25.08.2009, 17:27
Растаможить и поделить
Комиссия Таможенного союза (ТС) согласовала схему распределения таможенных платежей между странами, входящими в союз. По словам членов комиссии, она отвечает интересам всех трех государств.
По предварительным данным, этот механизм достаточно прост в применении, прозрачен и не требует какой-либо дополнительной бумажной волокиты. Для перехода на новые условия в рамках этой схемы определено 1,5 года, в течение которых эксперты комиссии будут наблюдать за тем, как она работает, и при необходимости вносить коррективы. Окончательные расчеты планируется произвести к концу октября.
По мнению замдиректора Центра анализа общественных проблем Каната Берентаева, таможенные поступления должны распределяться между странами не по величине экономического потенциала или количеству населения, а пропорционально объему импорта или экспорта каждой страной товаров в страны, не входящие в ТС. «Я думаю, несложно определить, какая страна – получатель, а какая – отправитель, – предположил в беседе с «&» г-н Берентаев, – и никаких принципиальных возражений не будет ни с одной стороны».
В ходе седьмого заседания комиссии ТС, прошедшего в среду в Москве, была сформирована переговорная группа по вступлению в ВТО. В нее входят представители всех трех стран – участниц союза. Члены команды будут вести переговоры по вступлению Таможенного союза в ВТО. Но основным вопросом, обсуждавшимся на заседании, было принятие Таможенного кодекса.
Как сообщили «&» в Министерстве индустрии и торговли (МИиТ), основная сложность при определении единого уровня таможенных пошлин заключалась в различии целей национальной таможенно-тарифной политики трех государств. Для Казахстана основные задачи – это соблюдение баланса интересов производителей и потребителей, заинтересованных в поставках товаров из стран дальнего зарубежья. Для России – защита внутреннего производителя и фискальная роль таможенных пошлин. Чтобы соблюсти экономические интересы отечественных производителей и потребителей, Казахстан согласовал единый тариф, сохранив за собой право применять переходный период, необходимый для развития собственного производства, и более низкие ставки таможенных пошлин в отношении отдельных видов сырья и готовой продукции нефтехимической отрасли, бумажной продукции, изделий из алюминия, вагонов, комбайнов, тракторов, ряда других товаров и, что очень важно для Казахстана, не производимых в стране лекарственных средств. «Кроме того, в настоящее время стороны приступают к разработке специального механизма «целевого» импорта, который позволит казахстанским производителям завозить по нулевым пошлинам некоторые виды сырья для пищевой промышленности, в частности сахар-сырец, самолеты, оборудование, необходимое для технологического переоснащения существующих производств. Это должно положительным образом повлиять на конкурентоспособность отечественных товаров», говорится в официальном ответе МИиТ на запрос «&».
«Я считаю, что идея ТС – это крупный прорыв в создании единого экономического пространства между Беларусью, Россией и Казахстаном, – высказал свое мнение г-н Берентаев. – Наконец, трем республикам позволяют выйти на мировой рынок не только с сырьевыми товарами, как мы делаем это сегодня, но и с научно-технологической продукцией и товарами с высокой добавочной стоимостью, и усилия последних нескольких месяцев не могут не радовать».
По его словам, потери бюджета будут минимальными, так как запланированные таможенные поступления из третьих стран сохранятся для бюджета каждой из отдельных республик. Единственное, исчезнут таможенные поступления от взаимной торговли, рассуждает аналитик. Кроме того, есть отдельная группа товаров, по которым таможенные пошлины увеличиваются или снижаются исходя из интересов какой-то из стран – членов союза. Например, Россия, чтобы защитить отечественный автопром, почти в два раза повышает таможенные пошлины, уточняет собеседник. Он считает, что это может сильно ударить по казахстанским автолюбителям, так как цена будет существенно увеличиваться. Однако можно ввести механизм, который отработали в ряде стран, – премии за покупку новых автомобилей, продолжил г-н Берентаев. По его мнению, разницу между действующими пошлинами и новыми можно выплачивать владельцу нового автомобиля из таможенных поступлений в Казахстан. «В случае же если гражданин нашей страны приобретет автомобиль, а доверенность оформлена на гражданина другой республики, эту таможенную премию вернуть государству», – предлагает эксперт.
