Казахстан определился с экономической стратегией 2009 года

20 января на заседании правительства был принято совместное заявление Правительства РК, Нацбанка и АФН, в котором обозначены основные направления экономической политики страны.

Заявление Правительства Республики Казахстан, Национального Банка Республики
Казахстан и Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору
финансового рынка и финансовых организаций об основных направлениях
экономической политики на 2009 год

В 2008 году глобальный финансовый кризис оказал существенное влияние на
замедление темпов роста мировой экономики. В ряде стран наблюдается
экономическая рецессия.

Нестабильность на мировых финансовых и товарных рынках отразилась на
темпах экономического роста Казахстана. По предварительной оценке, рост
экономики в 2008 году составил 3,1 %, уровень безработицы – около 7%,
инфляция на конец года – 9,5%.

В 2009-2010 годах ситуация на мировых рынках, вероятнее всего, будет
осложняться и последствия для отечественной экономики могут носить
негативный характер. На мировых товарных рынках возможно сохранение
низких цен на основные экспортные позиции Казахстана.

В этих условиях экономическая политика в 2009 году будет направлена на
смягчение последствий глобального кризиса на социально-экономическую
ситуацию в стране.

Главными целями политики Правительства и Национального Банка будут
обеспечение социальной стабильности и поддержка макроэкономической
сбалансированности, а также стимулирование экономического роста и
деловой активности.

В 2009 году реальный рост ВВП составит по оценке около 2%, уровень
безработицы не превысит 8%. Инфляция на конец 2009 года прогнозируется
на уровне 9%.

Одним из главных инструментов достижения указанных целей станет
реализация принятого Правительством, Национальным Банком и Агентством по
регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций
(далее – АФН) Плана совместных действий по стабилизации экономики и
финансовой системы на 2009 – 2010 годы (далее – План совместных действий).

В рамках Плана совместных действий будут решаться задачи по стабилизации
финансового сектора, поддержке малого и среднего бизнеса, развитию
агропромышленного комплекса, рынка недвижимости, дальнейшей
диверсификации экономики, обеспечению занятости и поддержке
социально-уязвимых слоев населения.

Правительство, Национальный Банк и АФН обеспечат стабильное
функционирование отечественной финансовой системы и создадут необходимые
условия для кредитования реального сектора экономики.
Правительство обеспечит дополнительную капитализацию системообразующих
банков второго уровня. На уровне отдельных банков второго уровня
стабилизирующие меры Правительства, в том числе, будут предусматривать
реализацию условий меморандумов, заключенных с банками второго уровня.

В целях достижения указанного уровня инфляции и обеспечения стабильности
финансовой системы страны Национальный Банк будет проводить
сбалансированную денежно-кредитную политику.

Для регулирования краткосрочной ликвидности и поддержания ее на
адекватном уровне Национальный Банк будет предоставлять займы
рефинансирования банкам второго уровня, а также рассмотрит возможность
дальнейшего расширения перечня инструментов, принимаемых в качестве
обеспечения по операциям РЕПО, предоставления банкам второго уровня
беззалоговых кредитов, размещения в банках второго уровня депозитов
Национального Банка.

Национальный Банк разработает и внедрит систему гарантирования
обязательств банков второго уровня перед различными типами кредиторов.
Это будет способствовать перераспределению ресурсов через межбанковский
рынок и расширению доступа к операциям на денежном рынке краткосрочных
инструментов.

Объемы краткосрочной ликвидности и гарантий по межбанковским
обязательствам, предоставляемых Национальным Банком, не будут суммарно
превышать 50% от размера собственного капитала банка второго уровня.
В свою очередь, АФН усилит регулирование отечественного финансового
сектора. Будут усовершенствованы текущие подходы к оценке достаточности
собственного капитала финансовых организаций, ужесточен порядок
формирования специальных провизий под проблемные активы в соответствии с
международными стандартами финансовой отчетности и усилены требования к
риск-менеджменту в финансовых организациях.

АФН также будут проработаны новые механизмы функционирования
накопительной пенсионной системы с учетом принципов повышения
ответственности акционеров и обеспечения защиты интересов вкладчиков.
Национальный Банк и Правительство будут вести постоянный мониторинг
состояния платежного баланса и обменного курса тенге во избежание
ухудшения показателей финансовой устойчивости в условиях, когда
значительная доля активов и обязательств экономики приходится на
иностранную валюту и присутствует высокий кредитный риск, обусловленный
несоответствием валюты активов и обязательств заемщиков.

