Обучение персонала стоит, мягко говоря, недешево. Поэтому, когда владельцам бизнеса предлагают потратить деньги на обучение их персонала, они задают абсолютно нормальные вопросы: зачем мне это нужно и что я с этого получу?
Перед началом расчетов необходимо определить несколько параметров, влияющих на возврат инвестиций в обучение персонала. Рассмотрим это на примере FMCG-бизнеса.
На какой оборот компании имеет воздействие один человек (или его команда) из обучающейся категории персонала. К примеру, если это торговый представитель, то какую сумму составляет его месячный оборот – $5000?.. $10 000? Если это супервайзер – какой оборот его команды – $30 000?.. $50 000? Если это региональный менеджер или директор филиала – $300 000?.. $450 000 и т. д.
Ожидаемое (в %) воздействие тренингового эффекта на оборот и прибыль человека (команды, компании).
Какое воздействие окажет повышение эффективности работы обучаемого персонала на обороты и прибыль. К примеру, если супервайзеров обучить качественно подбирать и обучать торговых представителей, то обороты команды могут вырасти на 20-40%, прибыль – на 10-12%. Если менеджеров по работе с ключевой розницей научить системно и эффективно работать и вести переговоры с сетями, то можно увеличить оборачиваемость денежных средств на 50%, уменьшить потери от out-stock на 25-30% и т. д., что принесет дополнительные 15-20% прибыли.
Сколько стоит обучение? В стоимость аудиторного обучения необходимо не забывать включать стоимость конференц-сервиса (проезд, проживание, питание участников тренинга). При этом выстроенная система наставничества (обучения на рабочем месте) практически ничего не стоит компании – обучение подчиненных является одной из основных обязанностей менеджеров (их только нужно научить учить).
Теперь сгруппируем все вышенаписанное в одну таблицу и перейдем непосредственно к расчетам.
Изначально рассмотрим проведение одноразовых тренингов без посттренинговой поддержки.
Оценка возврата инвестиций в обучение персонала (без посттренинга)
Категория работников |
Кол-во обучаемых (чел.) |
Уровень воздействия на прибыль компании |
Оборот на одного человека (команды, региона, филиала) в месяц, $ |
% прибыль-ности от оборота |
Продолжитель-ность тренингового эффекта, мес. |
Ожидаемый прирост прибыли, % |
Стоимость аудиторного обучения, $ (вместе с конференц- сервисом) |
Дополнител. прибыль за время длительности тренингового эффекта, $ |
Дополнител. прибыль минус стоимость обучения, $ |
Торговый представитель |
12 |
60% |
15 000 |
10% |
1 |
15% |
2 600 |
1 620 |
- 980 |
Супервайзер |
12 |
50% |
75 000 |
10% |
3 |
15% |
4 500 |
20 250 |
15 750 |
Директор филиала |
8 |
50% |
300 000 |
10% |
4 |
10% |
4 500 |
48 000 |
43 500 |
Дополнительная прибыль = кол-во обучаемых Х уровень воздействия на прибыль компании Х оборот на одного человека Х % прибыльности от оборота Х продолжительность тренингового эффекта Х ожидаемый прирост прибыли.
Дополнительная прибыль (чистая) = дополнительная прибыль – стоимость обучения.
Как мы видим, чем выше уровень персонала, тем выгодней проводить обучение персонала, тем больше рентабельность инвестиций в обучение и соответственно меньше рисков потратить деньги бессмысленно.
Что еще мы видим: проводить одноразовые тренинги для торговых представителей – дело убыточное.
Так что торговых представителей нет смысла учить?!!! А ведь тренинги по продажам – самые востребованные на рынке. Правильный ответ – без посттренинговой поддержки и системы наставничества учить бессмысленно...
Что, еще и платить за посттренинговую поддержку? Это ж вообще убытки!!!
При привлечении внешних провайдеров к посттренингу и наставничеству – да, эти инвестиции весьма спорные. Но при выстраивании системы наставничества внутри компании, обучении и введении в стандарт работы всех категорий менеджеров обучать своих подчиненных – эти инвестиции окупятся с лихвой.