О таможенных ставках беспокоятся и специалисты Продовольственной контрактной корпорации. По их данным, предоставленным «&», первоначально на переговорах с ВТО Казахстан предлагал средневзвешенные ставки пошлин на все виды сельхозпродукции в размере 48% (на начальный период) и 37% (на конечный). Страны – члены ВТО настаивают на том, чтобы Казахстан зафиксировал средневзвешенный уровень пошлин в размере 36%. Казахстан согласился урезать планку до 35% на начальный период, с тем чтобы в течение шести лет снизить ставки до 24%, и на данный момент отстаивает эту позицию. Пока достичь компромисса не удалось, сообщили в корпорации.
Статистика показывает, что сегодня средневзвешенная ставка импортных пошлин по сельскохозяйственной продукции составляет 14%. По словам продовольственников, партнеры по переговорам настаивают на том, что Казахстан не должен требовать более выгодных по сравнению с существующими условий. В корпорации надеются, что защитники отечественного производителя не станут перегибать палку, добиваясь введения запретительных импортных пошлин, скажем, на мясо, пока казахстанское животноводство не в состоянии полностью покрыть потребности рынка. В то же время, по мнению специалистов, цитрусовые, ананасы и бананы, пальмовое и кокосовое масло теоретически вообще можно ввозить с нулевой пошлиной. В Казахстане они все равно не растут, не производятся, и защищать от импорта некого. При этом эксперты уверены, что на развесной чай и зеленый кофе пошлина могла бы быть гораздо меньше, чем на чай упакованный и кофе обжаренный.
Что касается экспорта, то, например, пошлины на нефть и нефтепродукты, которые в 1,5-2 раза ниже, чем в России, необходимо повысить, считает г-н Берентаев. По его мнению, у нас есть для этого резервы, но нефтедобывающие компании будут выступать против.
«Говоря о госсубсидировании производства, – разъясняет «&» начальник управления по внешнеэкономической деятельности и анализу рынков Продовольственной контрактной корпорации Казбек Омаров, – необходимо помнить, что открытость экономики неизбежно предполагает специализацию страны в производстве тех сельхозтоваров, по которым у нее есть сравнительные преимущества и которые имеют хороший экспортный потенциал». В первую очередь, по мнению эксперта, речь идет о нашей традиционной культуре – пшенице. Однако экспорт отечественного продовольствия сдерживается казахстанской системой внешнеторгового регулирования – более высокие транспортные тарифы при вывозе продукции за рубеж, необходимость регистрировать экспортные контракты, сетуют в корпорации.
В целом ТС – это первый шаг к интеграции, уверен г-н Берентаев, все остальные региональные образования – интеграционный комитет, центральноазиатское экономическое сотрудничество – остались на уровне разговоров. По его словам, интеграции всегда мешали политические амбиции лидеров отдельных стран. Теперь нам необходимо разрабатывать проекты, которые затрагивали бы интересы двух-трех стран, не противоречащие общим интересам, считает аналитик.


Асем Кузенбаева, Аида Мустафинова, «Бизнес&власть».


Теги: Обзор прессы, Сотрудничество



Другие новости по теме:

 – Распределение таможлатежей между странами ТС не нанесет ущерба бюджетам каждой из стран - 14.08.2009
 – Отечественные производители предложили МИТ РК пересмотреть таможенные пошлины по 30 товарам - 21.04.2009
 – Пошлины пугают бизнес - 16.11.2009
 – Переходный период таможенных пошлин - 28.09.2009
 – Отмене не подлежит - 23.10.2009


Комментарии

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Добавление комментария

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Ваш комментарий:
Код:

обновить если не виден код
Введите код:



Замечательная возможность выполнить кузовной ремонт хундай за приемлемые деньги