- Инструменты
-
Банки
- Банки Казахстана
- Финансовые показатели
- Показатели доходности
-
Страховые компании
- Страховые компании РК
- Финансовые показатели
-
Пенсионные фонды
- Пенсионные фонды РК
- Обзор пенсионной системы
- Финансовые показатели
- Доходность НПФ
- Материалы
- Форум
- ТВ-проекты
- Работа
- Online интервью
Правительство обнародовало методы борьбы с кризисом
Правительство, Национальный банк РК и Агентство по финнадзору разработали план совместных действий по реализации антикризисной программы. В план было включено восемь направлений:
- поддержка макроэкономической стабильности;
- стабилизация финансового сектора;
- решение проблем на рынке недвижимости;
- поддержка малого и среднего бизнеса;
- реализация программы 30 корпоративных лидеров;
- реализация инновационных, индустриальных и инфраструктурных проектов;
- развитие агропромышленного комплекса;
- обеспечение занятости и поддержки социально-уязвимых слоев населения
1. В рамках поддержки макроэкономической стабильности предполагается:
- проведение сбалансированной денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики
- мониторинг и анализ динамики поступлений в государственный бюджет и Национальный фонд, динамики производства и занятости в разрезе предприятий и регионов, а также обращений за пособиями по безработице и другим видам социальной помощи.
2. В рамках стабилизации финансового сектора предполагается:
- усиление регуляторной и надзорной функции государства в финансовом секторе.
В данном направлении предполагается усовершенствовать систему управлением рисками банков второго уровня, принять меры по дальнейшему ограничению внешних заимствований БВУ, оптимизировать действующий порядок классификации банковских активов в части приближения к МСФО.
- дополнительная капитализация системообразующих банков второго уровня через приобретение простых и привилегированных акций, а также предоставление субординированных займов.
Здесь будут использованы следующие механизмы:
В соответствии с меморандумами о взаимопонимании с четырьмя БВУ и прочими документами о реализации «АО «ФНБ «Самрук-Казына» осуществит дополнительную капитализацию банков путем выкупа простых и привилегированных акций и предоставления субординированных займов в целях стабилизации финансового сектора. При этом:
доля Фонда «Самрук-Казына» в банках не превысит 25% от голосующих акций банков;
цена приобретения акций будет определена на основе их рыночной стоимости до даты объявления предложения банкам, т.е. по состоянию на 24 октября 2008 года;
при реализации будут соблюдены права и интересы существующих акционеров и международные нормы;
государство не намерено оставаться долгосрочным акционером банков.
Существующим акционерам будет предоставлено право обратного выкупа акций по рыночной цене на дату реализации акций, но не менее стоимости приобретения Фондом «Самрук-Казына».
- осуществление мониторинга поступлений обязательных пенсионных взносов с учетом уровня инфляции и объемов пенсионных накоплений, ежегодное предусмотрение в республиканском бюджете необходимых средств на возмещение разницы между суммой фактически внесенных обязательных пенсионных взносов с учетом уровня инфляции и суммой пенсионных накоплений на момент приобретения получателем права на пенсионные выплаты.
3. В рамках решения проблем на рынке недвижимости предполагается:
- реализация мероприятий по привлечению средств для финансирования программы, а именно:
1) Осуществление заимствования фондом «Самрук-Казына» из Национального фонда путем выпуска облигаций на сумму 480 млрд. тенге.
Эти средства в соответствии с антикризисным Планом предусмотрены для решения жилищных проблем граждан и активизации рынка недвижимости в городах Астана и Алматы. Для чего будет запущена специальная программа ипотечного кредитования и развития жилищного сектора. За счет средств данной программы через банки второго уровня будет обеспечена возможность предоставления займов на завершение недостроенных жилых комплексов в городах Алматы и Астана.
В целях своевременной организации финансирования недостроенных объектов жилья до привлечения средств Национального фонда и накопительных пенсионных фондов, фонд «Самрук-Казына» будет использовать собственный капитал.
2) Привлечение средств накопительных пенсионных фондов для финансирования программы ипотечного кредитования и развития жилищного сектора.
Здесь будут использованы следующие механизмы:
Средства НПФ будут привлекаться путем выпуска облигаций фондом «Самрук-Казына» на казахстанской фондовой бирже. Основные параметры заимствования:
Объем дебютного выпуска облигаций – 120 млрд. тенге.
Срок погашения – до 15 лет.
Индикативная ставка купона – 8,5% .
Предполагаемая дата выпуска – октябрь 2009 г.
