7 октября 2014 г.   |   2293

Топ-менеджмент: учимся вознаграждать сотрудников

Вообще-то отечественные работодатели должны быть счастливы. Законодатель не определил им, как они могут поощрить сотрудников. По крайней мере, методы поощрения не определены в Трудовом Кодексе.

       Цель этой лекции - помочь работодателям, рассказать им о некоторых возможностях, которые у них есть.

       (Начало лекции см. здесь)

       Привилегии и вознаграждения

       Есть три вида предоставления чего-либо, кроме заработной платы, сотрудникам. Это признание, привилегии и вознаграждения.

       Признание - это когда руководитель или коллектив дают понять сотруднику: «Мы тебя видим! Ты классный!». Это делается через различные публичные инструменты – грамоты, доски почета и пр.

       Привилегии - это то, что сотрудники получают вследствие того, что они являются сотрудниками именно этого предприятия  и/или находятся на той или иной должности: подвоз  на  работу и обратно, бесплатные обеды, страховки, возможность купить продукцию компании по льготной цене или получении некоторого ее количества бесплатно, возможности заниматься спортом, возможности учиться, детские учреждения и собственные больницы, школы,  и т.д. Кроме того, в зависимости от должности, сотрудники могут иметь привилегии пользоваться бизнес-классом в самолете или служебной машиной, в том числе и для личных нужд.

       Привилегии  часто называют "социальным пакетом", но фактически это компенсационный пакет, частью которого является заработная плата. Заработная плата и весь компенсационный пакет выдается сотрудникам за стандартное и хорошее исполнение служебных обязанностей по своей должности. При этом стоит напомнить, что заработная плата - это возврат долгов сотруднику, т.е. сотрудник работает в аванс и только затем получает компенсацию за свой труд. Таким образом, компенсационный пакет вместе с заработной платой не мотивирует сотрудника к развитию, он скорее стабилизирует   трудовое поведение, потому что сам стабилен.

      Привилегии

       Привилегиями считаются материальные и иные выгоды, получаемые сотрудником вследствие его принадлежности к данной организации (бесплатные обеды) или занимаемой должности внутри организации (служебный транспорт). Привилегии, как правило, не привязываются к результатам труда и в этом смысле являются как бы продолжением заработной платы.

       Привилегии можно разделить на категории:

       Обусловленные законодательством: социальное страхование, пособие при увольнении, пособие по болезни. Эти привилегии становятся мотивирующими, если организация увеличивает их размер по сравнению с требуемым законом.

       Связанные с выходом на пенсию: ранний выход на пенсию со значительной компенсацией, дополнительные платежи в пенсионный фонд, пенсии по болезни.

       Связанные со страхованием: медицинское страхование, страхование жизни и здоровья и т.д.

       Оплата за неотработанное время: оплачиваемые отпуска, выходные и каникулы, дополнительные дни к отпуску, оплата дней болезни, и т.д.

       Есть и другие привилегии. Например: материальная помощь, бесплатные продукты компании, корпоративные скидки, униформа, бесплатные обеды, оплата образования, оплата путевок и т.д.

      Привилегии могут быть разными, но не они повод для этой лекции. Повод - вознаграждения или то, что приводит к улучшению или изменению трудового поведения сотрудников,  другими словами то, чего людям  не хватает. А ведь для человека, напомним тоже, важно не то, что уже есть (компенсационный пакет), а то, чего не хватает.

      Что такое вознаграждение

       Вознаграждение - это не заработная плата. Вознаграждение это нечто иное. Вознаграждение сотрудник получает за "разумную инициативу и успехи", т.е. за нечто, находящееся за пределами его стандартных должностных обязанностей, но полезное для организации и достигнутое этим сотрудником.  Более того, руководитель ОБЯЗАН вознаграждать сотрудника за это. Почему обязан, почему это не право? Дело в том, что именно вознаграждения указывают сотрудникам, как надо работать в дальнейшем. Т.е. вознаграждения приводят к улучшению результатов труда, а следовательно, к развитию организации.

      Как вознаграждать

       Вознаграждения всегда выдаются за конкретные результаты, иначе мы не сформируем нужных нам производственных ориентиров. Так, "премия" к  Наурызу - это, скорее всего, другая форма выдачи зарплаты - ежегодная, так как выплачивается ни за что-то, а к дате.   К этой же категории относятся "премии" к дням рождения и т.д. - эти деньги выплачиваются сотруднику не за достижения, а за то, что он дожил до определенной даты без очевидных ошибок и проступков. Для ясности мы бы предложили называть это все подарками фирмы.

       Все способы вознаграждения можно условно разделить на материальные и нематериальные. 

