Жалобы на государственные структуры – это в наши дни явление частое и повторяющееся. Но что происходит, когда никто давно не обращает внимания на специально предоставленные книги жалоб, или же устные просьбы и замечания граждан? Верно, все становится только хуже…
Вот и мне довелось столкнуться со «странностями» работы областного центра обслуживания населения - с ЦОНом в городе Каскелене Карасайского района. Именно его я посетила ради оформления обычной прописки по месту жительства. Все манипуляции с документами проходили на удивление быстро, что не могло не радовать, однако есть одно «но»: все бланки для письменного заполнения предоставили исключительно на казахском языке, которого я, к сожалению, не знаю. А обратившись за помощью в переводе, узнала о новой услуге, которая предполагает за собой обращение к «специальным» людям. А если не хочешь платить - заполняй сам, и не важно, знаешь ты язык или нет.
Русский язык является вторым государственным после казахского, и находится под защитой конституции, а значит, документы мне должны предоставить согласно моим знаниям того или иного языка. Налицо нарушение моих прав. Причем нарушает их предприятие, оказывающее государственные услуги.
Обзвонив ЦОНы города Алматы, я получила заверения, что все официальные документы при обращении предоставляются на двух языках - соответственно, без надобности что-то переводить. И складывается впечатление, что чем удаленнее государственная организация от столицы, тем меньше внимания уделяется дисциплине и соблюдению общепринятых норм.
Кстати, цена перевода одного бланка - 200 тенге. При большом потоке людей сумма в итоге получается кругленькая.
Как гласит статья 5 об употреблении русского языка Закона о языках в Республике Казахстан: В государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским официально употребляется русский язык. А также: Статья 7. Недопустимость препятствования функционированию языков В Республике Казахстан не допускается ущемление прав граждан по языковому признаку. |
Есть и другие жалобы на тот же самый ЦОН в городе Каскелен. На форуме портала con.1414.kz:
«Очень плохо работают, три раза в течении месяца был там и каждый раз страшные очереди.
1.Три терминала по выдаче адресных справок, а работает всего один терминал у которого через каждые 5 минут застревает бумага в принтере, из-за этого очередь .
2. Выдача талонов опять очередь человек 30, тоже из двух сотрудников одного постоянно нет.
3. Очень часто слышу от сотрудников цона фразу «База не работает», либо компьютер не работает.
4. После обслуживания клиента, клиент сам должен оценить качество обслуживания, нажимая соотв. кнопку. Многие этого не знают, и сразу уходят, после того как клиент уходит, сотрудники сами нажимают кнопку "отлично" и таким образом оценивают свою работу. И этим грешат везде - в налоговой, в цонах итд.
Обратите внимание на эти моменты. И желательно устранить этот бардак.»
Обращаясь к людям, сидящим в ЦОНе и оказывающим помощь в заполнении документов за деньги, хотелось бы спросить: вы налоги платите в государственную казну или оплачиваете «крышующим» вас сотрудникам каскеленского ЦОНа?
Ольга Ахметгалиева