Вопрос на засыпку: что в нашу эпоху скоростей должно замедлиться? Ответ дала на этой неделе международная рекрутинговая компания «Форсаж»: настала пора остановить текучку кадров.
Пока тенденция выглядит не очень хорошо. Люди относятся к своей компании потребительски, меняют работы как телефоны — стремительно. Согласно исследованию «Форсажа», 60-70% менеджеров среднего звена меняют работу в Казахстане один раз в год, в том числе 35-50% меняют работодателя каждые полгода.
Можно говорить, что это мировой тренд. Даже в Японии уходит в прошлое традиция пожизненного найма сотрудников. Не факт, что это хорошо. Директор компании «Форсаж» Елена Грищук говорит, что работодатель начинает просто эксплуатировать тот персонал, который есть в данный момент под рукой. Получается замкнутый круг: руководитель не инвестирует в работника, не занимается его обучением в условиях высокой текучести кадров. «Зачем тратиться на развитие сотрудника, если его завтра кто-нибудь переманит, предложив оклад на 100 долларов больше?» — думает начальник. Работник в свою очередь нелоялен к компании, которая не расширяет его пространство самореализации. «Зачем я буду здесь выкладываться, если руководству до меня все равно?» — думает в ответ сотрудник. Сплошное равнодушие. Кто разорвет этот круг?
Хорошая новость — «Форсаж», анализируя рынок, говорит, что в Казахстане компании начинают переходить от управления по целям и задачам к управлению по ценностям. Это говорит о том, что обе стороны начинают разговаривать друг с другом. И те и другие стараются понять, что на самом деле важно для каждого из них.
«2013 год пройдет под знаком формирования лояльности персонала. Компании будут активно работать над внедрением программ эффективной мотивации, развитием корпоративной культуры, внутренних коммуникаций, рекрутингом по ценностям», — считают в компании «Форсаж». Это, наверное, один из лучших прогнозов на следующий год из тех, что я слышал. Потому что он выводит на первый план не финансы, технологии и технику, а человеческие отношения. Их качество поднять порой намного сложнее, чем обновить заводские мощности. Руководителю предстоит проявить искренний интерес к каждому своему подчиненному, поверить в его потенциал — в этом, на мой взгляд, секрет лояльности. Как в детстве: если в тебя верят родители, друзья и учителя, то тебе любое море по колено. Так часто происходит и во взрослой жизни.