О главной причине того, что для многих решающее судьбу тестирование было провалено, нам рассказала аналитик АО «Казахстанский центр государственно-частного партнерства» Шынар Досанова.
- В чем причина столь низких показателей ЕНТ (почти четверть выпускников не набрала проходной балл)?
- В целом если брать в динамике результаты ЕНТ за последние три года, то число не набравших пороговый уровень улучшилось в сравнении с 2012, 2013 годами. К примеру, в 2012 году был самый низкий уровень прошедших ЕНТ (37% выпускников не набрали пороговое значение). При этом резкое ухудшение показателей ЕНТ произошло именно в 2012 году. Одной из причин таких изменений может быть создание чрезмерной нервозной ситуации как со стороны учителей, так и со стороны родителей, когда обе стороны давят на выпускников тем, что они должны набрать высокие баллы. В этом случае, может быть, нужно готовить детей в более спокойной обстановке, объясняя им, что это такой экзамен, какой выпускник сдавал бы в любом случае для подтверждения своих знаний. Кроме того, для более успешной подготовки к ЕНТ, возможно, необходимо перенять опыт зарубежной практики, когда, например готовят технике сдачи экзаменов. Я имею в виду практику подготовки к сдаче IELTS международного экзамена по английскому языку, когда преподаватели готовят желающих сдать экзамен тому, как правильно и на чем именно сконцентрировать свое внимание на экзамене.
- Какие способы лучше использовать преподавателям во время подготовки учеников к тестированию?
- В погоне за наилучшими результатами ЕНТ порой, мне кажется, забывается о качественном подходе в подготовке к ЕНТ. Что это значит? Зачастую от старшеклассников слышим, что в 10-11-х классах учителя усиленно ведут подготовку к ЕНТ посредством того, что выпускники сдают пробное ЕНТ, используя вопросы прошлых лет. Таким образом, ученики могут просто заучивать вопросы и ответы, не применяя логического подхода.
Отличием ЕНТ от обычного устного экзамена является то, что школьники должны вспомнить максимальное количество заученного, запомнившегося материала в ограниченное количество время. В то время как на обычном экзамене ему дают возможность соструктурировать свои ответы, собраться с мыслями.
Преимуществом ЕНТ является, что выпускники не проходят этап подготовки для сдачи экзаменов в высшие учебные заведения и нет необходимости сдавать вступительные экзамены в вузы. Что тоже является немаловажным стрессом. К тому же ЕНТ снижает степень коррупции при поступлении в вузы.
- Что делать выпускникам, не набравшим проходной балл?
- Для выпускников, не набравших проходной балл ЕНТ, есть возможность, во-первых, пересдать ЕНТ в следующем году.
Во-вторых, продолжить свое образование в колледжах или ПТШ и после при желании можно идти за получением высшего образования. В-третьих, если есть финансовая возможность, можно получить образование в частных вузах страны на платной основе.
Я считаю, если у родителей есть возможность оплатить учебу в университете самостоятельно, то можно помочь ребенку получить высшее образование сразу после школы, конечно, учитывая способности и потенциал своего ребенка.
Если же нет возможностей оплачивать дорогостоящее образование ребенка, то можно продолжить в колледжах или ПТШ, окончив который человек уже может самостоятельно зарабатывать и продолжить свое образование по своему усмотрению.
- Является ли ЕНТ показателем настоящих знаний ученика?
- В целом считаю, что плохой результат ЕНТ не является последним заключением о знаниях выпускника и не должен ограничивать получение дальнейшего образования, потому что плохой результат может быть получен из-за того, что на экзамене школьник мог просто переволноваться и забыть ранее пройденный материал. Может быть так, что не все могут запомнить какие-либо точные данные в цифровом выражении, но при этом у школьника есть другие способности.