В этой связи, действия Национального Банка будут направлены на
обеспечение устойчивости национальной валюты или плавное изменение курса
тенге по отношению к иностранным валютам в контролируемых пределах.

В целом деятельность Правительства будет ориентирована на «оздоровление»
экономики и обеспечение устойчивого качественного экономического роста.
Наряду с реализацией стабилизационных мер будут закладываться основы для
перспективного развития через сохранение благоприятного инвестиционного
климата, развитие конкуренции и реализацию проектов в потенциально
экспортоориентированных секторах экономики.

Правительство обеспечит начало реализации масштабных инфраструктурных
проектов, интенсивное развитие агропромышленного комплекса и
форсированную реализацию программы «30 корпоративных лидеров Казахстана».

Меры по стимулированию экономической активности будут направлены на
формирование благоприятных условий для развития малого и среднего
предпринимательства, в том числе дальнейшее снижение административных
барьеров. С целью поддержки отечественных предприятий им будет
предоставлен широкий доступ к закупкам государственных органов,
государственных холдингов и национальных компаний.

Для стабилизации рынка недвижимости Правительство в 2009 году продолжит
работу по защите прав участников долевого строительства и приступит к
реализации специальной программы ипотечного кредитования.

В 2009 году основным приоритетом в деятельности Правительства будет
обеспечение занятости и поддержка социально-уязвимых слоев населения.
Правительство совместно с местными исполнительными органами продолжит
работу по обеспечению занятости работников, временно высвобождающихся в
результате снижения объемов производства, в рамках подписанных
меморандумов о сотрудничестве с крупными предприятиями и организации
профессиональной подготовки и переподготовки высвобождаемых работников.

Будет предусмотрен широкий комплекс дополнительных мер по созданию
рабочих мест, в том числе за счет общественных работ, строительства
инфраструктурных и социальных объектов, ужесточения контроля за
нелегальной трудовой миграцией.

Все социальные обязательства, в том числе в рамках реализации поручений
Главы государства по увеличению социальных выплат, пенсий и заработной
платы работникам бюджетной сферы, предусмотренные в республиканском
бюджете на 2009-2011 годы, будут финансироваться в полном объеме и
своевременно.

Меры налогово-бюджетной политики будут направлены на стимулирование
экономической активности посредством снижения налоговой нагрузки на
экономику и проведение сбалансированной политики государственных расходов.

Реализация норм нового Налогового кодекса, в частности, снижение в 2009
году ставок корпоративного подоходного налога с 30% до 20%, налога на
добавленную стоимость с 13% до 12%, а также либерализация системы
вычетов налогоплательщиков, позволит смягчить для предприятий
неблагоприятную конъюнктуру рынков и расширить их инвестиционные
возможности.

С учетом текущей экономической ситуации будет проводиться гибкая
бюджетная инвестиционная политика, направленная на первоочередное
финансирование проектов, оказывающих мультипликативный эффект на
экономику и поддержание уровня необходимой занятости населения. При
этом, в случае ухудшения экономической ситуации и сокращения поступлений
в бюджет, будут оптимизированы или отложены на более поздний срок
расходы, не требующие безотлагательного решения.

Размеры дефицита бюджета, государственных гарантий и поручительств
государства будут поддерживаться на приемлемом уровне с учетом
необходимости достижения макроэкономической сбалансированности.
Правительство совместно с АО «Фонд национального благосостояния
«Самрук-Казына» ужесточит контроль за эффективным расходованием
бюджетных средств, в том числе средств, направляемых на реализацию Плана
совместных действий.

Для эффективной реализации заявленных мер, в том числе Плана совместных
действий, Правительство, Национальный Банк и АФН будут проводить
постоянный мониторинг экономической ситуации в стране и тенденций
развития мировой экономики, и принимать необходимые корректирующие меры.

Бизнес-новости Google

  • Кузбасс вводит льготную аренду жилья для молодых семей - Московский комсомолец
  • Бюджетное торможение - РБК - РИА РосБизнесКонсалтинг
  • Квартальная прибыль Sony сократилась на 95% - Компьюлента
  • Рубль сдается - RBC Daily
  • ФСФР не хочет обманывать инвесторов - RBC Daily

Новости BBC

  • В Зимбабве разрешили другие валюты
  • В забастовке во Франции участвуют миллионы
  • Доллар и евро в России выросли сразу на 1,5 рубля
  • Ford сообщает о рекордно высоких убытках
  • Прибыли Shell упали из-за низких цен на нефть