фото: Деловой Саратов
18 октября 2016 г.   |   ≡ 23
  |   11397

Контракты жизненного цикла в ГЧП

В условиях сложной экономико-политической ситуации бизнес вынужден все более активно ориентироваться на сотрудничество с государством, сообщает profinance.kz со ссылкой на аналитика казахстанского центра государственно-частного партнерства Гулзию Шерову.

Приоритетным направлением становится развитие совместных проектов государственно-частного партнерства (ГЧП) в различных сферах. Новые возможности ставят перед участниками новые вопросы, прежде всего, эффективности управления проектами, повышения доходности и разрешения правовых и налоговых аспектов.

Заключение контрактов с частным сектором привлекательно, поскольку, с одной стороны, заказчик (государство) не участвует в непосредственном производстве общественного блага, передавая его в частный сектор, и таким образом решается вопрос эффективности производства; с другой стороны, государство осуществляет финансирование проекта.

Основная ценность контракта жизненного цикла заключается в том, что государство получает возможность использовать полезные свойства объекта, не участвуя не только в его производстве, но и в последующем обслуживании и утилизации. Благодаря этому контракт жизненного цикла (КЖЦ) набирает все большую популярность.

За прошедшие десятилетия во многих развитых странах был накоплен достаточно большой опыт использования КЖЦ, создана нормативно-правовая база, разработаны институциональные механизмы, задающие рамки взаимодействия государства и субъектов частного сектора.

КЖЦ затрагивает три основных субъекта – государство (заказчик), частную организацию (поставщик услуги) и индивидов (потребители). Больше внимания заслуживают выгоды для государственного сектора, поскольку именно государство выбирает тип заключаемого контракта.

 

Выгоды КЖЦ для заказчика (государства)

По сравнению с традиционными государственными закупками КЖЦ обладает рядом преимуществ:

1)                высокое качество получаемого объекта и снижение риска оппортунистического поведения производителя блага;

2)                возможность выбора поставщика по соотношению цена–качество, снижение транзакционных издержек и издержек управления;

3)                распределение платежей за объект во времени, облегчение бюджетного планирования.

Высокое качество объекта достигается за счет перекладывания риска некачественного исполнения контракта на поставщика. В данном случае действует принцип перенесения риска, согласно которому с риском должен справляться тот субъект, у которого для этого имеется больше возможностей (ресурсов). Уровень квалификации работников частной фирмы в области проектирования и строительства гораздо выше, чем государственных служащих, поэтому государство формулирует общие требования к техническим характеристикам. Организация-поставщик разрабатывает проект, исходя из заданных характеристик и своих возможностей по его реализации, учитывая, что экономия на начальных этапах может привести к увеличению стоимости эксплуатации, дополнительному ремонту и прочим издержкам, которые, согласно КЖЦ, ложатся на поставщика и не входят в стоимость контракта.

Возможность выбора поставщика по соотношению цена–качество характерна для всех контрактов, именно поэтому и проводится конкурсный отбор и заключается договор с частной фирмой. Однако в случае КЖЦ поставщик выбирается для реализации не одной задачи, а сразу нескольких. За счет этого происходит экономия на транзакционных издержках (проведение одного конкурса вместо трех) и издержках управления, поскольку частная фирма будет заинтересована в наилучшем использовании объекта с наименьшими затратами на управление.

Для региональных бюджетов преимущество состоит в том, что не нужно сразу резервировать большой объем бюджетных средств, поскольку оплата происходит с момента ввода объекта в эксплуатацию и поэтапно. КЖЦ дает возможность развивать социально значимую инфраструктуру при ограниченном бюджете, а фиксированный размер максимальных платежей позволяет планировать расходы, необходимые для исполнения контрактных обязательств. Для республиканского бюджета помимо уже упомянутого облегчения бюджетного планирования выигрыш состоит в том, что в условиях длительных бюджетных дефицитов привлечение долгосрочного частного капитала для реализации капиталоемких проектов способно снизить нагрузку на бюджет в краткосрочном периоде.