В случае наличия спроса со стороны пенсионных фондов к облигациям «Самрук-Казына» в 2009 году предполагается привлечение средств в объеме 360 млрд. тенге.
- реализация действующих механизмов по решению проблем на рынке недвижимости.
В рамках реализации Плана первоочередных действий по обеспечению стабильности социально-экономического развития РК для целей обеспечения стабильности на ипотечном рынке страны, защиты прав дольщиков и завершения объектов строительства осуществляются следующие механизмы по решению проблем на рынке недвижимости:
1) Выделение средств для размещения обусловленных депозитов в банках второго уровня для дальнейшего кредитования застройщиков на завершение строительства объектов.
АО «ФУР «Казына» было выделено 95 млрд. тенге. АО «ФУР «Казына» осуществило финансирование в 2008 году 31 объектов в г.Астане на сумму 40,8 млрд. тенге и 14 объектов в г. Алматы на сумму 23,1 млрд. тенге.
2) Выкуп квартир государством.
Для осуществления закупа квартир у застройщиков на объектах строительства в г. Астане акимату г. Астаны было выделено 41 млрд. тенге, в том числе в 2008 году - 21 млрд. тенге. Акиматом г. Астаны заключены договора выкупа на 6203 квартир в 46 объектах, сумма освоения средств составляет 18 млрд. тенге.
3) Выделение денег акиматам г.г. Астана, Алматы для завершения строительства проблемных объектов.
Для завершения строительства проблемных объектов акиматами городов Астана и Алматы созданы ТОО и выделено 17,2 млрд. и 10 млрд. тенге соответственно. По поданным 19 судебным искам по г. Астане об истребовании имущества у недобросовестных застройщиков и передаче ЖСК, по решениям суда, в качестве возмещения убытков дольщикам переданы права на все незавершённые объекты долевого строительства. По г.Алматы проведен конкурс на завершение строительства в 2009 году 1058 квартир, из них 660 по мере решения в судах дел предусматривается для обманутых дольщиков.
4) Фондирование АО «Казахстанская ипотечная компания» для осуществления выкупа прав требований по ипотечным кредитам у БВУ.
В рамках реализации Плана первоочередных действий АО «Казахстанская ипотечная компания» выделено для осуществления выкупа прав требований по ипотечным кредитам у БВУ 20,5 млрд. тенге, из которых освоено 10,5 млрд. тенге.
- реализация новых механизмов по решению проблем на рынке недвижимости
Здесь будут использованы следующие механизмы:
Финансирование строительства объектов жилья через БВУ c реализацией жилья по фиксированной цене.
Средства, через БВУ в рамках данного направления, предоставляются проектной компании, созданной для завершения строительства объекта с последующим ипотечным кредитованием физических лиц для приобретения достроенного жилья.
Финансирование строительства через БВУ с реализацией жилья по свободной цене.
Данный механизм будет реализовываться путем открытия кредитных линий (договоров банковского вклада) в БВУ на 15 лет для последующей выдачи БВУ ипотечных кредитов населению под 10,5% годовых сроком до 15 лет с правом досрочного погашения и возможностью рефинансирования со ставкой рефинансирования до 12,5% годовых ранее выданных ипотечных займов. Срок действия программы – ограниченный.
Ипотека будет предоставляться через БВУ в следующем порядке:
- застройщики формируют пулы покупателей квартир по схеме ипотечного кредитования. Сформированный пул покупателей должен покрывать в общей сумме не менее, чем 30% от общего количества квартир в строящемся объекте;
- БВУ принимает решение об ипотечном кредитовании покупателей;
- АО «ФНБ «Самрук-Казына» в соответствии с перечнем документов, согласованным с БВУ, фондирует БВУ для дальнейшего ипотечного кредитования.
Финансирование строительства через дочерние организации АО «ФНБ «Самрук-Казына» (Фонд «Даму» и АО «ЖССБ»)
Средства, в рамках данного направления, через дочернюю организацию АО «ФНБ «Самрук-Казына» предоставляются проектной компании, созданной для завершения строительства объекта с последующим ипотечным кредитованием физических лиц для приобретения достроенного жилья.
Рефинансирование ипотечных кредитов.
- дополнительные меры:
1) Обеспечение и мониторинг целевого и эффективного использования выделенных средств в 2007-2008 годах на поддержку ипотечного и жилищного рынка.
2) Внесение изменений в «Государственную программу жилищного строительства в Республике Казахстан на 2008-2010 годы», в части обеспечения доступности жилья для населения.
3) Строительство арендного жилья.
4) Реализация через систему жилищных строительных сбережений объектов, построенных в рамках государственных программ, приоритетным категориям.
