди начали покупать только необходимое. Продавцы уже ощутили это на своем бизнесе. Сейчас поднимать цены невозможно, поэтому пытаются торговаться с поставщиками, оптовиками.

В СМИ проходила информация о банкротстве порядка 70% предприятий МСБ. На мой взгляд, она несколько преувеличена, но 50% сейчас вполне могут обанкротиться.

Те меры, которые сейчас предпринимает государство, несомненно нужны. Но сейчас также необходимо ввести законы о ценообразовании. Например, в Турции коридор цен регулируют общественные объединения предпринимателей. Они устанавливают минимальные и максимальные цены на различные товары. Если ты продаешь товар ниже установленной минимальной цены, значит демпингуешь, добиваешься низкой себестоимости путем манипуляций - «серого» импорта, укрытия налогов и т. д. Если завышаешь цену, то получаешь сверхприбыли. И в том и в другом случае предусмотрено наказание в виде штрафа.

Те шаги, которые предпринимает сейчас наше правительство, это повторение тех шагов, которые делает Европа. А у нас Казахстан, государство маленькое по численности населения, и поэтому мы должны брать ориентиры на небольшие страны, такие как Кувейт, Арабские Эмираты. То есть на страны с численностью населения меньше 20 миллионов человек. Но у нас еще и огромная территория, и перевоз товара из одного региона в другой порой выходит недешево. Поэтому и необходим закон о регулировании цен.

А пока мы сидим на сырье, и если цена на казахстанскую нефть поднимется до $50, то мы сможем еще долго существовать за счет нефти и не будет никакого развития промышленности, как это было и раньше. А вот когда нефть упала в цене, как сейчас, то все поняли, что только за счет сырья жить нельзя, надо развивать малый и средний бизнес. А чтобы его развить, нужно, прежде всего, еще больше снизить налоги. Мы должны защищать внутренний рынок, и не надо нам ВТО. Это, честно говоря, полная фикция. Наши товары все равно будут покупать, независимо от того вступим мы в ВТО или не вступим. Не надо говорить о том, что для нас откроются границы всех стран и мы сможем со всеми торговать. В реальности они просто навязывают нам свои правила.

Исходя из этого, нам нужно торговать так, чтобы навязывать свои правила и с выгодой для себя. Вступление в ВТО нам выгоды не дает. Если не развита собственная промышленность, не зачем туда лезть. Одно из самых влиятельных министерств в Соединенных Штатах – это министерство торговли, оно занимается продвижением на мировой рынок американских товаров. У нас тоже есть министерство торговли, но у наших чиновников менталитет другой. Они лезут в регулирование внутренними делами, а как раз регулирование внутренних дел не входит в обязанности министерства торговли. Этим должны заниматься местные органы власти с общественными объединениями. А профессионализм состоит в том, что ты можешь пойти и навязать тем же Соединенным Штатам, что они должны метал у нас купить, и не так как они хотят, а как мы хотим продавать. Надо проталкивать казахстанские товары, искать спрос, рынок сбыта.

Необходимо насытить внутренний спрос отечественными товарами, научиться добросовестно конкурировать на своем рынке. И только потом можно запускать в Казахстан иностранцев и самим предлагать свою продукцию за рубежом. Внутренний спрос нужно по максимуму покрывать за счет товаров местного производства. Например, местная пищевая промышленность могла бы на 90% обеспечивать отечественный рынок продовольствия. Почти все консервные заводы в Казахстане остановлены, надо их возрождать. Овощное консервирование, мясное консервирование, переработка - ничего этого у нас фактически нет. Из 16 млн. тонн зерна мы перерабатываем только четвертую часть. Ведь из зерна можно изготавливать массу продуктов! А мы сидим на сырье, но ничего не делаем.

Президент Казахстанской Ассоциации предпринимателей
Талгат Доскенов

Предпринимателям в Караганде как и во всей стране довольно не просто. Деньги, которые были выделены для малого бизнеса до регионов дошли частично, а в некоторые и вовсе не поступили.
Никто в стране не знает, кто из предпринимателей получил кредит по ставке ниже 14%. Каков механизм распределения средств, выделенных государством по филиалам никто не знает. На основе чего принимаются решения о предоставлении определенных сумм для финансирования тех или иных регионов – тоже пока остается загадкой. На что опирается государство? На численность населения в регионе? На количество зарегистрированных предпринимателей? Или берутся во внимание какие-то географические приоритеты и особенности промышленного развития?
Кроме того, есть сложности в получении кредитов. 70% субъектов малого предпринимательства вообще не имеют ликвидного залога. Учитывая тот факт, что имущество предпринимателей с точки зрения ликвидности стало дешевле, многие предприниматели вообще не в состоянии получить кредит. В малом бизнесе значительный процент начинающих предпринимателей, которые не имеют собственности. В результате этого данной категории бизнесменов практически не возможно получить кредиты. Кризис добьет и успешных и не успешных предпринимателей. Предпринимателям, которые имеют монопроизводство будет труднее взять кредит чем производителям занятым несколькими видами деятельности. Поэтому кредиты, выделенные государством, сыграют определенную роль только при рефинансировании уже выданных кредитов.

