Для урегулирования вопросов, связанных с проблемными займами, у заемщика есть несколько способов:
Вариант №1.
Учитывая, что отношения между банком и заемщиком носят договорной характер и банк самостоятельно принимает решение о предоставлении реструктуризации и/или списании задолженности по займу Заемщик вправе самостоятельно обратиться непосредственно в обслуживающий его банк с соответствующим письменным заявлением (отсрочка платежа/реструктуризация долга/списание пени и т.д.).
К заявлению следует приложить справку, подтверждающую ухудшение финансового/социального положения, и иные требуемые банком документы.
Вариант №2.
Заемщик также имеет право обратиться к банковскому омбудсману, независимому в своей деятельности физическому лицу, осуществляющему на безвозмездной основе урегулирование разногласий между заемщиками и банками, организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций,возникающих из договоров ипотечного займа.
Знайте! Банковский омбудсман не рассматривает обращения:
- принятые к рассмотрению судом и (или) по которым имеется решение суда, вступившее в законную силу;
- по которым обращающееся лицо не представило письменное доказательство его обращения в банк, организацию, осуществляющую отдельные виды банковских операций, с целью урегулирования возникшей ситуации в рамках договора ипотечного займа;
- направленные повторно при отсутствии новых обстоятельств дела;
- по договору ипотечного займа, сумма которого превышает двадцать тысяч месячных расчетных показателей.
Вариант №3.
При неудовлетворении требований заемщика на предыдущих этапах, заемщик вправе обратиться в территориальный филиал Национального Банка.
При наличии претензий к финансовым организациям заемщик также вправе обратиться в Департамент по защите прав потребителей финансовых услуг Национального Банка для получения правовой помощи и организации встречи, в том числе с представителями банка (телефон для записи на прием (727) 2 788 008).
При этом следует учитывать, что ни один государственный орган либо иное лицо не может повлиять на принимаемые банками решения.
Вариант №4.
Вопросы, связанные с исполнением договора банковского займа, могут быть урегулированы сторонами в суде. Обращение за защитой нарушенного права к органу власти или управления не препятствует обращению в суд, если законодательными актами не предусмотрено иное.
Информация подготовлена на основе материалов Национального Банка РК