      Экономическое вознаграждение

       Его в свою   очередь можно разделить на денежные вознаграждения (или премии) и ценные подарки.  Денежные вознаграждения хороши тем, что нам не обязательно знать  личные потребности нашего сотрудника. Выдадим ему деньгами и он сам  купит то, что нужно.

       С ценными подарками сложней - можно не угадать и подарить сотруднику не то, что ему надо, что  может вызывать иронию, если не сарказм и уж точно демотивировать (вспомните бронзовую лошадь из "Служебного романа"). 

      Почему же организации продолжают вручать ценные подарки? Причин несколько. Прежде всего,  это инерция. Деньги в советские времена, считались чем-то «неприличным», и ценные подарки были альтернативой деньгам. И любая ВЕЩЬ во времена дефицита была важной. Но времена изменились.

       Второй причиной может быть наше знание конкретных потребностей сотрудника. Тогда наш подарок будет к месту и принят с благодарностью.

       Третья причина может возникать в тех случаях, когда крупная компания закупает что-то для подарков большой партией по оптовой цене, да еще и со скидкой. В этом случае появляется возможность вручить серьезные подарки, которые тоже будут встречены с благодарностью.

       Четвертый случай - это путевки на лечение или отдых. Они уместны, если мы хотим, чтобы наши сотрудники восстановили силы и лучше работали. Если этим сотрудникам выдать деньги, то они, возможно, будут истрачены на что-то другое. Это не выгодно предприятию.

       Еще один случай - это когда денег выделено мало, а вознаградить надо. Тогда закупается нечто большое по размеру, заметное и дешевое.

      Кого вознаграждать подарками

       Западные источники говорят, что линейных сотрудников лучше вознаграждать деньгами. Вряд ли мы можем учесть их материальные потребности.

       Иная история с руководителями и сотрудниками, которые каким-то образом представляют компанию за пределами организации. Здесь ценные подарки уместны - раз эти сотрудники представляют фирму, они должны быть подобающим образом одеты, носить соответствующие аксессуары,  ездить на машинах соответствующей цены, жить в определенном районе и т.д. Если мы выдадим этим сотрудникам вознаграждение деньгами, то эти деньги могут быть потрачены на что-то нам неизвестное, а если мы купим руководителю или сотруднику машину, то на этой машине он будет ездить на встречи, на отдых и т.д. Это будут видеть люди, в том числе и значимые для компании, и делать выводы.

       Нематериальное (социальное) вознаграждение или социальное признание

       Нематериальные вознаграждения часто называют моральными.

        Доски  и Книги Почета. 

       Исследования говорят, что сотрудники больше всего ценят публичное признание их заслуг. Не заработную плату. Дело в том, что заработная плата  приоритет только тогда, когда ее нет. А если она уже есть, появляются другие приоритеты. Мы считаем, что и Доски, и Книги надо возрождать, может в несколько другом виде и под иными названиями. Но важна суть приема мотивации.

       Появление электронной почты дает нам еще один инструмент. Это циркулярная рассылка благодарностей или вывешивание их на электронных досках объявлений. 

       Благодарственные письма

       В советские времена интересным инструментом вознаграждения были  благодарственные письма. В армии их писали командиры частей родителям солдат, руководители предприятий - родителям молодых специалистов и рабочих. Что мешает возродить этот инструмент? Представьте, что произойдет, если родители сотрудника получат благодарственное письмо. А если дети получат письмо, в котором хвалят их родителей, а если внуки получат письмо про дедушку или бабушку с советом брать с них пример? Положительных эмоций будет много.

       Устная публичная благодарность.

       Знаем же, «доброе слово и кошке…» Ведь не жалко. Заслужил сотрудник, есть смысл громко и публично сказать "Спасибо".

      Вымпелы и сертификаты.

        «Лучший сотрудник» квартала или года - такой сертификат или вымпел могут неплохо стимулировать.

     Знаки внимания сотрудникам

     В зарубежной литературе мы столкнулись с еще одним интересным методом вознаграждения. Суть его в том, что начальник достаточно высокого уровня приглашает сотрудника с семьей на обед или ужин в дорогой ресторан.

      Возможностей для фантазии при определении способов вознаграждений много. Границы очень условны. Просто хочется еще раз напомнить руководителям, что они обязаны поощрять сотрудников. А значит,  обязаны определять способы и методы.  В чем мы им и желаем успехов. Надеюсь, размышления на эту тему будут приятны руководителям.

Сергей Филин, доктор делового администрирования

 

Новости по теме



Комментарии





Жалобы

Погода


Курс валют на сегодня - 24 января 2018 г.

НБРК
USD323.2
EUR395.56
CNY50.48
RUB5.72
GBP450.73
AED88
KGS4.73
JPY2.92

Опрос

Сколько денег Вы сдаёте на нужды школы, в которой учится Ваш ребёнок?