Диверсификация. Мне страшно подумать, сколько людей, прочитав это слово, подумало: лучше бы он этого не произносил! И действительно — слово заумное. Мало того — затасканное. Более того — оно стало нарицательным. Именно потому, что набило оскомину: от частого его употребления с высоких трибун лучше экономика наша не стала. Такое ощущение, что скоро начнут кидать камни в того, кто ЭТО слово произносит.
И тем не менее я рискну. Потому как не вижу другого выхода из той ситуации, в которой сейчас находится отечественная экономика. Она нестабильна, и это видно по тому, как качнулся маятник ВВП в первом квартале текущего года. Не в лучшую сторону. Цена на нефть стала падать, и народ сразу засуетился: что будет с валютным курсом, будет ли девальвация, как с рублем, упадет ли платежеспособный спрос?
Меня, безусловно, эти вопросы тоже беспокоят, хотя бы потому, что рекламный рынок сильно зависит от благополучия экономики. Но когда я ищу ответ, то нахожу его отнюдь не в многообещающих речах чиновников, которые действительно заюзали «диверсификацию». Ответ, как мне кажется, кроется в консолидации бизнеса. Вполне отчетливо вижу этот тренд: юристы создают свою коллегию, аудиторы хотят из Палаты сделать СРО (саморегулируемая организация), страховые организации создали свою ассоциацию, Союз сервисных компаний провел свою первую конференцию. Бизнесы не просто объединяются в индустриальные союзы, что, в принципе, было и раньше, они вдумчиво подходят к тому, чтобы самим регулировать свой рынок. Без опеки государства, без заглядывания в рот чиновникам. И это путь к развитым странам, в которых роль СРО весьма высока, в некоторых отраслях они даже забрали у госорганов право выдачи лицензий. Все потому, что доказали обществу транспарентность своей деятельности и справедливость своих управленческих решений. И выборы руководителей, что важно, проводят честно. Так что несырьевые бизнесы у нас становятся самостоятельнее, сильнее. Это диверсификация не на словах, а на деле. От нее действительно становится слаще.