Национальным Банком Республики Казахстан по итогам третьего квартала 2018 года проведен мониторинг и анализ допущенных в указанный период банками второго уровня и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций (далее – банки), нарушений прав и законных интересов потребителей финансовых услуг.
По итогам выявленных нарушений в отношении банков применено санкций и ограниченных мер воздействия в количестве 71, в том числе:
- 28 санкций в виде наложения и взыскания штрафов;
- 43 ограниченных мер воздействия в виде письменных предписаний.
Результаты проведенного анализа показали, что банками в большинстве случаев, не соблюдаются следующие порядки, установленные банковским законодательством Республики Казахстан, а также нормативными правовыми актами Национального Банка, которые связаны с осуществлением:
- обслуживания банковских займов;
- платежей и переводов денег;
- обслуживания банковских счетов;
- взаимодействия с Национальным Банком по вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг.
По порядку осуществления платежей и переводов денег выявлены нарушения, касающиеся:
- несвоевременного исполнения платежного документа / необоснованного отказа в его исполнении;
- необоснованного взыскания денег с банковского счета клиента;
- несоблюдения очередности изъятия денег с текущих счетов, предусмотренной гражданским законодательством Республики Казахстан;
- исполнения платежных требований, согласно которому платежные требования на взыскание просроченной задолженности по займу необходимо исполнять в пределах 50% от суммы денег, находящейся на банковском счете физического лица, и/или от суммы, поступившей на банковский счет.
По порядку обслуживания банковских счетов выявлены нарушения, касающиеся:
- несоблюдения условий договора банковского вклада в части порядка возврата вклада;
- несоблюдения порядка хранения документов, находящихся в досье клиента по договору текущего счета;
- установления кредитного лимита по банковскому счету клиента при отсутствии договора банковского займа.
По взаимодействию с Национальным Банком нарушения касаются несвоевременного предоставления/ непредставление запрашиваемых информации и документов в Национальный Банк в рамках рассмотрения обращений потребителей финансовых услуг.