Несмотря на большое количество вновь создаваемых интернет-стартапов, успеха в нашей стране добиваются единицы. Проблема заключается в том, что пока отечественным стартаперам не удается коммерциализировать свои идеи. Как сделать из генераторов идей успешных бизнесменов? Ответ на этот вопрос мы попытались найти в рамках круглого стола, организованного совместно с IT Университетом.
Говоря о теме интернет-стартапов, генеральный менеджер processing.kz, директор ОФ «Национальная интернет-премия AWARD.KZ» Константин Горожанкин откровенно признался, что в этом плане нашей стране не повезло. По его словам, мало кто готов из своих идей сделать бизнес. «Чтобы заставить наши казахстанские головы как-то думать и развиваться, нужны большие усилия. Сегодня в Казахстане функционирует Парк информационных технологий (ПИТ). Для предприятий, которые там представлены, предусмотрена нулевая ставка по НДС, а также по социальному и корпоративному налогу. Однако это плохо работает. Нужно сделать площадку, где стартапы будут развиваться», — отметил Константин Горожанкин.
Для того чтобы как-то решить этот вопрос, и был создан интернет-ресурс iStartap.kz, куда за последний год было подано 70 проектов, из которых инновационными фондами было отобрано 10 лучших идей. Далее проводились мастер-классы по этим стартапам, где обучали бизнес-навыкам, дизайнерскому мастерству, рекламе и т.д. После обучения из 10 проектов осталось 7. Из них только 2 были проинвестированы. При этом генеральный менеджер processing.kz отметил, что, когда они приглашали различные инвестиционные фонды из стран СНГ и Латвии, для того чтобы завязать партнерские отношения, последние заметили, что главный недостаток казахстанских стартапов заключается в том, что они не рассчитаны на общемировой рынок.
«Даже инновационным фондам в странах СНГ интересны большие проекты, которые охватывали бы, к примеру, целый Таможенный союз, а не только одну страну. Пока наши ребята за прошлый год создали только один такой проект — «Репортер». Это такая система, которая позволяет тестировать мобильные приложения на реальных моделях телефонов», — рассказал директор ОФ «Национальная интернет-премия AWARD.KZ». На данный момент эти ребята прошли международную регистрацию компании в Гонконге. По словам г-на Горожанкина, это своего рода первая ласточка, которая приносит какие-то плоды, доказывая, что наши ребята могут работать для всего мира. Но, к сожалению, таких проектов пока мало.
Однако движение к коммерциализации бизнес-идей в Казахстане все-таки существует. Представители IT Университета в ходе круглого стола высказали надежду, что четыре их проекта, которые будут представлены в ПИТ 20 сентября, смогут быть реализованы на производстве. Так, по словам и. о. коммерческого директора Бахыт Алиповой, первый проект — это разработка студентами новой клавиатуры с казахскими буквами. Вторая идея — «Антисон» — устройство, не позволяющее водителю уснуть в долгих переездах. Третья программа — антиплагиат — сверяет тексты в Интернете на схожесть. А четвертая идея — это городская книга жалоб и предложений «Нур Кала» — информационный портал, на котором каждый житель страны или города может размещать свою жалобу. «Я думаю, что в скором времени произойдет качественный взрыв, и молодые люди начнут разрабатывать свой бизнес. В конце прошлого учебного года мы проводили у себя конкурс инновационных проектов, где было подано свыше 80 проектов. Если из этого количества какая-то часть идей сможет реализоваться в стартапы, то для нашего университета это будет большим успехом», — отметила проректор по учебной работе АО «МУИТ» Раиса Ускенбаева.
Кроме того, на круглом столе было рассказано о создании фонда информационно-телекоммуникационных технологий, бюджет которого составит $30 млн. Планируется, что эта сумма будет разделена на три части. Первая пойдет на формирование службы логистики, вторая — на создание по примеру российской Digital October места встречи технологического сообщества, где на одной площадке смогут работать все инвестиционные фонды и их будущие клиенты. А третья часть буден направлена непосредственно в стартапы. Спикеры единодушно выразили согласие, что за молодыми специалистами — будущая реализация прорывных проектов. В связи с этим радует, что в отечественных университетах вводятся дополнительные дисциплины, призванные взрастить в студентах дух предпринимательства.