Оптимальная ставка, которая бы удовлетворила предпринимателей занятых в производстве должна быть не более 8%. В структуре которой 2-3% должна быть заложена маржа банков. В условиях кризиса, когда государство выделяет собственные государственные кредиты оно должно поступать мудро. В частности, среди банков должен быть объявлен тендер. Те финансовые институты, которые предложат маржу не превышающую 3% будут иметь право кредитовать по государственной программе.
Те кредиты, которые государство выдает субъектам малого и среднего бизнеса под 12,3% обходятся предпринимателям дороже. Эффективная ставка по таким кредитам доходит до 14%. В условиях, когда падает деловая активность государство должно изменить свои подходы.
В ряде стран такие кредиты государство дает под 0%. В данном случае государство продвигает отечественных производителей на внешний рынок.
Такая форма финансирования нашла свое применение в сельском хозяйстве и носит название субсидирование ставки банковского вознаграждения. Это тоже осуществлялось в форме тендера. Эта система подошла бы и для казахстанских сельхозпроизводителей.
Для предпринимателей занятых в сфере производства стоимость кредитов должна быть не более 7%, для торговли – 8%, сельского хозяйства – 4%. Такой разброс ставок объясняется производственным циклом, который в сельском хозяйстве намного длиннее чем в торговле. Например, для изготовления станка потребуется 6-8 месяцев, а для того чтобы получить мясо – в среднем 3 года.
Из ста субъектов малого предпринимательства за десять лет выживает только один. Среди предпринимателей занятых в МСБ долгожителей не бывает. Лишь 5 % компаний имеют срок деятельности не более 10 лет.
От 10 до 30 предпринимателей ежемесячно по карагандинской области либо приостанавливают деятельность или закрываются вообще. Но за счет того, что закрытие фирмы в Алматы занимает обычно 5 лет, многие бизнесмены принимают решение приостановить свои дела и предпочитают сдавать налоговую отчетность по нулям. Открыть бизнес легко, а закрыть практически не возможно.

В свое время банкиры убедили предпринимателей брать кредиты в долларовом эквиваленте и теперь предпринимателям приходится переплачивать за счет изменения курса тенге аж на 25%. Поэтому сейчас предприниматели просят перевести долларовые кредиты в тенге. Кроме этого нужно дать отсрочку по кредитам минимум на год, рефинансировать ранее выданные кредиты по уже сниженным ставкам. Имеют проблемы и предприниматели, которые в качестве залога отдали собственные квартиры. Если банк заберет жилье они потеряют место жительства.
Согласно Закону о государственном регулировании и реализации алкогольной продукции площадь магазинов и торговых залов в которых можно было бы продавать алкогольную продукцию должны была быть не менее 150 кв. метров. За счет этого существует существенная угроза семейному бизнесу.
Прошла монополизация и на рынке аудио и видио продукции. Разрешено было продавать эту продукцию лишь в специализированных магазинах и торговых точках. Таким образом, проще закрыть малый бизнес нежели выявлять нелицензионную продукцию.

Сухинин Петр Петрович
директор ОЮЛ "АСПреДКО"

Представители малого и среднего бизнеса нашего региона в цейтноте от:

Во-первых, усиливающегося влияния мирового финансового кризиса, уже в зоне риска торгово-закупочные предприятия и предприятия оказывающие услуги. Идет ежедневное снижение покупательской способности, снижение востребованности в услугах. А эти отрасли в нашем регионе составляют более 80% от всего малого и среднего бизнеса.

Во-вторых, - проведенная срочная девальвация тенге, без каких-либо подготовительных мероприятий и информированности предпринимателей породила солидную брешь между чиновниками и предпринимателями о понятиях ведения рыночной экономики. Власть имущие, чтобы не потерять авторитет перед населением полностью перешли на репрессивное управление к предпринимательским структурам. Без анализа ценообразования обязывают предпринимателей ставить ценники на товары по их необоснованному решению, мониторя данный процесс ежедневно.

В-третьих, - соскучившиеся по проверкам фискальные органы готовы круглые сутки в поте лица искать ошибки, допущенные предпринимателями за период моратория. Сейчас у предпринимателей больше очередь проверяющих, чем клиентов (покупателей).

В-четвертых, - введение нового Налогового кодекса, где много еще необходимо работать самим налоговым службам по его комментариям в исполнении. А как вести себя предпринимателю малого и среднего бизнеса.

В-пятых, - филиалы банков второго уровня первыми выразили недоверие, к нашей национальной валюте ссылаясь на распоряжение головных офисов, они не то, чтобы выполняли решения Правительства по антикризисным мероприятиям, а наоборот выдачу кредитов предлагают только в иностранной валюте и по курсу доллара на день выдачи не менее 1$-200 тенге.

Махмудова Шолпан Жуматаевна, Ассоциация центра малого бизнеса, г. Уральск.

Мы провели небольшой мониторинг в нашем регионе и сейчас практически все говорят что сократились объемы по производству товаров и услуг. На большинстве предприятий сейчас тоже идут сокращения сотрудников, или неполный рабочий день. Что касаемо финансирования предлагаемого правительством, по этому году говорить что-то рано, но по итогам прошлого года, средства выделенные на нашу область совместно с фондом «DAMU» по программе 50 на 50 с банками второго уровня было выделено почти 1,5 млрд тенге, то освоено было только 60 млн.
Освоить всю сумму не получилось из-за жестких условий банков. На данный момент пока все в ожидании от мер которые предлагает правительство. Реальная помощь государства сейчас будет заключатся только в том что все озвученные тендера будут проводиться и деньги будут уходить не на одно какое-то предприятие крупное, а на распределяться равномерно, например часть денег на строительство, той же больницы, часть денег на обеспечение инвентарем, специальным оборудованием. А то у нас часто бывает что строительные компании поставляют и медицинское оборудование и мягкий инвентарь. Тендеры эти надо разбивать на лоты, чтобы во всяком случае сохранять рабочие руки на нескольких предприятиях а не аккумулировать все в одной компании. Цены сейчас потепенно растут, при чем растут практически на все, пытаются удержать как-то цены на продукты питания, но тем не менее рост есть. Даже у местных производителей продуктов сырье все равно импортное.