Правительство должно регулировать не только розничные цены на бензин, но и оптовые. Ведь они сильнее всего отражаются на конечной стоимости горючего, которое продают на автозаправках. Эту идею озвучил глава Казахстанской топливной ассоциации Болат Ауетаев.
В мае в Казахстане подорожало дизельное топливо. Причем довольно существенно – почти на 13 процентов. Ожидается, что уже нынешним летом бензин подорожает до 130-135 тенге. Этот процесс можно сдержать, установив госрегулирование цен на горюче-смазочные материалы для оптовиков. Ведь автозаправки вынуждены продавать бензин в розницу по той стоимости, которую установило правительство, а для крупных поставщиков таких ограничений нет.
«Мы с самого начала выступали против регулирования цен. Мы – за рыночную экономику. Рынок сам себя регулирует. Но раз зарегулировали розницу, то давайте то же самое сделаем и с оптом. Для чего это надо? Считаем, что в цепочке продаж от нефтеперерабатывающих заводов до АЗС регулировать только одного игрока – это неправильно. Потому что когда цена на розницу поднимается, следом растет и опт. Получается, оптовики через розницу решают свои проблемы», - считает председатель правления Казахстанской топливной ассоциации Болат Ауетаев
Ассоциация, в которую входят владельцы почти 500 АЗС по всему Казахстану, два года «пробивала» эту идею на правительственном уровне. Общественники писали обращения в мажилис Парламента, Министерство нефти и газа, Министерство экономики, Агентство по защите конкуренции и Агентство по регулированию естественных монополий. В итоге эти ведомства согласились с тем, что оптовые цены на ГСМ тоже надо регулировать.
«Теперь в мажилисе создадут рабочую группу, которая займется этим вопросом. Депутаты будут рассматривать изменения в законопроект по введению государственного регулирования цен для оптовых поставщиков нефтепродуктов. И после того как поправки примет парламент и утвердит президент, они вступят в силу», – сказал Болат Ауетаев.
Владельцы автозаправок считают, что, устанавливая цены на горючее, правительство не дает их бизнесу развиваться. Поскольку маржа у них фиксированная. Сейчас разница между оптовой и розничной ценой бензина не должна превышать 17%. Придерживаться этого уровня рекомендует Министерство нефти и газа. Но предприниматели, которые входят в Казахстанскую топливную ассоциацию, считают, что этого недостаточно. Они выступают за увеличение маржи до 30%.
«Объясню, с чего мы взяли эту цифру. Участники нашей ассоциации сделали свои расчеты и доказали, что при марже в 17% работать с положительным балансом не получится. Поэтому на последних совещаниях в министерстве мы доказываем, что маржа должна составлять 30%. В эту цифру входят транспортные расходы – 7%, плата за хранение ГСМ на нефтебазе – 2,5-3%, операционные расходы АЗС – 10%, маржа мелкого оптовика – 5% и маржа для АЗС – тоже 5%.
Глава Казахстанской топливной ассоциации считает, что только в этом случае «на рынке ГСМ будет здоровая конкуренция». И от этого выиграет не только предприниматель, но и потребитель, который каждый день приезжает на заправку за бензином или дизтопливом.
«Да, любой бизнес ориентирован на прибыль. А с другой стороны, потребитель тоже должен получать качественный товар по приемлемой цене. Поэтому владелец АЗС, имея хорошую маржу, будет развивать свой бизнес, строить новые заправки, улучшать сервис и следить за качеством бензина», – объяснил Болат Ауетаев.
Вопрос о марже для розничных реализаторов горючего пока остается открытым. Его еще будут обсуждать на заседаниях рабочей группы в мажилисе. Возможно, что аппетиты бизнесменов умерят. Ведь в развитых странах доход в 30% считается весьма солидным. Тамошние предприниматели довольны, если им удастся получить маржу в 10-15%.
Источник: nv.kz