 

Выгоды КЖЦ для поставщика:

1)                доходы поставщика не зависят от конечного спроса на объект;

2)                возможность привлечения долгосрочного финансирования, обеспечением которого могут служить аннуитетные платежи по контракту;

3)                укрепление рыночных позиций фирмы; применение новых технологических и управленческих решений, основанных на кооперации исполнителей.

Независимость доходов от конечного спроса означает, что для фирмы отсутствует риск недостаточного спроса, ее будущие денежные потоки заранее определены, и она может использовать их как гарантии при привлечении и обслуживании долгосрочных коммерческих кредитов, а также обеспечить возвратность и доходность инвестиций. Фирма свободна в выборе средств реализации проекта и заинтересована в передовых технологиях, чтобы снизить собственные издержки. Независимость доходов от спроса также означает, что при организации управления объектом фирма будет ориентироваться не на его максимальную эксплуатацию для генерирования наибольшего дохода, но на его оптимальное использование с учетом множества разнообразных факторов, включая ограничения по ремонту вследствие чрезмерного использования.

Выгоды КЖЦ для конечных потребителей:

1)                доступ к качественному общественному благу, отвечающему современным технологическим стандартам;

2)                минимальные ограничения доступа к благу.

Оба преимущества вытекают из свойств КЖЦ – поставщик заинтересован предоставлять качественное общественное благо с минимальными ограничениями по доступности, поскольку именно от этих характеристик зависят его денежные потоки и наличие премий/штрафов в случае нарушения условий оказания услуг потребителям.

Принимая решение об использовании КЖЦ, государство ориентируется на выгоды, приносимые как контрактацией в целом за счет конкуренции, так и спецификой дизайна контракта жизненного цикла, позволяющего снизить уровень участия государства в непосредственном производстве общественного блага. В условиях ограниченности бюджетных ресурсов (особенно в стадии экономического спада) КЖЦ позволяют привлекать частный капитал, снижая краткосрочную нагрузку на бюджет.

Использование КЖЦ наиболее оправдано в инфраструктурных отраслях и строительстве объектов общественного сектора, для которых особую важность играет не только этап первоначальных инвестиций, но и обслуживание объекта в процессе эксплуатации. Вместе с тем сравнительная эффективность КЖЦ пока остается под вопросом. В этой области необходимы дополнительные исследования как теоретического, так и прикладного характера.

За последнее десятилетие контракты жизненного цикла стали весьма популярным видом взаимодействия государственного и частного секторов в развитых странах. И хотя их эффективность по сравнению с традиционными государственными закупками еще полностью не подтверждена, они могут использоваться для решения определенных задач. В частности, весьма важной целью, которую можно достичь с помощью КЖЦ, является стимулирование инвестиционной активности в условиях экономического кризиса, особенно при невозможности широкомасштабного применения кейнсианских методов поддержания национальной экономики. Реализуя инфраструктурные проекты, государство одновременно закладывает фундамент для постиндустриального развития и вовлекает частный капитал в инвестиционную деятельность, запуская тем самым мультипликативный процесс экономического роста.

Новости по теме



Комментарии


Хамза Аждаров
18 октября 2016 г., 22:46:29
У вас очень позновательная и интересная статья,по моему мнению ваша статья октуальна на настоящее время. Спасибо за стаью!)
Nazira Sagyndykova
18 октября 2016 г., 16:34:22
Спасибо за отличную статью, Гулзия Шерова!Подход простой, и весьма эффективный.Мои благодарности, буду рада вашим новым публикациям.
Алексей Назаров
18 октября 2016 г., 14:30:19
КЖЦ популярно в последнее десятилетие, особенно применимо в условиях экономического кризиса, считаю что следует и дальше развавать это направление.



Жалобы



Курс валют на сегодня - 23 сентября 2017 г.

НБРК
USD340.11
EUR407.93
CNY51.61
RUB5.91
GBP461.22
AED92.6
KGS4.96
JPY3.04


Опрос

Сколько денег Вы сдаёте на нужды школы, в которой учится Ваш ребёнок?