5) Внесение изменений в законодательство по вопросам долевого строительства в части повышения защиты прав дольщиков.
6) Приобретение национальными компаниями и акционерными обществами с государственным участием квартир в незавершенных объектах в гг. Астана и Алматы.
Стоимость квартир будет определяться исходя из озвученной Главой государства стоимости 96 тыс. тенге за 1 квадратный метр в Астане и 120 тысяч тенге в Алмате в черновой отделке.
В случае приобретения квартир в чистовой отделке возможна корректировка цены в сторону повышения, но не более 24 тыс. тенге за 1 квадратный метр.
Финансирование процесса приобретения квартир в рамках данного направления будет осуществлено за счет образовавшейся чистой прибыли национальными компаниями и акционерными обществами с государственным участием.
4. В рамках поддержки малого и среднего бизнеса предполагается:
- Кредитование малого и среднего бизнеса через банки второго уровня.
Средства в объеме 240 млрд. тенге, из которых до 70% будут направляться на рефинансирование текущих проектов, и не менее 30% - на новые проекты по номинальной ставке не более 12,5%, и эффективной ставке не более 14% годовых.
Выделяемые средства на поддержку малого и среднего бизнеса будут предоставляться банкам через Фонд «Даму».
- Разработать меры по повышению доступности микрокредитования сельской местности с использованием региональной сети АО «Казпочта».
Будут проработаны инструменты микрокредитования АО «Казпочта» с изучением международного опыта и разработана Концепция микрокредитования. На основе выработанных подходов будут осуществляться микрокредитные операции.
- Расширение доступа МСБ к государственным закупкам.
Данными мерами предполагается обеспечение первоочередного размещения закупок бюджетов на отечественных производствах всех уровней, национальных компаний, государственных предприятий, акционерных обществ, и юридических лиц, более 50% акций (долей), которых принадлежат государству включая их дочерние, аффилиированные и совместно контролируемые организации. Будет осуществляться мониторинг показателей участия МСБ в тендерах.
- Меры по снижению административных барьеров.
Данными мерами предполагается упрощение ряда процедур по созданию и ведению бизнеса, сокращение отдельных видов лицензирования и разрешительных процедур.
- Создание сети центров поддержки предпринимательства.
Предполагается создание центров поддержки предпринимателей в каждом областном центре на базе СПК, для чего будет произведен отбор и обучение сотрудников для таких центров. Регулярно будет осуществляться мониторинг и оценка деятельности.
- Внедрение механизма гарантирования АО «ФРП «Даму» кредитов, предоставляемых банками второго уровня для субъектов малого и среднего бизнеса.
Выработка механизма гарантирования кредитов субъектов малого и среднего бизнеса в рамках действующего законодательства Республики Казахстан и подписание соответствующих договоров с БВУ.
5. В рамках реализации программы 30 корпоративных лидеров предполагается использование следующих механизмов:
Реализация проектов будет осуществляться в следующих направлениях:
- глубокая переработка пшеницы;
- переработка мяса и молока;
- переработка сои и кукурузы;
- товарное производство и переработка рыбы, и др.
Реализуемым проектам в данных направлениях будут оказаны следующие виды государственной поддержки:
финансовая поддержка на реализацию инвестиционного проекта, на строительство инфраструктуры, на развитие сопутствующих производств.
институциональная поддержка (изменение законодательства, предоставление земли и прав на недропользование, развитие трудовых ресурсов и НИОКР).
Основным оператором данного направления с точки зрения координации будут являться АО «ФНБ «Самрук-Казына» и социально-предпринимательские корпорации.
Финансирование строительства инфраструктуры по проектам в данном направлении будет осуществляться напрямую через администраторов бюджетных программ (местные исполнительные органы) за счет средств республиканского бюджета и/или дочерними организациями АО «ФНБ «Самрук-Казына» за счет средств, выделяемых из республиканского бюджета на капитализацию.
Финансирование инвестиционного проекта без привязки к внешней инфраструктуре может осуществляться через дочерние организации АО «ФНБ «Самрук-Казына» за счет заемных средств и/или средств республиканского бюджета, выделяемых на капитализацию и/или в виде бюджетного займа.
6. В рамках реализации инновационных, индустриальных и инфраструктурных проектов предполагается использование следующих механизмов:
Реализация проектов будет осуществляться в двух направлениях:
- Энергетические проекты;
- Инфраструктурные проекты для поддержания занятости населения (общественные работы).
