В мире высоких технологий, когда мобильные телефоны, планшетники, компьютеры и многие другие гаджеты прочно вошли в обиход современного человека, мы уже не представляем жизни без них. В этом океане технических продуктов особое место отводится двум титанам – компаниям Samsung и Apple – лидерам в реализации и производстве смартфонов и планшетников.
По последней информации от Strategy Analytics, компания Apple реализовала более 250 млн iPhone с момента выпуска первой модели в 2007 году. Это позволило Apple получить около $150 млрд прибыли. Согласно обнародованному ежеквартальному отчету, за второй квартал 2012 года компания реализовала порядка 35,1 млн iPhone. Всего в данный момент активировано около 365 млн iгаджетов по всему миру. В то же время по итогам первого квартала 2012 года прибыль южнокорейской компании Samsung Electronics выросла на 81% и достигла $4,4 млрд. Прибыль мобильного подразделения Samsung, выпускающего смартфоны и планшеты, практически утроилась по сравнению с аналогичными результатами в прошлом году и составила 4,27 трлн вон, тем самым достигнув 73% от суммарной квартальной прибыли компании. Если говорить о ситуации по казахстанскому рынку, то здесь, к сожалению, нет официальной информации.
«По казахстанскому рынку, думаю, тяжело определить наиболее популярную фирму, для этого нужны специальные опросы и исследования. На мой взгляд, обе эти компании — достойные игроки на рынке, и у каждой из них есть свои конкурентные преимущества», — отметил директор магазина «Мечта» Талгат Алимов.
«&» попытался получить данную информацию в интернет-магазине www.apples.kz, который реализует продукты компании Apple в Казахстане, но получить статистические данные по продажам не удалось. По сведениям компании Samsung, в сегменте продаж всех мобильных устройств количество реализованной продукции по отношению к марту 2012 года выросло примерно в 3 раза, продажи смартфонов — в 10–11 раз по сравнению с показателями 2011 года. Доля мобильного рынка у Samsung в Казахстане составляет примерно 38–40%, а по смартфонам — 45–46%. Что касается скорости реализации продуктов, то в этом плане «Яблоко» установила свой собственный рекорд. Так, прибыль с продаж iPad3, начавшихся 16 марта этого года, только за первые четыре дня достигли трех миллионов. Для сравнения: чтобы выйти на планку в три миллиона проданных устройств, iPad1 потребовалось 80 дней. В Казахстане реализация этого гаджета официально стартовала 12 мая в сети магазинов «Технодом», где по данному случаю прошла специальная презентация и были представлены специальные фирменные стенды, а в целом с 2011 года рынок планшетных устройств показал колоссальный рост более 150% и продолжает расти с начала этого года. Сегодня на казахстанском рынке представлены все знаменитые бренды, не только Apple и Samsung, но и Asus, Acer и Lenovo. Рост рынка планшетных компьютеров в Казахстане охарактеризован тем, что уровень компьютерной грамотности населения повышается и все больше людей отдает предпочтение мобильности и компьютерной моде.
Сравнивая две эти компании, Талгат Алимов поясняет, что у каждой из них разная политика, разные маркетинговые решения, ассортимент, операционные системы, но при этом обе эти компании ставят целью быть максимально полезными, удобными, стильными, индивидуальными для своих потребителей. По его словам, вышеупомянутые компании, соприкасаясь, конкурируют на трех основных сегментах: мобильные телефоны (именно смартфоны), планшетники и ноутбуки. «На мой взгляд, по смартфонам лидирует Samsung, по планшетникам — Apple, по ноутбукам — если брать именно ценовой сегмент ноутбуков, то на более высоком ценовом сегменте лидирует скорее Apple, хотя в целом ноутбуков больше продается Samsung», — поясняет директор магазина «Мечта». Говоря же о мотивации покупателей, эксперт пояснил, что основные аспекты, которые ценят пользователи продуктов этих фирм, — это стиль, престиж, надежность, функциональность, всемирная известность.
Также растут продажи персональных компьютеров и ноутбуков. В четвертом квартале 2011 года объем продаж превысил $150 млн. Причем очевиден спрос на мобильные переносные устройства, что также подтверждается статистикой. Так, на долю ноутбуков приходится 77%, в то время как продажа настольных ПК составила 23%. Согласно данным аналитиков, в Казахстане спрос на ноутбуки больше, чем за два полных предкризисных года. В марте 2012 года, по данным исследовательской компании GfK Kazakhstan, сегмент смартфонов вырос на 75,5% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года и на данный момент составляет примерно 25% рынка мобильных телефонов. Примечательно, что объем рынка смартфонов в денежном выражении составляет 60%