Привыкнув к тому, что в интернете всё быстрее и проще, чем в оффлайне, многие начинающие бизнесмены полагают, что и устроить бизнес в виртуальном пространстве будет не сложнее, чем сделать пару кликов мышью. Следствием такого подхода, как правило, становится низкая посещаемость площадок и отсутствие должного покупательского спроса у потенциальных клиентов, даже в том случае, если им предлагается вполне качественный товар.
Корреспондент портала Profinance.kz побеседовал с Александром Колбом - генеральным директором украинской компании Promodo, уже много лет успешно продвигающим бизнес своих партнёров в сети интернет, и попросил его дать несколько первоочередных рекомендации тем, кто недавно открыл интернет-магазин или собирается сделать это в ближайшем будущем.
- Что необходимо знать предпринимателю, запускающему интернет-магазин?
- Сначала я бы рекомендовал задуматься о нескольких ключевых факторах на входе: какой будет платформа интернет-магазина и какая команда будет работать с проектом. Вопреки распространённому в обывательской среде мнению, чтобы построить онлайн-бизнес, требуется решить задачи по объёму ничуть не меньшие, чем в оффлайне. Волшебной таблетки однозначно не существует, поэтому важен очень профессиональный подход к делу.
В интернете отсутствует «точка трения». Если у Вас нет конкурентного преимущества и собственных ценностей, то вряд ли получится добиться успеха.
От выбора программного продукта, на котором Вы хотите запускаться, будет зависеть, насколько быстро Вы сможете масштабироваться и изменяться. Скорость принятия решений и реализация этого на сайте крайне важны в электронной коммерции.
Интернет-среда имеет свою специфику, и это большая ошибка - стараться применить внутри неё те же процессы, что и в оффлайне. На Украине эта нехорошая тенденция встречается. Например, когда интернет-магазином начинает заниматься IT-отдел, не понимающий задачи e-commerce и того, как всё должно работать. Поэтому реализовывать проект в Сети должна отдельная единица со своими процессами, со своими людьми, со своим маркетингом и системой стимулирования.
Ещё площадка должна решить для себя: полностью отдавать проект на аутсорсинг или делать его внутри команды, но наша практика показывает, что лучше всего совмещать и то, и другое: не отдавать подрядчику всё продвижение и разработку, но и не пытаться тянуть одеяло на себя.
И последняя моя рекомендация – стараться наращивать собственную компетенцию и развивать аналитику: узнавать своего потребителя, возможности рекламных каналов, наблюдать за цифрами, считать стоимость привлечения. Идеально приходить к пониманию жизненного цикла по среднему чеку и так далее.
- Какими преимуществами может обладать интернет-магазин, чтобы привлекать клиентов и выгодно выделяться на фоне конкурентов?
- С того самого момента, как пользователь заходит на сайт, с ним начинается процесс коммуникации. Первый шаг к лояльному потребителю – это сделать так, чтобы ему было удобно пользоваться Вашим сайтом: заходить в личный кабинет, видеть историю покупок. Также важна роль call-центра и курьера, который доставляет товар и забирает деньги. Работа интернет-магазина складывается из множества компонентов, в том числе имеющих отношение к оффлайну. Например, та же самая полка количества предложений в категории товаров.
Основные конкурентные преимущества разных интернет-магазинов – это цена, доставка, предложение и эмоции. Вам же нужно понимать, в каком направлении Вы будете развивать свой магазин. Невозможно одновременно предоставлять самые низкие цены и быть быстрым, равно как и продавать неуникальные товары, стараясь при этом вызвать яркие эмоции. Также можно делать ставку на предоставлении дополнительных сервисов.
Рано или поздно у каждой площадки должно сформироваться понимание, какое своё преимущество оно сделает ключевым: скорость доставки, полноту консультаций по телефону, самую широкую базу товарных позиций, быстрый ответ или что-нибудь другое. Дополнительные ценности - это уже вопрос интернет-маркетинга. Необходимо выбрать главное преимущество и выстраивать эту позицию.
- Недавно компания Promodo вышла на рынок Казахстана. Какие особенности имеет этот рынок и что вы можете предложить ему?
- Мы уже работаем с рядом площадок и убеждаемся, что здесь востребовано всё тоже, что в Украине и России. Это достаточно большой и интересный рынок с крупными игроками.
Компания Promodo широко известна в области e-commerse своей экспертизой и имеет отношение к ряду крупных интернет-магазинов, с которыми продолжает работу сегодня. В отличие от других игроков, которые занимаются SEO и поисковой оптимизацией, мы предлагаем комплексные решения. Это могут быть usability, контекстная реклама, поисковая оптимизация и так далее.
Павел Атоянц