Пенсионерка из поселка Черемшанка попала в весьма неприятную ситуацию: оставшись без средств к существованию, женщина вынуждена была питаться диким луком, которым издревле славится местность вокруг поселка. Пытаясь выжить, женщина попалась природоохранной полиции. Теперь почти пять лет она будет половину пенсии отдавать государству. Почему в нашей стране сорванный лук может обойтись куда дороже, чем разворовывание бюджета или мордобой, выяснял корреспондент YK-news.kz.
После того как закрылась Черемшанская птицефабрика, без работы остались 450 человек. Местные рассказывают: те, кто не смог устроиться на вахтовую работу, отправились выживать в лес. В прямом смысле - собирать для продажи грибы, ягоды и черемшу (дикий лук). Пучок на рынках области можно купить за 150 тенге. Правда, каждый стебель лука "стоит" 0,5 МРП (926 тенге) штрафа. За его сбор можно даже получить до трех лет тюрьмы.
Только с начала весны за незаконный сбор черемши к ответственности привлекли троих черемшанцев. Прошлым летом тех, кто оказался не в том месте и не в то время, было четверо. Среди них и пенсионерка Светлана Колесникова. Суд над ней завершился несколько недель назад. Приговор – год ограничения свободы и невероятный штраф - 866 287 тенге.
На скользкий путь
Светлана Колесникова много лет работала на птицефабрике птичницей. Предприятие обанкротилось, когда до пенсии женщине оставался всего год. С тех пор ее кормили лес, огород и единственная дочь, которая с мужем и тремя детьми тоже живет в Черемшанке. В июне 2013 года Светлана Николаевна отправилась собирать дикий лук. С собой у нее был только мешок, куда она складывала стебли. С ним-то ее и задержали сотрудники природоохранной полиции. По информации стражей растительного мира, природа региона "недосчиталась" 991 стебля редкого растения. Женщина уверяет: продавать черемшу она не собиралась, все это только для себя, на засолку. Она даже не знала, что зеленые побеги охраняются законом. Когда в отношении Светланы Колесниковой возбудили уголовное дело и началось судебное разбирательство, сельский аким дал женщине хорошую характеристику, соседи писали коллективные письма с просьбой не судить Светлану строго. Ведь черемшу рвут и солят абсолютно все, - простодушно признавались местные.
Однако ни это обстоятельство, ни тяжелое материальное положение, ни слабое здоровье не повлияли на решение судей. За год разбирательств 59-летняя Светлана Колесникова от районного суда дошла до областного апелляционного, но размер штрафа остался прежним. Теперь судебные исполнители намерены взыскивать с нее каждый месяц 50% пенсии в доход государства. А получает женщина 32 тысячи тенге.
Мягче некуда
Как рассказала отчаявшаяся женщина, другие черемшанцы, пойманные в то лето, официально безработные, поэтому будут выплачивать в месяц только по две тысячи тенге.
По словам правозащитника Александра Харламова, представляющего интересы Колесниковой в суде, их просьбу смягчить наказание и сократить размер штрафа, а также взыскивать не половину, а четверть пенсии отклонили, потому что суд считает приговор и без того мягким – всего лишь год ограничения свободы. То есть еще нужно сказать спасибо, что не упекли за решетку. А штраф – это возмещение ущерба, нанесенного государству.
«У нас в стране за коррупцию и административные нарушения наказывают штрафами в 50-100 тысяч тенге. А за охапку лука дают миллион. Вот и пойди разберись, что страшнее: коррупция, дебоширы или пенсионерка с корешками», - возмущается юрист.
История получила продолжение, которое можно прочитать здесь.