Реализация проектов по данным направления решит проблемы энергетического дефицита для экономики, и в условиях кризиса стабилизирует рынок труда
Операторами по экономически окупаемым инфраструктурным проектам будут дочерние организации АО «ФНБ «Самрук-Казына». Финансирование экономически окупаемых проектов будет осуществляться за счет заемных средств и/или средств, выделяемых из республиканского бюджета в виде капитализации и/или бюджетных кредитов. В рамках данного направления предполагается направить 120 млрд. тенге из средств, выделенных на капитализацию из Национального Фонда. Отбор проектов и распределение средств будет осуществляться органами управления АО «ФНБ «Самрук-Казына».
Операторами по экономически неокупаемым, но социально значимым, инфраструктурным проектам будут соответствующие администраторы бюджетных программ. Финансирование экономически неокупаемых проектов будет осуществляться за счет средств республиканского бюджета.
7. В рамках развития агропромышленного комплекса предполагается:
- Осуществление заимствования АО «НХ «КазАгро» из Национального фонда путем выпуска облигаций на сумму 1 млрд. долларов США.
Эти средства предполагается направить на развитие агропромышленного комплекса в рамках стабилизационных мер.
- Направление инвестиций на поддержку существующих и развитие новых экспортоориентированных секторов, в том числе:
зерновой сектор,
переработка мясной и молочной продукции
производство плодовоовощных культур,
создание сети тепличных хозяйств, овощехранилищ, птицефабрик,
молочно-товарные фермы, откормочные площадок и убойные пункты с развитой инфраструктурой экспорта,
реализация проектов по организации современных мясоперерабатывающих комплексов, развитию производства плодоовощных культур с применением технологии капельного орошения, производству и глубокой переработке тонкой шерсти, развитию инфраструктуры экспорта казахстанского зерна, созданию и развитию агротехмаркетов, а также сборке сельхозтехники.
- Решение вопросов нормативного регулирования деятельности холдинга «КазАгро» для успешной реализации мероприятий, предусмотренных Планом совместных действий.
8. В рамках обеспечения занятости и поддержки социально-уязвимых слоев населения предполагается:
- Реализация поручений данных Главой государства по увеличению социальных выплат, пенсий и заработной платы работникам бюджетной сферы, а именно:
Увеличение пенсии, заработной платы и стипендии на 25% в 2009 и 2010 годах;
Доведение базовых пенсионных выплат к 2011 году до 50 % от прожиточного минимума;
Ежегодное 9%-е увеличение размера государственных социальных пособий и специальных государственных пособий;
Увеличение до 50 месячных расчетных показателей единовременных пособий на рождение 4-го и более ребенка с 2010 года;
Увеличение в 2,5 раза по отношению к 2007 году ежемесячных пособий по уходу за ребенком по достижению им одного года с 2010 года;
Введение с 2010 года нового вида социальных выплат – пособия родителям, опекунам, воспитывающим детей-инвалидов, в размере 1 минимальной заработной платы.
- Заключение меморандумов о социальном партнерстве и средними предприятиями частного сектора по финансированию социальных проектов и по увеличению ими доли закупаемых товаров (работ, услуг) у отечественных товаропроизводителей.
- Введение моратория на привлечение иностранной неквалифицированной рабочей силы на 2009 год и ужесточение контроля за нелегальной миграцией.
- Разработать и реализовать меры по недопущению роста цен на горюче-смазочные материалы.
Также будет разработана карта отечественных поставщиков и определены поставщики для государственного сектора и иностранных компаний.
Будет продолжена работа по формированию стабилизационных фондов товаров первой необходимости (мясо, сухое молоко, растительное масло, сахар и рис).
- Заключение меморандумов о сотрудничестве с крупными компаниями по обеспечению полной занятости персонала, высвобождающегося в результате снижения объемов производства.
Будут организованы переговоры с крупными компаниями по обеспечению полной занятости персонала, целью которых будет подписание соответствующих меморандумов. На постоянной основе будет осуществляться контроль и мониторинг выполнения заключенных меморандумов.
Кроме того, в рамках обеспечения занятости будет вестись работа по изучения потребности в занятости рабочей силы, прогнозированию дополнительной потребности бюджетных средств на профподготовку и переподготовку высвобождаемых работников и безработных, а также дополнительные формы социальной поддержки (адресная социальная помощь, жилищная помощь и государственные детские пособия). Будут разработаны региональные программы по обеспечению стабильности занятости, в том числе путем вовлечения населения в общественные работы.
Будет разработана карта отечественных поставщиков и определены поставщики для государственного сектора и бизнеса.
Будет продолжена работа по формированию стабилизационных фондов товаров первой необходимости (мясо, сухое молоко, растительное масло, сахар и рис).
Добавить в закладки:
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии