Рекомендуем
×
Совокупный объем биржевых торгов Евразийской торговой системы (ЕТС) в 2012 году увеличился в 1,7 раза, что составляет 507 млрд тенге (текущий 150,85/$1), - по сообщению"Интерфакс-Казахстан". Читать далее

Хочу быть «племянником»

28 сентября 2012/ Мнение » Олег Хе/ Автор Олег Хе

Недавно я познакомился с директором филиала одного небольшого банка. Сначала я удивился тому, что на визитке указан номер сотового телефона. Обычно руководители филиалов не столь открыты. Потом удивился тому, как эта женщина печется о своих клиентах – многих она знает в лицо.

Если клиент перестает обслуживаться в ее банке, то менеджеру, который вел этого клиента, достается по полной программе. При этом дама не была похожа на воинствующую бизнесвумен. И по облику, и по характеру она доброжелательная хозяюшка. С таким же успехом ее легко представить в роли владелицы небольшого трактира или семейного магазинчика. С каждым посетителем найдет время поговорить, узнает о самочувствии, завернет пирог для детишек…

Я спросил директора филиала насчет рекламы — помогает ли она банку в продажах. «Конечно, сильно помогает, — воодушевилась дама. — Но мы осторожно ее даем, стараемся не пестрить, мы должны быть готовы к наплыву клиентов». Для нее, выходит, рост продаж не является самоцелью, уровень обслуживания — что важнее — не должен упасть.

Эта встреча мне вспомнилась во время недавних моих занятий в КИМЭПе по программе «Корпоративное управление и лидерство». Мы разбирали принципы ведения дел в семейных компаниях. И получилось много общего с этим банком. Семейный бизнес потому и хорошо стартует, что он начинается с обслуживания соседей. Если ремесленник начинал шить обувь для жителей своей деревни, то он не мог пошить плохо, потому что тогда осрамился бы среди всех своих земляков. Это уже в третьем-четвертом поколении семейный бизнес чаще всего дает сбой, потому что последователи либо хватку теряют, либо интерес к профессии. Но старт-то у большинства семейных компаний вполне успешный.

У Казахстана нет традиций ведения семейного бизнеса. Но если мы говорим о важности МСБ в экономике страны, то, мне кажется, это хороший вариант. Открыть аптеку или пекарню для жителей своего района, выстраивать с каждым клиентом личные отношения, узнавать о его самочувствии, по необходимости предоставлять товар или услугу в долг. У нас это не развито, и хоть я стараюсь обслуживаться всегда в одних и тех же местах, не припомню, чтобы кто-то обратился ко мне по имени, поинтересовался моими делами. У нас если создается малое предприятие, то оно — для всех. И в то же время — ни для кого. А ведь конкурентная сила малого бизнеса именно в этом — не поеду я в торговый центр, если за углом знакомая тетя Зина обслужит меня, словно родного племянника. И наш МСБ эту силу еще не осознал в полной мере.

Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто оставьте оценку статьи ;)

Следите за обновлениями сайта в социальных сетях Фейсбук или Твиттер.

Комментарии
Добавление комментария
Имя:*
E-Mail:
или войдите через свой аккаунт:
Об авторе
Олег Хе
Издатель
Авторы
Редактор отдела «Экономика и бизнес»
Генеральный директор «Business Resource TV»
Издатель
Эксперт в области эффективного менеджмента
руководитель пресс-службы Школы управления Nota Bene
Школа управления Nota Bene
аналитик Агентства по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ)
аналитик Агентства по исследованию рентабельности инвестиций
младший аналитик Агентства по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ)
старший аналитик Агентства по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ)
Журналист
Частный предприниматель